НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край) от 24.06.2016 № 2-111/16

копия

Дело № 2-111/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2016 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Копеиной И.А.,

при секретаре Сысновой В.В.,

с участием заместителя Красноярского транспортного прокурора Вишнякова В.Е.,

представителя ответчика Шикутиной А.А., Докторовой К.А., действующий по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании недействительными результатов специальной оценки условий труда,

У С Т А Н О В И Л:

Красноярский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском ( с учетом произведенных уточнений) к ОАО «РЖД», в котором просил признать недействительными результаты специальной оценки условий труда, проведенной в 2014 в отношении рабочих мест - ремонтника искусственных сооружений и обходчика пути и искусственных сооружений Дистанции инженерных сооружений - структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», установить ответчику срок для выполнения вышеуказанных требований - 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что Красноярской транспортной прокуратурой по коллективному обращению работников Дистанции инженерных сооружений - структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» проведена проверка исполнения трудового законодательства при проведении специальной оценки условий труда, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Так, в ходе проверки установлено, что проведенная специальная оценка условий труда ремонтников искусственных сооружений и обходчиков пути и искусственных сооружений Дистанции инженерных сооружений проведена с нарушениями требований законодательства, отдельные измерения и оценки проведены без учета требований нормативных документов: оценка условий труда ремонтника искусственных сооружений, обходчика пути и искусственных сооружений проведена без учета п. 4 Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № ЗЗн (далее - Приказ № ЗЗн), согласно которой при выявлении на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных факторов изучаются в том числе, результаты ранее проводившихся исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов. В частности, при проведении оценки условий труда работников по шуму в ходе аттестации рабочего места по условиям труда в 2011 году (протоколы № 3) учитывался такой источник как компрессор НВ10, однако, при проведении специальной оценки труда наличие данного источника не указано, фактические значения показателей тяжести трудового процесса «Рабочая поза», «Наклоны корпуса» согласно оценке, проведенной 15.12.2011 (протоколы № 6, № 7), отличаются от значений, полученных при проведении специальной оценки условий труда; для рабочих мест ремонтника искусственных сооружений, обходчика пути и искусственных сооружений не проведена оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), что не соответствует п.п. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ. Отсутствие методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении СИЗ в соответствии с ч. 6 ст.14 15 Федерального закона № 426-ФЗ не является основанием непроведения оценки по обеспеченности работников СИЗ согласно действующим требованиям выдачи СИЗ работникам железнодорожного транспорта. В протоколах измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах ремонтника искусственных сооружений, обходчика пути и искусственных сооружений имеются несоответствия нормативным требованиям охраны труда. В Картах специальной оценки условий труда № 58, № 59 имеются несоответствия нормативным требованиям охраны труда: -в п. 7 строки 040 Карт специальной оценки условий труда не учтен нормативный правовой акт, устанавливающий требования к проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Указанная в данном пункте статья Трудового кодекса РФ не предусматривает перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований)). В виду указанного, результаты проведенной специальной проверки условий труда являются недействительными. Согласно заключению экспертизы условий труда, проведенной Агентством труда и занятости населения Красноярского края, проведение специальной оценки условий труда ремонтников искусственных сооружений и обходчиков пути и искусственных сооружений Дистанции инженерных сооружений не соответствует государственным нормативным требованиям. Выявленные несоответствия материалов специальной оценки условий труда государственным нормативным требованиям к охране труда напрямую нарушают трудовые права работников на предоставление рабочего места, отвечающего требованиям безопасности в процессе трудовой деятельности работников и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также влияют на выплаты компенсационного характера для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. На основании изложенного просили требования удовлетворить.

Заместитель Красноярского транспортного прокурора Вишняков В.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» Шикуткина А.А., действующая по доверенности (полномочия проверены), Докторова К.А., действующая по доверенности, в судебном заседании не согласились с заявленными исковыми требованиями, поддержали доводы изложенные в письменном отзыве, в котором указывалось, что органы прокуратуры не относятся к числу субъектов, которые вправе обжаловать результаты специальной оценки условий труда путем предъявления иска в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, т.к. все таки круг лиц определен должностями. Требования прокурора направлены на защиту интересов определенного круга лиц, а именно работников, работающих на рабочих местах ремонтника искусственных сооружений и обходчика пути и искусственных сооружений Дистанции инженерных сооружений, на которых проведена специальная оценка условий труда. Специальной оценкой условий труда не могут быть нарушены права лиц, не являющихся работниками. Учитывая изложенное, отсутствуют основания для предъявления прокурором требований, указанных в исковом заявлении, на основании статьи 45 ПТК РФ в защиту неопределенного круга лиц. Для проведения специальной оценки условий труда ОАО «РЖД» заключен договор с ООО «Отраслевой Центр Промышленной Безопасности». Несоответствия материалов специальной оценки условий труда государственным нормативным требованиям, указанные в заключении экспертизы условий труда, проведенной Агентством труда и занятости населения Красноярского края, на которое ссылается в исковом заявлении Истец, касаются материалов специальной оценки условий труда, которые были подготовлены и представлены ОАО «РЖД» организацией, проводящей специальную оценку условий труда, во исполнение заключенного договора. В связи с этим, поскольку Истцом оспариваются результаты специальной оценки условий труда, которые были представлены организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с которой ОАО «РЖД» заключен гражданско-правовой договор, ОАО «РЖД» не является надлежащим ответчиком по делу. Истцом указано о том, что при проведении специальной оценки условий труда не был учтен источником шума компрессор НВ10 и значения показателей тяжести трудового процесса «Рабочая поза», «Наклоны корпуса» отличаются от значений указанных показателей, полученных при проведении аттестации рабочих мест. Исходя из пункта 4 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № ЗЗн, (далее -Методика проведения специальной оценки условий труда) результаты ранее проводившихся на рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов указаны в числе возможных источников, используемых для выявления на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов. Указанные в пункте 4 Методики проведения специальной оценки условий труда документация и материалы предоставляются работодателем при их наличии. При этом, результаты ранее проводившихся на рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов не являются основным и обязательным источником, используемым для выявления на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов.

Также в пункте 4 Методики проведения специальной оценки условий труда указано о том, что выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.

Организацией, проводившей специальную оценку условий труда, выявление на рабочих местах ремонтника искусственных сооружений и обходчика пути искусственных сооружений Дистанции инженерных сооружений факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов проводилось, в том числе путем обследования рабочего места, осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы.

При оценке условий труда ремонтника искусственных сооружений, обходчика пути и искусственных сооружений было установлено, что компрессор НВ10 не используется в режиме штатной работы, в связи с чем данный источник шума не был учтен при проведении специальной оценки условий труда (проанализированы данные из книги учета подачи воздуха сторонним организациям компрессорного участка ст. Красноярск Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин, произведен расчет времени подачи воздуха компрессорной установки на участок Дирекции инженерных сооружений мост 4100 км в 2013 году - 97,20 ч., что составило 4,94% от нормы времени 2013 г. (1970 ч), в 2014 году 92,05 ч, что составило 5 % от нормы времени 2014г. (1837 Пунктом 79 Методики проведения специальной оценки условий труда отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда по тяжести трудового процесса с учетом рабочего положения тела работника осуществляется путем определения абсолютного времени (в минутах, часах) пребывания в той или иной рабочей позе, которое устанавливается на основании хронометражных наблюдений за рабочий день (смену). Если по характеру работы рабочие позы работника разные, то отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии тяжести трудового процесса с учетом рабочего положения тела работника следует проводить по наиболее типичной рабочей позе для данной работы.

Рабочее место ремонтника искусственных сооружений охарактеризовано как «периодическое, до 50% времени смены, нахождение в неудобном и (или) фиксированном положении», класс условий труда 3.1. Рабочее место обходчика пути и искусственных сооружений по показателю «Рабочая поза» охарактеризовано как «нахождение в положении стоя до 60% времени смены», что наиболее характерно для данной профессии, класс условий труда 2.

Согласно п. 80 Раздела IV Методики проведения специальной оценки условий труда, отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда по тяжести трудового процесса с учетом наклонов корпуса тела работника за рабочий день (смену) определяется путем их прямого подсчета в единицу времени (минуту, час). Оценить факт работы с вынужденным наклоном корпуса тела работника более 30° можно, приняв во внимание, что у работника со средними антропометрическими данными наклоны корпуса тела более 30° встречаются в том случае, если он берет какие-либо предметы, поднимает груз или выполняет действия руками на высоте не более 50 см от пола.

По показателю «Наклоны корпуса» для ремонтника искусственных сооружений и обходчика пути и искусственных сооружений установлено не более 100 наклонов, класс условий труда 2.

Истцом указано о том, что в нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 426-ФЗ, не проведена оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Вместе с тем, Федеральным законом № 426-ФЗ предусмотрена оценка эффективности СИЗ, а не оценка обеспеченности СИЗ.

При это оценка эффективности СИЗ проводится только в случае снижения класса условий труда в связи с использованием работниками эффективных СИЗ. Оценка эффективности СИЗ проводится только в том случае, когда специальная оценка условий труда проводится также с целью снижения класса (подкласса) условий труда в связи с применением эффективных СИЗ. Кроме того, возможность снижения класса (подкласса) условий труда допускается только в отношении работников, занятых на работах с вредными условиями труда и не применяется к работникам занятым на работах с опасными, допустимыми и оптимальными условиями труда. При этом не допускается снижение класса (подкласса) условий труда ниже подкласса 3.1 вредных условий труда. Таким образом, снижение класса условий труда при использовании работниками эффективных СИЗ возможно только после проведения специальной оценки условий труда и установления класса (подкласса) условий труда, при условии отнесения условий труда к вредным условиям труда 2-4 степени. Проведение ОАО «РЖД» специальной оценки условий труда не имело цели снижения класса условий труда в связи с использованием работниками эффективных СИЗ, в связи с чем оценка эффективности СИЗ не проводилась. По результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах - ремонтника искусственных сооружений и обходчика пути и искусственных сооружений Дистанции инженерных сооружений установлен подкласс 3.1 вредных условий труд, снижение класса условий труда ниже которого не допускается. полагала, что истцом необоснованно указано на нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 426-ФЗ в связи с не проведением оценки обеспеченности работников СИЗ. Кроме того, отсутствие оценки эффективности СИЗ никак не влияет на результаты специальной оценки условий труда, поскольку класс условий труда рабочих местах - ремонтника искусственных сооружений и обходчика пути и искусственных сооружений Дистанции инженерных сооружений, установлен без снижения в связи с применением работниками эффективных СИЗ. Истцом необоснованно указано на то, что в п. 7 строки 040 карт специальной оценки условий труда не учтен нормативный правовой акт, устанавливающий требования к проведению обязательных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно подпункту 10 пункта 3 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда приложение 4 Методики проведения специальной оценки условий труда, в графе 5 таблицы строки 040 карты специальной оценки условий труда указывается основание предоставления работнику гарантий и компенсаций с указанием соответствующего нормативного правового акта со ссылкой на разделы, главы, статьи, пункты, при их отсутствии делается запись "отсутствует".

В графе 5 строки 7 таблицы строки 040 карт специальной оценки условий труда на рабочих местах - ремонтника искусственных сооружений и обходчика пути и искусственных сооружений Дистанции инженерных сооружений, указанна ссылка на статью 213 Трудового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает прохождение обязательных предварительных и периодических осмотров работниками, занятыми на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Таким образом, требования законодательства по заполнению пункта 7 строки 040 карт специальной оценки условий труда соблюдены.

Инструкцией по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда не предусмотрено требования указывать в графе 5 таблицы строки 040 карты специальной оценки условий труда нормативно правовой акт, устанавливающий требования к проведению обязательных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусматривающий перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), порядок их проведения.

Отсутствие в картах специальной оценки условий труда ссылки на такой нормативно правовой акт не отменяет предоставление работникам, занятым на рабочих местах - ремонтника искусственных сооружений и обходчика пути и искусственных сооружений Дистанции инженерных сооружений, такой гарантии как проведение медицинских осмотров и не влияет на установление класса (подкласса) условий труда.

Кроме того, статья 213 ТК РФ содержит положение о том, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Истцом необоснованно указано на нарушение положения части 3 статьи 15 Федерального закона №421-ФЗ.

Подпунктом 10 пункта 3 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда Методики проведения специальной оценки условий труда предусмотрено, что в таблице строки 040 карты специальной оценки условий труда указываются:

в графе 3 - фактически предоставляемые работнику гарантии и компенсации на дату заполнения карты ("да" или "нет");

в графе 4 - необходимость в предоставлении работнику соответствующих гарантий и компенсаций ("да" или "нет");

в графе 5 - основание предоставления работнику гарантий и компенсаций с указанием соответствующего нормативного правового акта со ссылкой на разделы, главы, статьи, пункты, при их отсутствии делается запись "отсутствует".

Таблица строки 040 карт специальной оценки условий труда рабочих мест -ремонтника искусственных сооружений и обходчика пути и искусственных сооружений Дистанции инженерных сооружений заполненная с соблюдением указанных требований, на основании результатов специальной оценки условий труда.

Установление конкретных гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда работникам осуществляет работодатель на основании результатов специальной оценки условий труда.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ, на нарушение которого указывает истец, предусмотрено положение, касающееся вопросов предоставления и сохранения работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда, которые реализуются работодателем, а не организацией, проводящей специальную оценку условий труда. В связи с этим, полагала, что ссылка истца на нарушение при проведении специальной оценки условий труда части 3 статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ необоснованно. На основании изложенного, просила суд в удовлетворении исковых требований Красноярского транспортного прокурора отказать.

Представитель третьего лица ООО «Отраслевой Центр Промышленной безопасности в судебное заседание не явился, при измерениях и оценке уровней вибрации общей, локальной (протоколы №58/7, №58/8) в качестве документов, определяющих методики измерений, были использованы ГОСТ ИСО 8041-2006 и ГОСТ12.1.012-2004. В протоколы измерений и оценки уровней вибрации общей, локальной были внесены соответствующие корректировки и направлены в Красноярскую дирекцию инфраструктуры для дальнейшей передачи в структурное подразделение курьерской службой 03.02.2015 г №1098135492. В протоколе по тяжести трудового процесса обходчика пути и искусственных сооружений не оценен показатель статическая нагрузка, так как в первичной информации, предоставленной предприятием на момент проведения работ по СОУТ, указание на применение работником такого инструмента как метла отсутствовало. Кроме того, при фактическом обследовании рабочего места при выполнении работ в режиме штатной работы факта использования работником метлы также не было выявлено. Экспертизе были подвергнуты карты обходчиков пути и искусственных сооружений участка искусственных сооружений (мост 4100 км. р. Енисей), поэтому и информация по оборудованию и инструментам была взята из соответствующего раздела предоставленной первичной информации.

Оценка условий труда ремонтника искусственных сооружений, обходчика пути и искусственных сооружений проведена согласно п. 4 Методики проведения специальной оценки условий труда утвержденной Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г., где выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов проводились путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, изучением технической (эксплуатационной), технологической и д.р. документации, а также путем опроса работника и его непосредственных руководителей. В процессе работы были изучены карты аттестации рабочих мест, а также предоставленная первичная информация, по результатам чего были составлены карты специальной оценки условий труда. Ни в одном нормативно правовом акте не сказано, что карта специальной оценки условий труда по своему содержанию должна совпадать с картой аттестации рабочих мест. По замечанию касательно заполнения строки 050 Карт СОУТ были внесены соответствующие корректировки, и исправленные материалы были направленные на предприятие в 2014 и повторно в 2015 году. Заполнение строки 040 Карты специальной оценки условий труда не противоречит требованиям п.п. 10 п.5 Приложения №4 к Приказу Минтруда России №33н от 24.01.2014г., согласно которому в качестве основания назначения работнику гарантий и компенсаций за работу во вредных (или) опасных даны ссылки на соответствующие разделы, главы, статьи, пункты нормативного правового акта, а именно Трудового Кодекса Российской Федерации. В строке 040 карт специальной оценки условий труда не отражен Приказ Минздравсоцразвития России от 12.01.2011г. №302н, т.к. в него до сих пор не внесены поправки в соответствии с действующим законодательством. В связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» использование Приказа №302н в качестве обоснования необходимости прохождения обязательных периодических медицинских осмотров по результатам специальной оценки условий труда не представляется возможным, поскольку в соответствии с п. 19 раздела 3 Приложения № 3 к Приказу №302н прохождению обязательных периодических медицинских осмотров подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. Поэтому при заполнении пункта 7 строки 040 исходят из того, что право работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, на прохождение обязательных периодических медицинских осмотров закреплено в абзаце 1 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации: «работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний». На основании изложенного, до внесения соответствующих изменений в Приказ №302н, либо до принятия нового нормативного правового акта, регулирующего порядок и основания прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров, в качестве обоснования прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров в связи с занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда указывают в пункте 7 строки 040 Карт специальной оценки условий труда только абзац 1 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации. Пункт 6 строки 040 Карты специальной оценки условий труда № 58 дополнен главами, разделами и пунктами с указанием занятости работника на участках с интенсивным движением. Откорректированные материалы были переданы на предприятие.

Оценка условий труда ремонтника искусственных сооружений, обходчика пути и искусственных сооружений проведена согласно п. 4 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России №33н от 24 января 2014 г., где выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов проводилось путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, изучением технической (эксплуатационной), технологической и др. документации, а также путем опроса работника и его непосредственных руководителей. При оценке условий труда ремонтника искусственных сооружений, обходчика пути и искусственных сооружений было установлено, что компрессор НВ10 не используется в режиме штатной работы, так как время выполнения работ с использованием данного оборудования составляет менее 5% в год. Время подачи воздуха на мост 4100 в 2013 году составило 4,97%, в 2014 году 5%. В связи с данным фактом указанный источник шума не был учтен в оценке условий труда на данных рабочих местах. Все указанные исправления были внесены в материалы СОУТ после получения замечаний от государственной экспертизы условий труда и сразу направлены, а позже продублированы на предприятие, в связи с чем, в настоящее время, ряд замечаний уже не актуален. Несмотря на то, что у предприятия имеются откорректированные материалы, в суд были переданы материалы первоначальные, не исправленные, что можно объяснить случайным недосмотром. Кроме того, ни одно из данных замечаний не влияет на качество и результаты проведения СОУТ, так как не противоречат целям применения результатов СОУТ в соответствии со ст 7. 426 ФЗ. Данные замечания даже после внесения исправлений в материалы не могут повлиять на изменение класса условий труда на данных рабочих местах, и, следовательно, никаким образом не могут влиять на установление каких-либо иных компенсаций и льгот работникам. Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам СОУТ, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, к приходит к следующему выводу:

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ). При этом, отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ).

Предметом регулирования Федерального закона № 426-ФЗ являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Статьей 4 Федерального закона № 426-ФЗ определены права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда, согласно которым работодатель вправе требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения; обжаловать в порядке, установленном ст. 26 указанного Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ).

Как установлено в судебном заседании, Красноярской транспортной прокуратурой по коллективному обращению работников Дистанции инженерных сооружений - структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» проведена проверка исполнения трудового законодательства при проведении специальной оценки условий труда.

По мнению прокурора, что в ходе проверки установлено, что проведенная специальная оценка условий труда ремонтников искусственных сооружений и обходчиков пути и искусственных сооружений Дистанции инженерных сооружений проведена с нарушениями требований законодательства.

Так, отдельные измерения и оценки проведены без учета требований нормативных документов:

- оценка условий труда ремонтника искусственных сооружений, обходчика пути и искусственных сооружений проведена без учета п. 4 Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № ЗЗн (далее - Приказ № ЗЗн), согласно которой при выявлении на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных факторов изучаются в том числе, результаты ранее проводившихся исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов. В частности, при проведении оценки условий труда работников по шуму в ходе аттестации рабочего места по условиям труда в 2011 году (протоколы № 3) учитывался такой источник как компрессор НВ10, однако, при проведении специальной оценки труда наличие данного источника не указано, фактические значения показателей тяжести трудового процесса «Рабочая поза», «Наклоны корпуса» согласно оценке, проведенной 15.12.2011 (протоколы № 6, № 7), отличаются от значений, полученных при проведении специальной оценки условий труда;

- для рабочих мест ремонтника искусственных сооружений, обходчика пути и искусственных сооружений не проведена оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), что не соответствует п.п. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 426-ФЗ. Отсутствие методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении СИЗ в соответствии с ч. 6 ст. 14 15 Федерального закона № 426-ФЗ не является основанием непроведения оценки по обеспеченности работников СИЗ согласно действующим требованиям выдачи СИЗ работникам железнодорожного транспорта.

В протоколах измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах ремонтника искусственных сооружений, обходчика пути и искусственных сооружений имеются несоответствия нормативным требованиям охраны труда.

В Картах специальной оценки условий труда № 58, № 59 имеются несоответствия нормативным требованиям охраны труда:

-в п. 7 строки 040 Карт специальной оценки условий труда не учтен нормативный правовой акт, устанавливающий требования к проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Указанная в данном пункте статья Трудового кодекса РФ не предусматривает перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований)).

Кроме того, в силу статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу указанного Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

При рассмотрении дела по существу, процессуальным истцом было заявлено ходатайство о проведении по делу экспертизы на соответствие качества проведенной оценки условий труда рабочих мест.

Определением суда от 17.12.2015 года по делу назначена экспертиза, производство которой поручено Агентству труда и занятости населения КК.

В соответствии с заключением государственной экспертизы условий труда от 18.02.2016 года № 10-СОУТ: «…1. При проведении экспертизы в целях оценки качества проведения СОУТ на рабочих местах ремонтника искусственных сооружений, обходчика пути и искусственных сооружений Дистанции инженерных сооружений выявлены несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда в документах, представленных в составе оснований для экспертизы. Не учтены требования п.п. 8, 11 п. 5 приложения № 4 к Приказу № ЗЗн, п. 14 Методики, п. 78 Методики, раздела II Методики.

2. В целях обеспечения объективной и достоверной оценки условий труда на рабочих местах работников при проведении специальной оценки условий труда в соответствии с п. 3 статьи 10 Закона № 426-ФЗ, п. 4 Методики, следует учитывать результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

3. Согласно п. 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ установление работникам гарантий и компенсаций осуществляется по результатам проведения специальной оценки условий труда, Порядок предоставления работникам гарантий и компенсаций с учетом результатов специальной оценки условий труда установлен статьями 92, 117 и 147 Трудового кодекса РФ.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ составляет 4% тарифной ставки. Повышенный размер оплаты труда регулируется локальными актами работодателя с учетом мнения представительного органа работников.

Согласно ст. 117 Трудового кодекса РФ дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 2, 3 или 4 степени или опасным (классы 3.2, 3.3, 3.4 и 4). Минимальная продолжительность дополнительного отпуска составляет 7 календарных дней.

Согласно ст. 92 Трудового кодекса РФ сокращенная продолжительность рабочего времени предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 3 и 4 степени или опасным {классы 3.3, 3.4 и 4). Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Пересмотр гарантий и компенсаций за условия труда, установленных по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, возможен только по результатам проведения специальной оценки условий труда и только в случае улучшения условий труда (информация «Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда»))».

Федеральные законы от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» № 421- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», вступившие в силу с 01.01.2014, вместо аттестации рабочих мест предусматривают проведение специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) н оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российский федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.! 2.2013 №426-ФЗ).

В соответствии с правовым регулированием, действующим с 01 января 2014 года. объем предоставляемых компенсаций является различным в зависимости от установленной степени вредности, ранее компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными условиями труда» независимо от степени вредности.

Из положений ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ следует, что при определенных условиях допускается снижение класса (подкласса) условий труда.

Таким образом, класс вредности, фактически установленный при ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, может не соответствовать классу вредности, установленному после проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

При этом для целей, определенных статьей настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федеральною закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий груда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия Деющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 №421-ФЗ при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Указанная норма закона содержит переходное положение, согласно которому до проведения специальной опенки условий труда никаких изменений в объеме предоставляемых гарантий и компенсаций, работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда быть не должно.

Таким образом, работникам, занятым на рабочих местах, аттестованных с классами условий труда 3.1, 3.2., 3.3, 3.4 и 4, то есть с установлением вредных факторов производственной среды и трудового процесса, до проведения специальной оценки условии труда должны предоставляться компенсации, предусмотренные ст. ст. 92. 117, 147 ТК РФ.

При этом, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-Ф3 возможность сохранения фактических реализуемых компенсационных мер за работу во вредных условиях труда предусмотрена только для работников, в отношении которых реализовывались компенсационные меры за работу во вредных условиях труда на дату вступления в силу Федерального закона №421-ФЗ (01.01.2014), при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте.

Разрешая спорные правоотношения, при указанных обстоятельствах, суд полагает необходимым исходить из того, что согласно уведомлению Минздравсоцразвития России от 23.12.2010 № 22-3/10/2-12365 сведения об организации, проводившей специальную оценку условий труда, - ООО «Отраслевой центр промышленной безопасности», внесены в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, 15 декабря 2010 года под номером 875.

Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно.

Замечание об использовании при измерении и оценки уровней вибрации общей, локальной утративших силу ГОСТ 12.1.012-90, ГОСТ 12.04.012-83 устранено организацией, проводившей специальную оценку условий труда, внесены соответствующие корректировки в карты специальной оценки условий труда.

Кроме того, действующие на период проведения специальной оценки условий труда ГОСТ ИССО 8041-2006 принят взамен ГОСТ 12.04.012-83, а ГОСТ 12.1.012-2004 взамен ГОСТ 12.1.012-90. При этом требования действующих ГОСТов не изменились по сравнению с ГОСТами, взамен которых они приняты.

По замечаниям относительно того, что при оценке тяжести трудового процесса работников учтены не все показатели, имеющиеся на рабочих местах, а также об отсутствии в строке 020 Карт специальной оценки условий труда сведений об используемых материалах и сырье суд полагает необходимым учесть, что пунктом 4 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № ЗЗн предусмотрено, что выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем указанных в данном пункте Методики материалов и документов. Кроме того, выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места, путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.

Согласно пункту 17 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н, одной из процедур государственной экспертизы условий труда является проведение (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров).

Как указывает в своем отзыве ООО «ОЦПБ», оценка условий труда на рабочих местах ремонтника искусственных сооружений, обходчика пути и искусственных сооружений проведена путем изучения технической (эксплуатационной), технологической и другой документации, путем обследования рабочего места, осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, опроса работников и его непосредственных руководителей.

При проведении государственной экспертизы условий труда экспертом произведено лишь сравнение результатов специальной оценки условий труда с результатами ранее проводившейся аттестации рабочих мест, иные источники выявления на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса экспертом не использовались.

Кроме того, исходя из положений пункта 4 Методики, а также п. 3 статьи 10 Федерального закона № 426-ФЗ, результаты ранее проводившихся на рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов,

являются лишь одним из источников, используемых для выявления на рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов. При этом, ранее проводившиеся исследования не являются основными и обязательными источниками, результаты которых подлежат обязательному учету при проведении специальной оценки условий труда. Помимо этого, результаты ранее проводившихся исследований не подвергались проверке со стороны контролирующих органов или в судебном порядке, в связи с чем они не могут являться более достоверными и объективными.

Замечание об отсутствии в строке 050 Карты специальной оценки условий труда рекомендаций по режиму труда и отдыха работников устранены организацией проводившей специальную оценку условий труда.

Мотивируя заявленные требования о признании результатов специальной опенки условий труда недействительными, истец указывает на то, что в нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона or 28.12,2013 -Ye 426-ФЗ «О специальной оценке условии труда» ответчиком не проведена оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Между тем, требований о проверке обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты при проведении специальной оценки условий труда действующее законодательство не содержит.

В пункт 6 строки 040 карты специальной оценки условий труда организацией, проводившей специальную оценку условий труда, внесены соответствующие корректировки.

Таким образом, выявленные при проведении государственной экспертизы условий труда несоответствия специальной оценки условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда являются формальными и не влияют на результаты специальной оценки условий труда.

Кроме того, в заключении государственной экспертизы условий труда указано о том, что класс (подкласс) условий труда работников определен в соответствии с Методикой.

Специальная оценка условий труда проведена специализированной организацией ООО «Отраслевой Центр Промышленной безопасности» на основании заключенного с ОАО «РЖД» договора, результаты специальной оценки условий труда утверждены приказом начальника дистанции.

При таких данных суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора о признании результатов специальной опенки условий труда недействительными, а следовательно оставляет требование без удовлетворения в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красноярского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании недействительными результатов специальной оценки условий труда, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья подпись

Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2016года

копия верна:

судья И.А. Копеина