НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 275.1 НК РФ Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств

Как разъяснил КС РФ в Определении от 19.05.2009 N 815-О-П, хотя в абзаце десятом статьи 275.1 НК РФ и установлено, что расходы на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств признаются в пределах нормативов, утвержденных органами местного самоуправления, обязанность по утверждению указанных нормативов среди вопросов местного значения Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает (статьи 14, 15 и 16).

Отсутствие на территории муниципального образования аналогичных хозяйств, производств и служб либо неутверждение органами местного самоуправления соответствующих нормативов и порядка не должно ставить градообразующие организации, в нарушение статьи 19 Конституции РФ, в неравное положение по сравнению с иными налогоплательщиками, по месту нахождения которых упомянутые аналогичные хозяйства, производства и службы имеются либо такие нормативы и порядок утверждены.

При невозможности сравнения показателей в силу отсутствия аналогичных хозяйств, производств и служб и непринятия органами местного самоуправления соответствующих нормативов и порядка градообразующие организации вправе признавать для целей налогообложения расходы на содержание обслуживающих подразделений и хозяйств в размере фактически осуществленных ими расходов без ограничений.

Положения абзаца десятого статьи 275.1 НК РФ - в их конституционно-правовом истолковании в системе действующего правового регулирования - не предполагают отнесение фактов отсутствия аналогичных хозяйств на территории муниципального образования и непринятия органами местного самоуправления соответствующих нормативов и порядка к самостоятельным и достаточным основаниям для отказа налоговых органов признать для целей налогообложения фактически осуществленные градообразующими организациями расходы.

Минфин России в письме от 23.03.2009 N 03-03-06/1/174 разъяснил, что налоговая база по деятельности обслуживающих производств и хозяйств определяется в целом по всем обслуживающим производствам и хозяйствам.

Статьей 169 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) предусмотрено, что для целей Закона N 127-ФЗ градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Положения, предусмотренные параграфом 2 Закона N 127-ФЗ, применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

Согласно позиции Минфина России, отраженной в письме от 18.04.2008 N 03-03-05/40, статус градообразующей организации применяется к организации в целом и в связи с этим в целях применения положений статьи 275.1 НК РФ градообразующей организацией не может быть признано структурное подразделение юридического лица.

Учитывая изложенное, структурное подразделение юридического лица не может быть признано градообразующей организацией в целях исчисления налога на прибыль.

Письмами Минфина России от 21.10.2004 N 03-03-01-04/1-78 и от 25.04.2005 N 03-03-01-04/1/199 разъяснено, что налоговая база по налогу на прибыль организаций, содержащих на балансе объекты общественного питания, обслуживающие трудовые коллективы, определяется в зависимости от того, являются ли данные объекты обособленными подразделениями. В частности, если объект общественного питания (столовая) является обособленным подразделением налогоплательщика, определяемым в соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ, налоговая база по деятельности такого объекта определяется в порядке, предусмотренном статьей 275.1 НК РФ. Если же столовая не является обособленным подразделением, налогообложение деятельности по оказанию услуг общественного питания трудовому коллективу осуществляется в общеустановленном порядке.

Статья 275.1 НК РФ не уточняет, применяются ли ее положения в том случае, если подразделение налогоплательщика помимо деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, осуществляет иную деятельность, и в каком соотношении.

Судебная практика свидетельствует, что ограничительные условия признания расходов по обслуживающим производствам и хозяйствам, предусмотренные статьей 275.1 НК РФ, не подлежат применению, если осуществление обособленным подразделением налогоплательщика деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, составляют лишь незначительную часть в производственной деятельности. К таким выводам пришел, в частности, ФАС Центрального округа в Постановлении от 13.10.2006 N А68-АП-651/14-04).

ФАС Уральского округа в Постановлении от 14.03.2006 N Ф09-1419/06-С7 разъяснил, что налогоплательщик обязан самостоятельно подтвердить выполнение указанных условий.

По мнению ФАС Восточно-Сибирского округа, выраженному в Постановлении от 12.01.2006 N А33-8409/05-Ф02-6760/05-С1, в случае, если налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие выполнение условий установленных статьей 275.1 НК РФ, налогоплательщик не вправе учитывать убыток, полученный при осуществлении деятельности, связанной с использованием обслуживающих производств и хозяйств.

Аналогичные выводы отражены в Постановлении ФАС Московского округа от 17.04.2006 N КА-А40/2823-06.

Согласно письму Минфина России от 09.07.2004 N 03-03-05/3/57 организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек, не могут быть признаны градообразующими организациями в целях применения положений статьи 275.1 НК РФ. Минфин России ссылается на то, что по смыслу пункта 2 статьи 169 следует, что к организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек, применяются только положения о банкротстве градообразующих организаций, предусмотренные параграфом 2 главы IX Федерального закона N 127-ФЗ.

Согласно письму Минфина России от 23.09.2002 N 04-02-06/1/121 аналогичные положения пункта 2 статьи 132 Федерального закона N 6-ФЗ, которым установлено, что правила, предусмотренные параграфом 2 "Банкротство градообразующих организаций" Федерального закона N 6-ФЗ, применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек, для целей налогообложения не учитываются.

Точка зрения судов по этому вопросу неоднозначна.

Согласно Постановлениям Президиума ВАС РФ от 21.12.2004 N 10888/04 и от 21.12.2004 N 10929/04, поскольку НК РФ не содержит понятия градообразующего предприятия, то в соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ применению подлежит в зависимости от рассматриваемого налогового периода либо статья 169 Федерального закона N 127-ФЗ, либо статья 132 Федерального закона N 6-ФЗ.

В рассмотренном деле арбитражный суд пришел к выводу, что налогоплательщики, численность работников которых превышает пять тысяч человек, являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и вправе учесть в целях налогообложения прибыли фактически осуществленные расходы на содержание объектов, названных в статье 275.1 НК РФ.

Обосновывая свою позицию, суд исходил из положений статьи 11 НК РФ, пункта 2 статьи 169 Федерального закона N 127-ФЗ.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 09.08.2005 N А62-2608/2004 суд пришел к аналогичному выводу о том, что поскольку численность работников налогоплательщика составляла более 5000 человек, налогоплательщик обладает статусом "градообразующая организация", а значит, правомерно применил льготу по налогу на прибыль, установленную статьей 275.1 НК РФ, как градообразующее предприятие.

В то же время в Постановлении ФАС Уральского округа от 11.08.2005 N Ф09-3393/05-С7 сделан вывод о том, что предприятия, численность работников которых превышает пять тысяч человек, к которым в силу пункта 2 статьи 169 Федерального закона N 127-ФЗ применяются положения о банкротстве градообразующих организаций, для целей налогообложения не могут рассматриваться в качестве градообразующих.

Аналогичный вывод изложен в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.09.2004 N А44-1440/04-С15.

Таким образом, исходя из позиции Минфина России, организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек, но составляет менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта, не являются градообразующими организациями в целях применения положений статьи 275.1 НК РФ.