НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2019 № 19АП-6215/18

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 310-ЭС19-3100

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва03.06.2019

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу государственного  учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в  г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение  Арбитражного суда Тамбовской области от 05.07.2018 по делу   № А64-1660/2018, постановление Девятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 03.10.2018 и постановление Арбитражного суда  Центрального округа от 13.12.2018 по тому же делу по заявлению общества с  ограниченной ответственностью «Магистраль-Т» к государственному  учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в  г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о признании  недействительным решения от 16.01.2018  № 7 и об обязании Инспекции  Федеральной налоговой службы России по г. Тамбову возвратить денежные  средства, взысканные в рамках исполнения решения от 16.01.2018  № 7, в  полном объеме в течение 10 дней с момента вынесения решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Магистраль-Т» (далее –  общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к  государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской 


Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее –  пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 16.01.2018  № 7  и об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по  г. Тамбову возвратить денежные средства, взысканные в рамках исполнения  решения пенсионного фонда, в полном объеме в течение 10 дней с момента  вынесения решения, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.07.2018,  оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 03.10.2018, заявленные требования общества  удовлетворены.

Арбитражный суд Центрального округа постановлением от 13.12.2018  оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда  апелляционной инстанции.

Пенсионный фонд обратился в Верховный Суд Российской Федерации с  кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их  отменить и принять новый судебный акт по делу об отказе обществу в  удовлетворении заявленных требований.

Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2019  были истребованы материалы дела из Арбитражного суда Тамбовской области.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба  подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы  подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и  (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются  достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в  кассационном порядке.

При изучении доводов кассационной жалобы по материалам  истребованного дела и принятых по делу судебных актов установлены  основания для передачи упомянутой жалобы вместе с делом для рассмотрения  в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, основанием для принятия пенсионным  фондом решения от 16.01.2018  № 7 послужил вывод о наличии у общества  обязанности начислять и уплачивать дополнительные тарифы страховых 


взносов, предусмотренные частью 2 статьи 58.3 Федерального закона  от 24.07.2009  № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской  Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон   № 212-ФЗ), в отношении выплат, произведенных в 2014-2016г. работникам  общества, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1  статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001  № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в  Российской Федерации» (далее – Закон  № 173-ФЗ), а с 01.01.2015 – в пунктах  2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О  страховых пенсиях» (далее – Закон  № 400-ФЗ), условия труда на рабочих  местах которых признаны допустимыми по результатам проведенной в  соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу  Федерального закона от 28.12.2013  № 426-ФЗ «О специальной оценке условий  труда» (далее – Закона  № 426-ФЗ), аттестации рабочих мест.

Не согласившись с решением пенсионного фонда, общество оспорило его  в арбитражном суде.

Удовлетворяя заявление общества, суды исходили из следующего.

Частью 2 статьи 58.3 Закона  № 212-ФЗ, действовавшей в спорный период,  установлены дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат  и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих  видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона   № 173-ФЗ (с 01.01.2015 – в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Закона  № 400-ФЗ).

С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013  № 426-ФЗ  «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон  № 426-ФЗ), пунктом 7  статьи 7 которого предусмотрено, что с 01.01.2014 при установлении  дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской  Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте  применяются результаты проведения специальной оценки условий труда.

Согласно части 4 статьи 27 Закона  № 426-ФЗ (в редакции, действовавшей  в период спорных правоотношений) в случае, если до дня вступления в силу  названного Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена  аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда  в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со  дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения  обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Закона. При этом для  целей, определенных статьей 7 Закона  № 426-ФЗ, используются результаты 


данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня  вступления в силу названного Федерального закона порядком. Работодатель  вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном  данным Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся  результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В связи с принятием Закона  № 426-ФЗ, Федеральным законом  от 28.12.2013  № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О  специальной оценке условий труда» (далее – Закон  № 421-ФЗ) статья 58.3  Закона  № 212-ФЗ дополнена частью 2.1, согласно которой для плательщиков  страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 данной статьи, в зависимости от  установленного по результатам специальной оценки условий труда,  проводимой в порядке, установленном законодательством Российской  Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 данной  статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные  тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: для  опасного класса условий труда подкласс 4 - 8%, для вредного класса условий  труда подкласс 3.4 - 7%, подкласс 3.3 - 6%, подкласс 3.2 - 4%, подкласс 3.1 -  2%, для допустимого класса условий труда подкласс 2 - 0%, для оптимального  класса условий труда подкласс 1 - 0%.

При этом в пункте 5 статьи 15 Закона  № 421-ФЗ установлено, что  результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до  окончания срока их действия, применяются при определении установленного  частью 2.1 статьи 58.3 Закона  № 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых  взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты  работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными.

Учитывая, что согласно результатам аттестации рабочих мест по  условиям труда, проведенной обществом в 2012 году и действовавшей в  проверяемом периоде, условия труда «сварщика термитной сварки» по степени  вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового  процесса отнесены ко второму классу (признаны допустимыми), в отношении  которого частью 2.1 статьи 58.3 Закона  № 212-ФЗ установлен дополнительный  тариф 0%, суды пришли к выводу об отсутствии у общества обязанности  уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов с выплат,  произведенных указанным работникам в спорный период.


На основании изложенного, суды признали недействительным  оспариваемое решение пенсионного фонда.

Обжалуя судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации,  пенсионный фонд приводит доводы о существенных нарушениях судами норм  материального права, повлиявших на исход дела.

Так, в частности, пенсионный фонд приводит доводы о том, что согласно  пункту 5 статьи 15 Закона  № 421-ФЗ результаты проведенной в соответствии с  порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона  № 426-ФЗ,  аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания  срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно, применяются  при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в  Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1  статьи 58.3 Закона  № 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на  которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда,  проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в  силу Закона  № 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.

Таким образом, по мнению пенсионного фонда, положения пункта 5  статьи 15 Закона  № 421-ФЗ в отношении «оптимального» и «допустимого»  классов условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов  производственной среды и трудового процесса рабочих мест аналогичных  положений не предусматривают.

В связи с этим, пенсионный фонд полагает, что в отношении выплат,  произведенных работникам общества, занятым на видах работ, указанных в  подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона  № 173-ФЗ, а с 01.01.2015 – в  пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Закона  № 400-ФЗ, условия труда на рабочих  местах которых признаны допустимыми по результатам проведенной в  соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона   № 426-ФЗ, аттестации рабочих мест, подлежат начислению дополнительные  тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 2 статьи 58.3 Закона   № 212-ФЗ.

Приведенные пенсионным фондом доводы признаются достаточным  основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке, в связи с чем жалобу пенсионного фонда с делом следует передать для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.


Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья 

определил:

кассационную жалобу государственного учреждения – Управление  Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе  Тамбовской области с делом передать для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации А.Г. Першутов