НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 78 ЛК РФ Подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений

Комментируемая статья устанавливает общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Сам по себе принцип предоставления лесных участков с аукциона новеллой для лесного законодательства назвать нельзя, поскольку Лесной кодекс РФ 1997 г. содержал порядок проведения лесных аукционов. Лесные аукционы должны были проводиться только при предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование для целей лесопользования, связанного с пользованием древесиной, недревесными ресурсами и полезными свойствами леса. Федеральная служба лесного хозяйства России 11 августа 1997 г. утвердила Приказом N 99 Положение о порядке проведения лесных аукционов. Приказ был зарегистрирован в Минюсте России 30 октября 1997 г. за N 1405 и применялся в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ 1997 г. и его последним изменениям до его отмены Приказом МПР России от 14 апреля 2005 г. N 97 "Об утверждении Порядка организации и проведения лесных аукционов", зарег. в Минюсте 6 июня 2005 г. за N 6690. Следует, однако, подчеркнуть, что проведение лесных аукционов было редкостью. И это понятно, т.к. более простой способ приобретения участков лесного фонда без проведения лесного аукциона мог конкурировать. И само право краткосрочного пользования до одного года было не единственным видом права на участки лесного фонда. Кроме того, данный вид права мог возникнуть и вне аукциона на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта РФ в пределах их компетенции.

Действующий же Лесной кодекс РФ практически не дает альтернативного способа приобретения лесных участков или куплю-продажу лесных насаждений, кроме аукциона. Исключения есть.

Во-первых. Для приобретения права постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, сервитута проведение аукционов не требуется. Аукцион необходим только при приобретении лесного участка на праве аренды или при покупке лесных насаждений (заключении договора купли-продажи лесных насаждений).

Во-вторых. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

предусмотренных ст. 43 - 45 настоящего Кодекса;

использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43);

использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44);

использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45);

реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (см. п. 3 ст. 74 ЛК РФ).

В-третьих. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19 и 30 настоящего Кодекса:

при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений (п. 3 ст. 19);

заготовка древесины для собственных нужд (ст. 30).

Подчеркнем, что статья относится только к тем лесным участкам, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Вообще оборот и особенности построения правовых отношений лесных участков на землях иных категорий земель, не земель лесного фонда, остается за страницами Лесного кодекса РФ.

Важным моментом, относящимся к общим положениям, можно назвать также п. 3 ст. 72 настоящего Кодекса.

Новшеством по сравнению с прежним порядком проведения аукциона является то, что сам протокол лесного аукциона раньше носил силу договора и подписание другого договора не требовалось. Новый Кодекс требует заключения договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений, а протокол является промежуточным правовым документом.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает положение о том, что если договор не заключен, то можно проводить аукцион, в результате которого договор аренды на этот участок будет содержать пункт о начале срока внесения арендной платы не сразу, а по истечении первых 5 лет срока договора аренды лесного участка. К сожалению, законодатель не уточняет, о каких случаях незаключения договора идет речь и относится ли к указанным случаям, например, признание аукциона несостоявшимся? Пункт не совсем ясен и коллизионных вопросов при его применении, на наш взгляд, не избежать.