НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Комментарий к статье 36 ВК РФ Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов

В части первой комментируемой статьи не только воспроизводятся общие требования государственного экологического, природоресурсного и природоохранного контроля, предусмотренного в ст. ст. 64 - 69 ФЗ "Об охране окружающей среды" контроля и надзора, но и подчеркивается принципиальная связь водных объектов с земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения. Привязка вод и лесов к земельным участкам, на которых они расположены, - отличительная черта новых Водного и Лесного кодексов РФ.

Смысл части второй комментируемой статьи заключается в том, что: 1) государственным контролем и надзором является как федеральный, так и региональный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов; 2) если первый осуществляется федеральными органами исполнительной власти, то второй - органами исполнительной власти субъектов РФ; 3) из государственного контроля по ВК РФ исключаются органы местного самоуправления, отделенные от государства.

Однако, во-первых, из ст. 27 ВК РФ вытекают контрольно-надзорные полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений, а во-вторых, население муниципальных образований вправе в различных формах, предусмотренных законодательством, участвовать в осуществлении государственного водного контроля и надзора.

Реализуя полномочия, предусмотренные в части третьей комментируемой статьи, Правительство РФ утвердило Постановление от 4 ноября 2006 г. N 640 "О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов", которым поручило МПР России утвердить перечень объектов, подлежащих государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов.

Согласно утвержденному этим Постановлением Положению критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов, является использование:

а) поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Федерации;

б) водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

в) внутренних морских вод;

г) территориального моря Российской Федерации;

д) особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющих собой часть этих территорий;

е) водных объектов или их частей, являющихся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами;

ж) водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

з) трансграничных (пограничных) водных объектов;

и) водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. м в год.

Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов.

Правительством РФ принято также Постановление от 30 декабря 2006 г. N 845 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 640 "О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов" <100>.

--------------------------------

<100> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4713.

Пункт 2 этого Постановления изложен в следующей редакции:

"...Министерство природных ресурсов РФ на основании определенных Правительством РФ критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, утверждает перечень объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

3. В критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов, утвержденных указанным Постановлением, пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов".

Государственный контроль над использованием и охраной водных объектов соприкасается с экологическим контролем, который, по мнению некоторых специалистов, является более общим по сравнению с природоресурсным контролем. Задачам контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) посвящена статья 64 Закона об охране окружающей среды. Эти задачи во многом совпадают с задачами государственного контроля и надзора над использованием и охраной водных объектов.

В статье 67 указанного Закона предусматривается также производственный контроль, в ходе которого субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять сведения об организации производственного экологического контроля в органы публичной власти.

Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в целях реализации прав каждого на благоприятную окружающую среду.

В осуществлении экологического контроля участвуют в различных формах на основе Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иного российского законодательства также муниципальные образования и органы местного самоуправления (см. ст. 17 Закона о введении в действие Водного кодекса Российской Федерации и комментарий к ней).

Указанные в части пятой комментируемой статьи права государственных инспекторов являются также их полномочиями и обязанностями, за выполнение которых должностные лица несут дисциплинарную, административную ответственность. Перечисленные в комментируемой части ст. 36 ВК РФ права во многом совпадают с правами, обязанностями и ответственностью государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, предусмотренными в частях первой и второй ст. 66 Закона об охране окружающей среды <101>.

--------------------------------

<101> См.: Федеральный государственный экологический контроль: Пособие для правоприменителей / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2005.

В соответствии с частью восьмой комментируемой статьи Правительством РФ принято Постановление от 25 декабря 2006 г. N 801 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов". Постановлением определяется, что государственный контроль и надзор над использованием и охраной водных объектов осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (федеральный государственный контроль и надзор) и органами исполнительной власти субъектов Федерации (региональный государственный контроль и надзор).

Росприроднадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный контроль и надзор над использованием и охраной водных объектов на подлежащих федеральному государственному контролю и надзору объектах по перечню, утверждаемому МПР России в соответствии с критериями, установленными Правительством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют региональный государственный контроль и надзор над использованием и охраной водных объектов на подлежащих региональному государственному контролю и надзору объектах по перечню, утверждаемому указанными органами.

Росприроднадзор и его территориальные органы при осуществлении федерального государственного контроля и надзора над использованием и охраной водных объектов и органы исполнительной власти субъектов Федерации при осуществлении регионального государственного контроля и надзора взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

Федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляют должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов, которые одновременно по должности являются:

а) руководитель Росприроднадзора - главным государственным инспектором Российской Федерации по контролю и надзору над использованием и охраной водных объектов;

б) заместитель руководителя Росприроднадзора и начальник управления Росприроднадзора, ведающие вопросами федерального государственного контроля и надзора над использованием и охраной водных объектов, - заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по контролю и надзору над использованием и охраной водных объектов;

в) заместитель начальника управления Росприроднадзора, ведающий вопросами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, - старшим государственным инспектором Российской Федерации по контролю и надзору над использованием и охраной водных объектов;

г) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей Росприроднадзора, ведающие вопросами федерального государственного контроля и надзора над использованием и охраной водных объектов, - государственными инспекторами Российской Федерации по контролю и надзору над использованием и охраной водных объектов;

д) руководители территориальных органов Росприроднадзора - главными государственными бассейновыми (территориальными) инспекторами по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

е) заместители руководителей территориальных органов Росприроднадзора и начальники отделов этих органов, ведающие вопросами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, - заместителями главных государственных бассейновых (территориальных) инспекторов по контролю и надзору над использованием и охраной водных объектов;

ж) заместители начальников отделов территориальных органов Росприроднадзора, ведающие вопросами государственного федерального контроля и надзора над использованием и охраной водных объектов, федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей этих органов, ведающие вопросами федерального государственного контроля и надзора над использованием и охраной водных объектов, - государственными бассейновыми (территориальными) инспекторами по контролю и надзору над использованием и охраной водных объектов.

Главный государственный инспектор Российской Федерации, его заместители, старший государственный инспектор Российской Федерации, главные государственные бассейновые (территориальные) инспекторы и их заместители, главные государственные инспекторы субъектов Федерации по контролю и надзору над использованием и охраной водных объектов помимо прав, предусмотренных в части пятой ст. 36 ВК РФ, имеют право:

а) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

б) предъявлять физическим и юридическим лицам требования о проведении необходимых мероприятий по охране водных объектов и организации контроля над соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействием сточных вод на них;

в) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и выдачи заключений в случае аварии на водных объектах.

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Росприроднадзором, - в отношении федерального государственного контроля и надзора, и органами исполнительной власти субъектов Федерации - в отношении регионального государственного контроля и надзора, а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

Внепланово проверки проводятся в случаях контроля над исполнением предписаний об устранении ранее выявленных нарушений водного законодательства; получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений водного законодательства.

Формы документов, составляемых по результатам проведения Росприроднадзором мероприятий по федеральному государственному контролю и надзору над использованием и охраной водных объектов, устанавливаются МПР России.

Формы документов, составляемых по результатам проведения органами исполнительной власти субъектов Федерации мероприятий по региональному государственному контролю и надзору над использованием и охраной водных объектов, устанавливаются указанными органами.

Мероприятия по государственному контролю и надзору над использованием и охраной водных объектов в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Юридические и физические лица, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечивать должностным лицам Росприроднадзора и его территориальных органов и должностным лицам органов исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющим государственный контроль и надзор над использованием и охраной водных объектов, доступ на объекты, подлежащие такому контролю, и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки.

Должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов и должностные лица органов исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие государственный контроль и надзор над использованием и охраной водных объектов, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля и надзора над использованием и охраной водных объектов.

Полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора над использованием и охраной вод наделяются также иные должностные лица федеральных государственных органов исполнительной власти (например, в соответствии с Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960, пунктом 11 утвержденного им Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и с Приказом ФСБ России от 26 сентября 2005 г. N 568 "Об утверждении Положения о порядке реализации полномочий государственных инспекторов морской охраны" <102>).

--------------------------------

<102> Российская газета. 2005. 27 окт.

Глава 5. ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Налоговый кодекс
Минфин РФ
ФНС РФ
Кодексы РФ
Популярные материалы