НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 180 УИК РФ Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных и в применении к ним мер медицинского характера

1 - 2. Практика показала, что отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества нередко приводит к разрыву социально полезных связей осужденного с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы и т.п. Трудности, испытываемые лицом, отбывшим наказание, особенно в трудовом и бытовом устройстве, могут подталкивать его к совершению новых преступлений. Особое беспокойство вызывает будущее молодых людей, освободившихся из воспитательных колоний. Причины рецидива часто связаны с отсутствием у освобожденных жилья, работы, средств к существованию, утратой родственных и иных социально полезных связей.

Поэтому закон возлагает на администрацию исправительных учреждений по месту отбывания осужденными наказаний в виде ареста, ограничения либо лишения свободы обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению. Для осуществления данной работы согласно Приказу Минюста России от 30.12.2005 N 262 "Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы" <1> в исправительных учреждениях созданы группы социальной защиты осужденных, должности в которых замещаются лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее профессиональное образование по специальностям "социальный работник", "юрист", "педагогика", "социальная педагогика", "психология". Социальная защита осужденных в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию им социальной помощи и поддержки, создающей предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы.

--------------------------------

<1> Бюллетень Минюста России. 2006. N 3.

С осужденными проводятся беседы, в ходе которых выясняются намерения каждого конкретного лица в плане его жизнеустройства после освобождения, ему даются необходимые рекомендации в свете положений действующего законодательства. В законе отмечено воспитательное значение таких собеседований, которые должны носить неформальный характер, помогать осужденному принять правильное решение.

После того как намерения осужденного определятся, но не позднее указанных в ч. 1 комментируемой статьи сроков либо сразу после вступления приговора суда в законную силу, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет органам местного самоуправления и федеральной службы занятости по месту предстоящего жительства освобождаемого письменное уведомление с информацией о времени прибытия данного лица и предложениями относительно его бытового и трудового устройства. В уведомлении, как следует из текста закона, обязательно должна содержаться информация о наличии у освобожденного жилья, о его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Следует отметить, что, несмотря на значительные трудности, преимущественно социально-экономического характера, положительные результаты в решении вопросов социальной реабилитации лиц, отбывших наказание, имеются в ряде регионов страны. Особое внимание в этой связи привлекает опыт Республики Башкортостан, где с 1997 г. действует Закон "О социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания".

3. Если освобождаемые в силу пенсионного возраста или инвалидности являются нетрудоспособными и нуждаются в специальном уходе, администрация учреждения, исполняющего наказания, направляет органам социальной защиты представление о помещении этих лиц в дома инвалидов и престарелых. К представлению прилагается письменная просьба самих осужденных.

Помещение в специально организуемые для таких лиц дома инвалидов и престарелых осуществляется органами социального обеспечения по месту жительства освобожденного либо в ином месте в порядке, предусмотренным действующим законодательством.