НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Комментарий к статье 84 ВЗК РФ Обеспечение авиационной безопасности

Обеспечение авиационной безопасности реализуется посредством осуществления предполетного досмотра, противодействия актам незаконного вмешательства, исключения посторонних лиц к доступу в зону контроля аэропорта или аэродрома, недопустимости допуска посторонних лиц на стоянки воздушных судов. Данные функции осуществляет служба авиационной безопасности, которая имеет широкие полномочия в области задержания для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багажа, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам. При этом сотрудники службы авиационной безопасности имеют право на ношение и применение служебного оружия в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется для предотвращения несанкционированной доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут использоваться для совершения акта незаконного вмешательства. При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки.

Воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности. При подготовке самолета к вылету службой авиационной безопасности осуществляется предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также выявления посторонних лиц. В случаях получения информации об угрозе акта незаконного вмешательства воздушное судно подлежит дополнительному досмотру на специально выделенной стоянке. Если досмотр окажется безрезультатным, а угроза инцидента продолжает существовать, то воздушное судно оставляют на указанной стоянке на срок, соответствующий времени выполнения планируемого рейса воздушного судна до пункта назначения. По просьбам авиапредприятий и эксплуатантов воздушного транспорта администрация запрашиваемого аэропорта обязана проводить дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности: досмотр и охрану воздушных судов, повторный досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, принадлежащих этим авиапредприятиям и эксплуатантам.

Одной из основных форм повышения уровня безопасности полетов, профессиональной подготовки, эффективности и качества деятельности предприятия, подразделения, экипажа гражданской авиации является разбор полетов. Разборы полетов проводятся в целях:

- оценки уровня безопасности, регулярности и экономической эффективности полетов;

- анализа подготовки к полетам;

- оценки работы каждого экипажа и летного подразделения в целом;

- оценки качества работы и взаимодействия служб, обеспечивающих полеты;

- совершенствования профессиональной подготовки летного, диспетчерского и инженерно-технического состава;

- обобщения и распространения передового опыта работы экипажей, смен, подразделений и служб;

- мобилизации личного состава на обеспечение требований безопасности, регулярности и экономичности полетов и культуры обслуживания пассажиров;

- разработки мероприятий по профилактике авиационных происшествий и их предпосылок;

- совершенствования организаторской, воспитательной и методической работы командно-летного состава.

Разборы полетов проводятся в сроки:

- послеполетный в экипаже - после выполнения задания на полет, а для экипажей, выполняющих авиационные работы, - по окончании летного дня;

- в авиазвене - не реже 1 раза в месяц;

- в авиаэскадрильях - не реже 1 раза в месяц;

- с командно-летным и инструкторским составом летного отряда - не реже 1 раза в месяц;

- общий разбор в летных отрядах с экипажами, работниками службы движения, АТБ и других служб, обеспечивающих полеты, - 1 раз в месяц;

- с командно-руководящим составом предприятия - еженедельно.

Кроме того, по решению командира подразделения или старших командиров (начальников) могут проводиться внеплановые разборы. Организация подготовки и проведения разборов осуществляется командирами подразделений и предприятий. Содержание разбора и указания командира, проводившего разбор, должны быть доведены до всех лиц летного и командно-руководящего состава предприятия, подразделения в части, их касающейся. Разбор полета в экипаже (с экипажем) проводит командир воздушного судна (проверяющий). Оценку работы экипажа и выводы командир воздушного судна (проверяющий) записывает в специальный журнал и докладывает непосредственному командиру или (при его отсутствии) дежурному командиру. Командно-летный состав авиапредприятий обязан осуществлять постоянный контроль за качеством проведения разборов в подразделениях. Основной целью контроля за выполнением полетов является своевременное предупреждение и профилактика ошибок и отклонений в технике пилотирования, нарушений правил летно-технической эксплуатации воздушных судов и его оборудования, выявление причин отказов авиационной техники.

Контроль проводится:

- в процессе предварительной и предполетной подготовки экипажей к полетам;

- при проверке техники пилотирования и практической работы специалистов;

- при проверке работы экипажей воздушных судов на рабочих аэродромах при выполнении авиационных работ (не реже одного раза в 10 дней);

- в процессе индивидуальных собеседований.

При контроле комплексно используются:

- журналы подготовки к полетам и разборов полетов;

- полетная и метеорологическая документация;

- материалы проверок летного состава;

- результаты наблюдения за полетами командно-летным составом;

- информация службы движения, ИАС и других служб, обеспечивающих полеты; результаты инспекторских и выборочных осмотров воздушных судов и анализов эксплуатации авиационной техники;

- материалы анализа полетной информации, бортовых и наземных средств, регистрации параметров полета и речевого обмена;

- материалы проверок общественных инспекторов по безопасности полетов.

Контроль за выполнением полетов каждого экипажа с использованием материалов анализа полетной информации осуществляется систематически с определенной периодичностью (но не реже одного раза в месяц). Контроль проводится в обязательном порядке:

- при выполнении литерных рейсов;

- при подтверждении квалификации и выполнении тренировочных полетов;

- по заявкам командно-летного состава подразделений и АТБ, а также указаниям вышестоящих командиров (начальников);

- при выявлении нарушений РЛЭ, правил полетов и УВД;

- по требованию командиров воздушных судов.

Ответственность за сроки и качество представляемой полетной информации несут руководители служб, производящих первичную обработку средств контроля полетов, при этом окончательный анализ и выводы по полученным данным проводит командно-летный состав подразделений. Периодический анализ организации летной работы и состояния безопасности полетов составляется:

- в летных отрядах и на авиапредприятиях - ежеквартально и за год;

- в управлениях ГА и летных учебных заведениях - за первое полугодие и год в целом.

Ответственность за составление анализа организации летной работы и состояния безопасности полетов возлагается на заместителей командиров (начальников) по организации летной работы (летной подготовке). Отдельно бы хотелось остановиться на вопросе перевозки оружия. Прием оружия к перевозке, оформление соответствующих документов, доставку на борт воздушного судна гражданской авиации в аэропорту отправления и выдачу оружия в аэропорту назначения осуществляют уполномоченные сотрудники службы авиационной безопасности аэропорта. Контроль за соблюдением порядка перевозки оружия воздушными судами осуществляют органы внутренних дел и службы авиационной безопасности аэропортов в соответствии с законодательством Российской Федерации. При посадке (высадке) пассажиров на посадочных площадках и аэропортах (аэродромах), где отсутствуют службы авиационной безопасности, прием оружия к перевозке, оформление соответствующих документов, доставку на борт воздушного судна и выдачу оружия осуществляет член экипажа воздушного судна, назначенный командиром воздушного судна ответственным за сохранность и перевозку оружия.

Оружие пассажиров, имеющих право на его хранение и ношение, в обязательном порядке передается уполномоченному лицу для временного хранения на период полета в аэропорту отправления и выдается владельцам по окончании полета в аэропорту назначения. Сотрудниками Федеральной службы охраны РФ, Государственной фельдъегерской службы РФ, находящимися при исполнении своих служебных обязанностей, а также военнослужащими и сотрудниками других государственных военизированных организаций, имеющими соответствующие командировочные предписания и осуществляющими сопровождение конвоируемых лиц, оружие для временного хранения на период полета не передается. Для перевозки оружия на борту воздушного судна в изолированном багажном отсеке должен быть размещен запираемый на замок металлический ящик с толщиной стенок не менее 1,2 мм, окрашенный в красный цвет. На воздушных судах, не имеющих изолированных багажных отсеков, оружие перевозится в кабине экипажа в опечатываемых мешках, изготовленных из плотной ткани.

При предъявлении (обнаружении) оружия в ходе предполетного досмотра уполномоченное лицо ставит об этом в известность сотрудника органа внутренних дел на транспорте, который обязан проверить наличие у пассажира документов на право хранения и ношения оружия, а в необходимых случаях - соответствующего разрешения на его ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации, а также произвести тщательный осмотр оружия, о чем делается отметка в актах приемки оружия на период полета воздушного судна. Оружие должно находиться в разряженном состоянии отдельно от боеприпасов. В аэропортах, где нет органов внутренних дел на транспорте, проверка документов и осмотр оружия осуществляются уполномоченными лицами. Осмотр оружия и оформление документов на его перевозку должны производиться в специально отведенных помещениях аэропорта, оборудованных в соответствии с требованиями Наставления по организации работы дежурных частей органов внутренних дел, утвержденного Приказом МВД России от 9 апреля 1993 г. N 170дсп "О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел".

Служба авиационной безопасности информирует производственно-диспетчерскую службу предприятия, а при ее отсутствии - аэродромный диспетчерский пункт об отправлении на воздушном судне "Спецсредств". Акт приемки оружия на период полета воздушного судна составляется в 3-х экземплярах, которые подписываются уполномоченным лицом и владельцем оружия. Первый экземпляр акта приобщается к багажной ведомости службы организации пассажирских перевозок после подписания членом экипажа, ответственным за сохранность и перевозку оружия, о принятии оружия на борт воздушного судна и хранится в указанной службе в течение одного года. Второй экземпляр акта в качестве сопроводительного документа передается экипажу. В аэропорту назначения уполномоченное лицо расписывается в нем о получении оружия у члена экипажа, ответственного за сохранность и перевозку оружия. Этот экземпляр акта приобщается к полетной документации. Третий экземпляр акта выдается пассажиру в аэропорту отправления. Он является основанием для получения оружия, переданного пассажиром для временного хранения на период полета. При оформлении акта уполномоченное лицо обязано разъяснить пассажиру порядок его получения в аэропорту назначения.

Оружие, переданное его владельцем на временное хранение на период полета, упаковывается уполномоченным лицом в оберточную бумагу, бумажный или пластиковый пакет. На упаковке проставляются номера рейса и акта, фамилия, имя, отчество владельца оружия. Уполномоченное лицо доставляет оружие на борт воздушного судна. Член экипажа, ответственный за сохранность и перевозку оружия, осуществляет приемку оружия и совместно с уполномоченным лицом помещает его в запираемый на замок металлический ящик или мешок. Уполномоченное лицо опечатывает ящик (мешок) номерной печатью аэропорта, о чем делается запись в первом и втором экземплярах акта. Номерная печать, получаемая в первом отделе аэропорта, постоянно хранится у старшего смены (группы) службы авиационной безопасности, осуществляющей предполетный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа, и выдается под роспись уполномоченному лицу на период выполнения служебных обязанностей.

Металлический ящик помещается в багажный отсек после загрузки багажа, груза и почты, перевозимых этим рейсом. На период полета воздушного судна ключ от ящика с оружием хранится у члена экипажа, ответственного за сохранность и перевозку оружия. В случае перевозки одним воздушным судном нескольких единиц оружия уполномоченным лицом составляется внутренняя опись содержимого металлического ящика (мешка). При выдаче оружия в промежуточных пунктах посадки металлический ящик (мешок) с оружием опечатывается номерной печатью авиакомпании (авиапредприятия) членом экипажа, ответственным за сохранность и перевозку оружия. Номерная печать авиакомпании изготавливается и регистрируется в установленном порядке в первом отделе авиакомпании (аэропорта, авиапредприятия). Печать закрепляется за воздушным судном авиакомпании (авиапредприятия) и передается вместе с ним под роспись лицу, принимающему воздушное судно. Лицо, принявшее воздушное судно, на период выполнения полетного задания выдает номерную печать под роспись члену экипажа, ответственному за сохранность и перевозку оружия.

В иностранных аэропортах оружие, переданное для временного хранения на период полета, принимается на борт воздушного судна в соответствии с требованиями законодательства под контролем представителя российской авиакомпании и в порядке, согласованном с администрацией аэропорта. Командир воздушного судна за 20 минут до посадки по коммерческому каналу связи установленным сигналом (наличие "Спецсредств") информирует ПДСП, а при его отсутствии - в диспетчерский пункт управления воздушным движением о наличии на борту воздушного судна оружия. ПДСП (при ее отсутствии - диспетчерский пункт управления воздушным движением через диспетчера) сообщает в службу авиационной безопасности аэропорта назначения о наличии на борту воздушного судна "Спецсредств".

Служба авиационной безопасности аэропорта назначения при получении сообщения из аэропорта отправления и информации командира воздушного судна о наличии на борту воздушного судна оружия организует его встречу. Уполномоченное лицо встречает воздушное судно, предъявляет члену экипажа, ответственному за сохранность и перевозку оружия, документ, удостоверяющий личность и должностные (служебные) полномочия, проверяет сохранность печати и соответствие содержимого металлического ящика (мешка) внутренней описи, после чего расписывается во втором экземпляре акта за получение оружия. Уполномоченное лицо доставляет оружие в специально оборудованное помещение аэропорта. По предъявлению пассажиром врученного ему в аэропорту отправления третьего экземпляра акта и документа, удостоверяющего его личность, документа на право ношения и хранения оружия, а в необходимых случаях соответствующего разрешения на его ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации оно выдается владельцу после росписи в третьем экземпляре акта. В аэропорту иностранного государства представитель авиакомпании Российской Федерации осуществляет встречу воздушного судна со "Спецсредствами", доставку и выдачу оружия их владельцам в порядке, согласованном с администрацией аэропорта.

В соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения" (утвержденных Приказом Минтранса России от 27 марта 2003 г. N 29) эксплуатант АОН обязан разработать программу обеспечения авиационной безопасности, являющуюся частью Руководства по производству полетов, а также все необходимые инструкции и технологии для персонала эксплуатанта в части обеспечения авиационной безопасности. Требования к документации по авиационной безопасности эксплуатанта АОН устанавливает специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Эксплуатант АОН обязан организовать подготовку персонала по авиационной безопасности в пределах его функциональных обязанностей. Авиационная безопасность эксплуатанта АОН включает в себя мероприятия, направленные на обеспечение безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна, которые проводятся в соответствии с установленными требованиями авиационной безопасности. Основными мероприятиями по предупреждению актов незаконного вмешательства в деятельность эксплуатанта АОН (далее - АНВ) являются:

а) соблюдение пропускного и внутриобъектового режима в аэропортах базирования;

б) организация и обеспечение охраны воздушных судов и объектов эксплуатанта АОН;

в) оборудование воздушных судов противоугонными устройствами;

г) обеспечение экипажей воздушных судов инструктивными документами по авиационной безопасности;

д) досмотр пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, грузов, почты и бортовых запасов;

е) предполетный досмотр гражданских воздушных судов;

ж) организация и принятие мер по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с АНВ.

При базировании (временной стоянке) воздушных судов эксплуатанта АОН в аэропорту меры авиационной безопасности осуществляются службой авиационной безопасности эксплуатанта АОН или службой авиационной безопасности аэропорта. При базировании (временной стоянке) воздушных судов эксплуатанта АОН вне аэропорта меры авиационной безопасности осуществляются командиром воздушного судна или назначенным им членом экипажа эксплуатанта АОН самостоятельно. Эксплуатант АОН при этом обязан обеспечить следующие меры авиационной безопасности:

а) установку тормозных и противоугонных устройств;

б) закрытие и блокирование (опечатывание на воздушном судне дверей, люков (лючков), заправочных горловин;

в) уборку (удаление) от воздушного судна посадочных трапов и лестниц;

г) уборку (удаление) от воздушного судна переносных лестниц, подъемных устройств и пассажирских транспортных средств;

д) постоянный контроль за доступом к стоянке воздушного судна.

Воздушные судна эксплуатанта АОН, используемые для перевозки пассажиров, должны располагать специальным оборудованием установленного образца для хранения оружия, боеприпасов и спецсредств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета. Стоянки воздушных судов эксплуатантов АОН не должны находиться в непосредственной близости к стоянкам воздушных судов, осуществляющих коммерческие перевозки, в целях избежания снижения уровня авиационной безопасности в отношении этих воздушных судов, багажа, грузов, почты, бортовых запасов. В аэропортах постоянного базирования воздушных судов эксплуатантов АОН должно быть исключено смешивание вылетающих и прилетающих экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН и пассажиров АОН с пассажирами коммерческих рейсов. Предполетный досмотр вылетающих экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН и пассажиров АОН должен проводиться отдельно от пассажиров коммерческих рейсов. Доставка экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН и пассажиров АОН на борт воздушного судна организуется в сопровождении сотрудников службы авиационной безопасности аэропорта. При вылете из аэропорта (с аэродрома), где отсутствует служба авиационной безопасности, предполетный досмотр членов экипажа, пассажиров, в том числе вещей, находящихся при них, багажа, грузов, почты, воздушного судна, бортовых запасов проводится сотрудниками службы авиационной безопасности эксплуатанта АОН. В случае выполнения полетов с аэродромов или посадочных площадок, где отсутствуют служба авиационной безопасности аэропорта и служба авиационной безопасности эксплуатанта АОН, досмотр осуществляет командир воздушного судна или назначенный им член экипажа.

При АНВ, произошедшем в полете, командир воздушного судна и члены экипажа обязаны передать сигналы бедствия, сообщить об АНВ, свой позывной, местонахождение (координаты), высоту, курс полета, данные об остатке топлива, имеющиеся сведения о правонарушителях и их вооружении и действовать в соответствии с памяткой экипажу воздушного судна по действиям в чрезвычайной обстановке. При угрозе или совершении АНВ, произошедшем до или после выполнения полета, командир воздушного судна или уполномоченный работник эксплуатанта АОН по разрешении инцидента должны немедленно направить информацию и отчет о таком акте в адрес специально уполномоченного органа в области гражданской авиации.

Положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 897 <*>, установлено, что в вопросах защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства службы авиационной безопасности эксплуатантов обязаны выполнять распоряжения служб авиационной безопасности аэропортов, на территории которых базируются воздушные суда эксплуатантов.

--------------------------------

<*> Текст Постановления официально опубликован не был

Налоговый кодекс
Минфин РФ
ФНС РФ
Кодексы РФ
Популярные материалы