Государственная система наблюдений должна охватывать всех собственников водных объектов независимо от форм собственности на них и, следовательно, всех без исключения водопользователей, водопотребителей, понятие которых раскрывается в пункте 8 ст. 1 ВК РФ. Полномочия собственников и обладателей иных прав на водные объекты предусматриваются в статьях 8 и 9 ВК РФ.
Государственный мониторинг водных объектов тесно соприкасается с экологическим (природоохранным, природоресурсным) мониторингом и, по мнению ряда специалистов, включается в него. В части первой ст. 63 Закона об охране окружающей среды предусматриваются цели наблюдения за состоянием окружающей среды.
В части третьей той же статьи указано, что информация о состоянии окружающей среды используется государственными органами и органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации и мероприятий по охране окружающей среды.
Описание целей и содержания государственного мониторинга водных объектов, включенное в федеральный закон, имеет прежде всего технический, организационно-прикладной характер, но приобретает юридическое значение, правовые последствия и становится обязательным для правоприменителей <96>.
--------------------------------
<96> См.: Комментарий к Федеральному закону "О гидрометеорологической службе" / Под ред. А.И. Бедрицкого. СПб.: Гидрометеоиздат, 2002; Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 2001.