НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12.03.2024 N АПЛ24-30 "Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 20.12.2023 N АКПИ23-910, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 5 приказа ФАС России от 16.11.2022 N 818/22 "Об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Приморского края и Сахалинской области" (в первоначальной редакции)"

"Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 20.12.2023 N АКПИ23-910, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 5 приказа ФАС России от 16.11.2022 N 818/22 "Об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Приморского края и Сахалинской области" (в первоначальной редакции)"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2024 г. N АПЛ24-30
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю.,
членов коллегии Вавилычевой Т.Ю., Зинченко И.Н.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Клевцовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" о признании недействующим пункта 5 приказа Федеральной антимонопольной службы от 16 ноября 2022 г. N 818/22 "Об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Приморского края и Сахалинской области" (в первоначальной редакции)
по апелляционной жалобе публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2023 г. по делу АКПИ23-910, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Федеральной антимонопольной службы Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) издан приказ от 16 ноября 2022 г. N 818/22 (далее - Приказ), которым утверждены оптовые цены на газ, добываемый публичным акционерным обществом "Газпром" (далее также - ПАО "Газпром") и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Приморского края и Сахалинской области (Приказ утратил силу с 1 декабря 2023 г. в связи с изданием приказа ФАС России от 28 ноября 2023 г. N 909/23).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 30 ноября 2022 г., регистрационный номер 71270, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 декабря 2022 г.
Пунктом 5 названного Приказа предусматривалось, что оптовые цены на газ установлены на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта на объемную единицу измерения газа (1000 куб. м) с расчетной объемной теплотой сгорания 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (далее также - ПАО "Сахалинэнерго", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5 Приказа в первоначальной редакции. В обоснование заявленного требования указало, что расчетная объемная теплота сгорания в размере 7900 ккал/м3 установлена в оспариваемой норме без учета требований пункта 19 Временного Положения о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на газ, утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 29 мая 1998 г. N 22/1 (далее - Временное положение), без применения статистических данных о фактически складывающейся объемной теплоте сгорания (далее также - ОТС) за предыдущие периоды регулирования, является экономически необоснованной, поскольку не учитывает природно-геологические условия месторождений газа и статистические данные о фактической складывающейся ОТС добываемого газа за предыдущие периоды, а также не обеспечивает баланс интересов поставщика и покупателя.
Нарушение своих прав и законных интересов Общество связывает с тем, что решением Арбитражного суда Сахалинской области от 6 сентября 2023 г. по делу N А59-2915/2023 с ПАО "Сахалинэнерго" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Дальний Восток" взыскана задолженность по договору поставки природного газа от 1 ноября 2017 г. N 89С-4-0001/18 за период поставки газа с декабря 2022 г. по февраль 2023 г. в размере 96 894 548, 10 руб., которая образовалась в результате перерасчета цены на газ из-за отклонения фактической объемной теплоты сгорания от расчетной теплоты сгорания в размере 7900 ккал/м3.
Административный ответчик ФАС России и привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Минюст России в письменных возражениях на административный иск указали, что Приказ принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных полномочий, в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а установленная в нем величина расчетной объемной теплоты сгорания является экономически обоснованной.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления ПАО "Сахалинэнерго" отказано.
В апелляционной жалобе Общество, не согласившись с таким решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления, ввиду неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильного применения норм материального права, подлежащих применению при разрешении данного дела.
По мнению административного истца, вывод суда о том, что расчетная объемная теплота сгорания, равная 7900 ккал/м3, является стандартной и применяется в случае отсутствия отклонения фактической объемной теплоты сгорания от стандартной, основан на Положении об определении формулы цены газа, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 9 июля 2014 г. N 1142-э, нормы которого не подлежат применению при установлении цен на газ для потребителя Сахалинской области, не входящей в Единую систему газоснабжения. Цена на газ для указанной области и Приморского края должна определяться на основании Временного положения, содержащего императивное требование об обязательном установлении показателя расчетной объемной теплоты сгорания на основании фактических данных об объемной теплоте сгорания за предыдущие периоды. Считает, что показатель расчетной объемной теплоты сгорания установлен без учета требований пункта 19 Временного положения, без применения статистических данных о фактически складывающейся объемной теплоте сгорания за предыдущие периоды регулирования, на основании данных, указанных в заявлении ПАО "Газпром" об утверждении (изменении) оптовых цен на газ с 1 декабря 2022 г. в Приморском крае и Сахалинской области, которые ФАС России проверены не были.
ФАС России просила в удовлетворении апелляционной жалобы Обществу отказать, полагая, что оснований для изменения или отмены решения суда не имеется.
Минюст России в письменных возражениях на апелляционную жалобу поддержал правовую позицию, изложенную суду первой инстанции, просил рассмотреть апелляционную жалобу без участия его представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.
Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяющим правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направленным на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов, в части первой статьи 21 закреплено, что оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, данным федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 23 названного федерального закона федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения федеральных территорий и частей территорий субъектов Российской Федерации.
На основании Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 (далее - Основные положения), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ в случаях, предусмотренных данными положениями (подпункт "а" пункта 4). Федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с разделом II названных основных положений осуществляет государственное регулирование оптовых цен на газ (подпункт "а" пункта 7).
Таким органом согласно пункту 1, подпункту 5.2.21.17 пункта 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, является ФАС России.
С учетом изложенного правильным является вывод суда первой инстанции о том, что Приказ, относящийся к нормативным правовым актам в сфере регулирования оптовых цен на газ, издан компетентным федеральным органом исполнительной власти во исполнение требований федерального закона и Основных положений, в пределах имеющихся у него полномочий. Порядок издания, государственной регистрации и опубликования данного нормативного правового акта был соблюден.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Разрешая данное административное дело, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Приказ не противоречит каким-либо нормативным правовым актам большей юридической силы, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска ПАО "Сахалинэнерго" отсутствуют.
Нельзя согласиться с доводом административного истца в апелляционной жалобе о необоснованности выводов суда, изложенных в решении, о законности оспариваемого в части Приказа по мотиву неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значения для дела, и неправильного применения судом норм материального права.
Из материалов дела видно, что 28 сентября 2022 г. на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в сети "Интернет" (www.economy.gov.ru) размещен прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 г. и на плановый период 2024 г. и 2025 г., в соответствии с которым размер роста оптовых цен на газ в 2022 г. для всех категорий потребителей составляет 8,5%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 г. N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предписано ФАС России не позднее 5 дней со дня вступления в силу названного постановления установить с 1 декабря 2022 г. оптовые цены на природный газ, добываемый и реализуемый потребителям Российской Федерации (пункт 2 названного постановления).
В связи с чем правильным является вывод суда о том, что оспариваемый в части Приказ принят ФАС России во исполнение приведенного постановления, в целях реализации возложенной на него Правительством Российской Федерации обязанности по установлению оптовых цен на природный газ.
Согласно пункту 2 Положения об определении формулы цены газа, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 9 июля 2014 г. N 1142-э (далее - Положение), оно определяет формулу, по которой определяется размер оптовых цен на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами в рамках Единой системы газоснабжения, поставляемый потребителям Российской Федерации.
Пунктом 8 названного Положения установлено, что расчетная объемная теплота сгорания, равная 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3), предусмотрена для стандартных параметров газа.
Из содержания Временного положения следует, что фактическая оптовая цена, подлежащая применению при осуществлении расчетов за поставленный газ для регионов, не входящих в Единую систему газоснабжения, определяется в соответствии с названным положением, регламентирующим порядок расчета дифференцированных оптовых цен на газ, основанный на оценке выручки, необходимой для компенсации обоснованных затрат, уплаты установленных налогов, сборов и других платежей, а также получения экономически обоснованной прибыли для осуществления хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии.
В соответствии с пунктом 19 названного положения оптовые цены устанавливаются на объемную единицу измерения газа (1 тыс. куб. метров), приведенную к условиям: t град. + 20 град. C; давления 760 мм ртутного столба; влажности 0%; расчетной объемной теплоты сгорания (кроме оптовых цен на газ, реализуемый населению). Показатель расчетной объемной теплоты сгорания устанавливается отдельно для добываемого конкретным субъектом регулирования газа в зависимости от природно-геологических условий месторождений и на основе статистических данных о фактически складывающейся объемной теплоте сгорания добытого газа за предыдущие периоды регулирования. В случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от расчетной объемной теплоты сгорания перерасчет оптовой цены на газ осуществляется по приведенной в этом пункте формуле.
Проведя правовой анализ приведенных норм законодательства Российской Федерации и проверив соответствие им оспариваемого пункта 5 Приказа в ранее действующей редакции, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что установленная оспариваемой нормой расчетная объемная теплота сгорания, равная 7900 ккал/м3, является стандартной, а не произвольной, применена в связи с отсутствием данных об отклонении фактической объемной теплоты сгорания от стандартной, и названным выше предписаниям пункта 19 Временного положения не противоречит. В связи с изложенным нельзя согласиться с доводом в апелляционной жалобе о неправильном применении судом норм материального права, подлежащих применению при разрешении данного дела, ввиду его ошибочности.
Материалами административного дела подтверждается, что ПАО "Газпром", в связи с размещенной информацией о переносе индексации тарифов на газ на 1 декабря 2022 г., письмом от 28 сентября 2022 г. исх. N 08/17-2225 направило заявление в ФАС России об утверждении (изменении) оптовых цен на газ с 1 декабря 2022 г. в Приморском крае и Сахалинской области, в котором указывалось на то, что расчетная объемная теплота сгорания равняется 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3) и содержалась просьба при принятии соответствующего приказа предусмотреть пункт о перерасчете оптовой цены на газ в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).
Коллегиальный орган ФАС России, обсудив на заочном заседании 10 ноября 2022 г. N 29 вопрос об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации потребителям Приморского края и Сахалинской области, с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, большинством голосов его членов принял решение об утверждении оспариваемого Приказа, установив величину расчетной объемной теплоты сгорания соответствующую предложению регулируемой организации в лице ПАО "Газпром". При этом, как правильно отмечено в обжалуемом решении, на день проведения заседания коллегиального органа какие-либо иные данные, свидетельствующие о необоснованности предложенной в заявлении ПАО "Газпром" объемной теплоты сгорания добываемого газа равной стандартной в связи с ее отклонением от фактически складывающейся, в его распоряжении отсутствовали.
Вывод суда о том, что процедура принятия коллегиальным органом ФАС России решения об установлении тарифов, предусмотренная Правилами принятия ФАС России решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 г. N 941, была соблюдена, является правильным.
При разрешении данного дела суд первой инстанции также правильно учел, что приказами ФАС России от 7 июня 2023 г. N 363/23, от 12 июля 2023 г. N 457/23 в оспариваемый Приказ были внесены изменения, в соответствии с которыми оптовые цены на газ установлены на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта на объемную единицу измерения газа (1000 куб. м) с расчетной объемной теплотой сгорания для Приморского края - 8600 ккал/м3 (36010 кДж/м3), для Сахалинской области - 8700 ккал/м3 (36430 кДж/м3).
Установив, что Приказ в первоначальной редакции соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, следовательно, не нарушает прав и законных интересов административного истца в указанном им аспекте, суд первой инстанции правомерно, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Вопреки утверждениям Общества в апелляционной жалобе все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения данного дела, были исследованы судом первой инстанции и получили его оценку в решении, принятом с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании; доводам административного истца, имеющим правовое значение для разрешения настоящего дела, судом дана надлежащая оценка.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Члены коллегии
Т.Ю.ВАВИЛЫЧЕВА
И.Н.ЗИНЧЕНКО