НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 1373 ГК РФ Изобретение, полезная модель, промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту

1. Основу комментируемой статьи составляют нормы ранее действовавшей ст. 9.1 Патентного закона. Однако Кодекс, во-первых, расширил свободу сторон в выборе модели закрепления прав на охраноспособные результаты работ, полученные по государственному или муниципальному контракту. Если в соответствии со ст. 9.1 Патентного закона предусматривалась (при определенных условиях) альтернатива закрепления прав либо за исполнителем, либо за заказчиком, то в соответствии со ст. 1373 эти права могут принадлежать договаривающимся сторонам совместно.

Такая правовая конструкция была заложена уже в Постановлении Правительства РФ от 17.11.2005 N 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности" <1>. Согласно Постановлению государственные заказчики при заключении государственных контрактов могут включать в них следующие условия о закреплении прав на результаты интеллектуальной деятельности:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4939.

за Российской Федерацией - если данные результаты в силу закона изъяты из оборота либо ограничены в обороте или финансирование работ по доведению этих результатов до стадии промышленного применения берет на себя Российская Федерация;

за Российской Федерацией или по решению государственного заказчика, за Российской Федерацией и исполнителем совместно - если данные результаты необходимы для выполнения государственных функций, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также защитой здоровья населения.

В иных случаях права на результаты научно-технической деятельности закрепляются за исполнителем на условиях, определенных в государственных контрактах.

Не вызывает сомнения, что вопрос о распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые в рамках государственных или муниципальных контрактов, заключенных соответственно субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями, решается аналогичным образом. Во-вторых, согласно п. 3 комментируемой статьи на исполнителя государственного или муниципального контракта, согласно которому права на полученные результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели или промышленные образцы) принадлежат Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, возлагается обязанность обеспечить свои права на использованные в разработке охраноспособные решения, принадлежащие третьим лицам. В противном случае исключительные права на соответствующие решения не могут быть переданы исполнителем заказчику.

В свою очередь, исполнитель получает право на возмещение ему заказчиком затрат, понесенных в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц.

2. Пункт 4 комментируемой статьи касается случаев, когда в соответствии с п. 1 статьи патентообладателем является исполнитель государственного или муниципального заказа. Исполнитель, являющийся патентообладателем, обязан по требованию государственного или муниципального заказчика предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца для государственных или муниципальных нужд.

3. Пункт 5 статьи посвящен особенностям распоряжения исключительным правом, вытекающим из патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, права на которые принадлежат совместно Российской Федерации и исполнителю, субъекту Российской Федерации и исполнителю, муниципальному образованию и исполнителю. В этих случаях, в отличие от общего порядка распоряжения правами на результат интеллектуальной деятельности, принадлежащий совместно нескольким правообладателям (см. комментарий к п. 3 ст. 1229), заказчик имеет право предоставлять безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование таких изобретения, полезной модели или промышленного образца в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для государственных либо муниципальных нужд. При этом заказчик должен уведомлять об этом исполнителя.

4. Пункт 6 комментируемой статьи регулирует права и обязанности заказчика и исполнителя государственного или муниципального контракта в случае принятия патентообладателем решения о досрочном прекращении действия патента. Вне зависимости от того, кем является патентообладатель - заказчиком или исполнителем государственного или муниципального контракта, он обязан уведомлять другую сторону контракта о принятом решении и по ее требованию обязан передать ей патент на безвозмездной основе.

5. Пункт 7 статьи также содержит очень важную новеллу, защищающую интересы авторов, участвовавших в выполнении контрактных работ в силу своих трудовых обязанностей. Авторское вознаграждение (как и при выполнении других заказных разработок) им обязан выплатить работодатель независимо от того, кто получит патент на соответствующие изобретения, полезные модели или промышленные образцы.