НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Устьянского районного суда (Архангельская область) от 23.08.2021 № 290025-01-2021-000637-98

Дело № 2а-322/2021

УИД № 29RS0025-01-2021-000637-98

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 августа 2021 года пос. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Рогачевой А.М., при секретаре Демидкиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Собининой А.А. к территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами, заместителю руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Устьянское обособленное подразделение Пуляеву В.Г. о нарушении права на предоставление государственной услуги- предоставлению права на заготовку лесных насаждений для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений, возложении обязанности заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, взыскании компенсации морального вреда и расходов, связанных с необходимостью неоднократной подачи заявлений и документов для заключения договора купли-продажи лесных насаждений,

установил:

Собинина А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами о нарушении порядка предоставления лесов, возложении обязанности заключить договор купли-продажи лесных насаждений, взыскании компенсации морального вреда и расходов, связанных с необходимостью неоднократной подачи заявлений в размере 50 000 рублей, возмещении расходов на оплату юридических услуг в размере 34 000 рублей, расходов по оплате госпошлины в размере 350 рублей. В обоснование требований указала, что она 11 мая 2019 г. подала заявление о выделении ей древесины для строительства жилого дома. 25 мая 2019 г. ее заявление было одобрено на комиссии Устьянского лесничества, но в меньшем объеме. 26 мая 2019 г. ею были измены параметры строительства, увеличена площадь застройки и этажность. На комиссии 11 июня 2019 г. был произведен перерасчет объема выделяемой древесины для строительства дома - ... куб.м., с которым она не согласилась, в результате ей был одобрен объем выделяемой древесины - ... куб.м. 12 декабря 2019 г. с ней был заключен договор купли-продажи лесных насаждений на ... куб.м., в связи с тем, что в лесной делянке не имелось большего объема древесины. Ей было предложено написать новое заявление на ... куб.м. древесины, когда она появится в делянке, сроки сообщены ей не были. 02 марта 2020 г. она вновь подала заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений на оставшиеся ... куб.м. древесины, заявление было одобрено 10 марта 2020 г., но договор заключен не был, в личной беседе было сказано, что отсутствуют делянки для выделения ей лесных насаждений. 23 июля 2020 г. она вновь подала заявление, на которое ей пришло уведомление об отказе в приеме документов, со ссылкой на подп. 2 и 3 п. 19, п.п.20-22 административного регламента, по которым, якобы, документы, необходимые для предоставления государственной услуги, должны быть представлены в копиях, заверенных заявителем, хотя в административном регламенте подобного указания к предоставлению документов нет. Строительство дома было приостановлено из-за нехватки древесины, положенной ей по закону. 15 сентября 2020 г. она еще раз подала заявление, в ответ на которое ей пришло уведомление об отказе в приеме документов, со ссылкой на подп. 4 п. 32 ч. 2.6 главы II административного регламента. Оснований для такого отказа не имелось, Устьянское лесничество не сделало межведомственные запросы, хотя должно было их сделать. 03 октября 2020 г. она вновь подала заявление с приложением документов и их копий, указанных в п. 19 ч. 2.4 главы II административного регламента, путем направления данных документов почтовым отправлением. На данное заявление ей пришел ответ с уведомлением об отказе в приеме документов, со ссылкой на подп. 2 п. 29 ч. 2.5 главы II административного регламент, оснований для отказа не имелось. Одновременно с заявлением 3 октября 2020 г. было подано требование о заключении договора купли-продажи лесных насаждений, ответа на требование не поступило. 01 ноября 2020 г. она обратилась с жалобой в прокуратуру Устьянского района, ее жалоба была перенаправлена в министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. Ответ ей поступил, но каких-либо мер, способствующих заключению договора купли-продажи лесных насаждений принято не было.

Принимая во внимание, что данный спор, возникающий из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику, определением от 29 июля 2021 г. исковое заявление был принято к производству суда для рассмотрения в порядке, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административном судопроизводстве.

Этим же определением к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен заместитель руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Устьянское обособленное подразделение Пуляев В.Г., решение, действия (бездействие) которого оспариваются.

Определением суда от 11 августа 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГКУ Архангельской области «Устьянское лесничество».

На судебное заседание административный истец Собинина А.А. не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном иске. Дополнительных доводов не привела.

Административный ответчик - территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил. Согласно письменным возражениям с иском не согласился, в обоснование пояснил, что требования о заключении договора купли-продажи сформулировано некорректно, в таком виде не может быть удовлетворено. С истцом Собининой А.А. уже был заключен договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан ... от 12.12.2019 на древесину объемом ... куб.м. для строительства индивидуального жилого дома, хозяйственных построек. Истец не указывает, на какой объем древесины она просит заключить договор и для каких целей. Стоимость юридических услуг явно завышена, заявителем не указано, в чем именно заключались нравственные или физические страдания, которыми причинен моральный вред, размер компенсации в сумме 50 000 руб. не обоснован, также необоснованны истцом расходы, связанные с неоднократной подачей заявлений и документов для заключения договора. Считает требования не подлежащими удовлетворению.

Административный ответчик - заместитель руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Устьянское обособленное подразделение Пуляев В.Г., в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях, где указал, что по предоставлению гражданам государственной услуги на право заготовки лесных насаждений для собственных нужд на основании договоров купли-продажи регламентируется административным регламентом, утвержденным Указом Губернатора Архангельской области от 29.05.2012 № 68-у. 08 мая 2019 г. Собинина А.А. обратилась в управление лесничествами с заявлением о выделении древесины для строительства жилого дома в объеме ... куб.м., для строительства хозяйственных построек ... куб.м. и иных нужд ... куб.м. Комиссией (протокол ... от 13.05.2019) Собининой А.А. было одобрено ... куб.м. хвойной древесины для строительства дома и хозяйственных построек. С данным решением Собинина А.А. не согласилась, переделав уведомление о планируемом строительстве, подала новое заявление. Комиссией (протокол ... от 12.08.2019) Собининой А.А. было одобрено ... куб.м. хвойной древесины для строительства дома и хозяйственных построек. Предложенные делянки для заготовки древесины Собинину А.А. не устроили. На основании очередного заявления от 08 ноября 2019 г. (протокол комиссии № ... от 11.11.2019) Собининой А.А. также одобрено ... куб.м. хвойной древесины для строительства дома и хозяйственных построек. В делянке № ... участкового лесничества совхоз «...» было отклеймено около ... кбм хвойной древесины, от оставшегося объема древесины представитель Собининой А.А. отказался, ссылаясь на трудность заготовки и отсутствие лесозаготовительной техники. Собининой А.А. было предложено заключить договор купли-продажи лесных насаждений на отклейменный объем древесины, был составлен проект договора, но квитанции об оплате Собинина А.А. не предоставила. Через некоторое время представитель Собининой А.А. обратился с просьбой продолжить клеймение древесины в указанной делянке квартала ..., сотрудниками Устьянского лесничества было отклеймено ... куб.м. хвойной древесины, 12 декабря 2019 с Собининой А.А. был заключен договор купли-продажи лесных насаждений ... на ... кбм. 02 марта 2019 г. Собинина А.А. вновь подала заявление на недостающий объем- ... кбм древесины. Комиссией (протокол ... от 10.03.2020) заявление было одобрено. При выезде в делянку для клеймения древесины представитель Собининой А.А. вновь отказался от предложенной древесины в связи с отсутствием техники и рельефом местности. В связи с отказом от написания заявления, был составлен акт об отказе написания заявления от 24 апреля 2020 г. В июле 2020 г. Собинина А.А. почтовым отправлением направила заявление с приложением копий документов о заключении договора купли-продажи лесных насаждений. Соответствие копий представленных документов подлинникам установить не представилось возможным, в связи с чем Собининой А.А. 30 июля 2020 г. направлено уведомление ... об отказе в приеме документов. Заявление и документы были возвращены Собининой А.А. в полном объеме вместе с уведомлением. Уведомление Собининой А.А. получено 15 августа 2020 г. В сентябре 2020 г. Собинина А.А. подала заявление с приложением копий документов о заключении договора купли-продажи лесных насаждений. Соответствие копий представленных документов подлинникам установить не представилось возможным, в связи с чем Собининой А.А. было направлено распоряжение ... от 28 сентября 2020 г. об отказе в заключении договора. Заявление и документы были возвращены Собининой А.А. в полном объеме вместе с распоряжением. Распоряжение Собининой А.А. получено 17 октября 2020 г. В октябре 2020 г. Собинина А.А. вновь почтовым отправлением подала заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений с приложением копий документов. Соответствие копий представленных документов подлинникам установить не представилось возможным, в связи с чем Собининой А.А. было направлено распоряжение ... от 12 октября 2020 г. об отказе в приеме документов. Заявление и документы были возвращены Собининой А.А. в полном объеме вместе с распоряжением. Распоряжение Собининой А.А. получено 29 октября 2020 г. Документы на заключение договора купли-продажи лесных насаждений согласно регламенту представляются в учреждение- в Устьянское лесничество, а не в территориальный орган- управление лесничествами. Управление готово заключить договор купли-продажи лесных насаждений в недостающем объеме 101 куб.м. при условии подачи заявления в соответствии с административным регламентом. Учитывая, что Собининой А.А. неоднократно предлагалось заключить договор купли-продажи лесных насаждений с выездом в делянки, считает необходимым отказать в удовлетворении требований о взыскании денежных средств. Заявил о пропуске процессуального срока для обращения с иском в суд.

Заинтересованное лицо - ГКУ Архангельской области «Устьянское лесничество» о дате, времени и месте рассмотрения извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, предоставлен письменный отзыв с доводами, аналогичными доводам административного ответчика - заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Пуляева В.Г.

По определению суда на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, явка которых не являлась обязательной и не признана таковой судом.

Исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданине могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться с указанными требованиями непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с чч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке гл. 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в чч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).

Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).

При таких обстоятельствах пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления без проверки законности оспариваемых административным истцом действий.

При этом, согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 данной статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из анализа административного искового заявления и сложившихся спорных правоотношений суд приходит к выводу, что административный истец Собинина А.А. оспаривает решения заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управления лесничествами по предоставлению государственной услуги- предоставлению права на заготовку лесных насаждений для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений в Архангельской области, предоставляемую через Устьянское обособленное подразделение.

Согласно ч.1 ст. 8 Лесного кодекса РФ (далее- ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с ч.ч.1, 4 и 5 ст. 30 ЛК РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ осуществление полномочий по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в целях реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере использования и сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения (лесных отношений) принят Закон от 27 июня 2007 № 368-19-ОЗ «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений» (далее Закон АО от 27 июня 2007 г. № 368-19-ОЗ), который разграничивает полномочия органов государственной власти Архангельской области в сфере лесных отношений, регулирует иные вопросы в пределах полномочий органов государственной власти Архангельской области в сфере лесных отношений.

Указанным Законом АО от 27 июня 2007 г. № 368-19-ОЗ, в том числе определены порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (гл.III Закона).

Согласно подп.1 и 2 п.1 ст. 5 Закона АО от 27 июня 2007 г. № 368-19-ОЗ уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере лесных отношений наделен полномочиями собственника в отношении лесных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, в том числе правом заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона АО от 27 июня 2007 г. № 368-19-ОЗ. уполномоченный исполнительный орган в сфере лесных отношений осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные ему государственные учреждения Архангельской области. Территориальный орган уполномоченного исполнительного органа в сфере лесных отношений может наделяться правами юридического лица в соответствии с типовым положением о нем, утверждаемым указом Губернатора Архангельской области.

Согласно п. 1 положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 4 марта 2014 года N 92-пп, министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, в том числе в сфере лесных отношений.

В соответствии с п.1 положения о территориальном органе министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 27 июля 2016 г. № 160 (далее территориальный орган), данный территориальный орган является органом специальной компетенции, осуществляющим отдельные полномочия министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на подведомственной территории, в границах лесничеств Архангельской области.

Согласно п. 7, подп.4 п.11 указанного положения территориальный орган является юридическим лицом. В связи с реализацией полномочий, предусмотренных п. 9 положения, осуществляет представление в установленном порядке в судах прав и законных интересов Архангельской области и министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа.

Территориальный орган осуществляет на подведомственной территории полномочия в пределах компетенции министерства, в том числе по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений на землях лесного фонда (подп. 1 п. 9 положения).

Таким образом, территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области по оказанию государственной услуги- предоставлению гражданам права на заготовку лесных насаждений для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на землях лесного фонда на подведомственной территории.

В соответствии с п. 4 положения территориальный орган имеет обособленные подразделения, в том числе Устьянское.

Заместителем руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Устьянское обособленное подразделение является Пуляев В.Г., что подтверждается приказом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 04 августа 2016 г. ...-лс, должностным регламентом.

В соответствии с должностным регламентом заместитель руководителя осуществляет руководство деятельностью обособленного подразделения, обеспечивает выполнение обособленным подразделением возложенных задач и функций в соответствии с лесохозяйственным регламентом и положением об управлении лесничествами.

Таким образом, заместитель руководителя территориального органа- управления лесничествами Устьянского обособленного подразделения Пуляев В.Г. является уполномоченным должностным лицом территориального органа по обеспечению осуществления полномочий территориального органа по предоставлению государственной услуги- предоставлению гражданам права на заготовку лесных насаждений для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на землях лесного фонда на подведомственной территории.

В целях осуществления полномочий Архангельской области в сфере лесных отношений, а также обеспечения деятельности Устьянского структурного подразделения территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области- управления лесничествами на основании приказа департамента лесного хозяйства Архангельской области от 19 декабря 2007 г. ... создано государственное казенное учреждение Архангельской области «Устьянское лесничество» ( далее- ГКУ АО «Устьянское лесничество»).

В соответствии с п. 2.2 Устава ГКУ АО «Устьянское лесничество» для достижения уставных целей, в том числе осуществляет подготовку проектов договоров купли-продажи лесных насаждений на землях лесного фонда (подп.1), участие в учете древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда (подп.3).

Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Порядок предоставления гражданам государственной услуги по предоставлению права на заготовку лесных насаждений (древесины, а также елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников) для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Архангельской области определен Административным регламентом предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам права на заготовку лесных насаждений (древесины, а также елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников) для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Архангельской области, утвержденным Указом Губернатора Архангельской области от 29.05.2012 ...-у (ред. от 23.09.2020) (далее – регламент).

Как следует из п. 1 регламент устанавливает порядок предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам права на заготовку лесных насаждений (древесины, а также елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников) для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Архангельской области (далее - государственная услуга) и стандарт предоставления государственной услуги, включая сроки и последовательность административных процедур и административных действий министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги через свои территориальные органы, их обособленные подразделения и во взаимодействии с государственными казенными учреждениями Архангельской области, подведомственными министерству, основной целью деятельности которых является осуществление полномочий Архангельской области в сфере лесных отношений (далее - учреждение).

Согласно п. 11 регламента наименование государственной услуги- предоставление гражданам права на заготовку лесных насаждений (древесины, а также елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников) для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Архангельской области.

Государственная услуга предоставляется министерством через свои территориальные органы, их обособленные подразделения и во взаимодействии с учреждениями (п.12 регламента).

Результатом предоставления государственной услуги является, в том числе: заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (далее-договор) и передача лесных насаждений; решение об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и передачи лесных насаждений (п.14 регламента).

Для предоставления государственной услуги заявитель предоставляет в учреждение следующие документы: заявление; документ, удостоверяющий личность гражданина, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, действовать от имени заявителя (п.19 регламента).

В случае подачи заявления для заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для строительства индивидуального жилого дома и иных жилых помещений, а также для нужд отопления заявитель, имеющий статус многодетной семьи, вправе предоставить документ, подтверждающий статус многодетной семьи (п.20 регламента). В соответствии с п.21 заявитель вправе также предоставить: правоустанавливающие документы на земельный участок, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, разрешение на строительство.

Согласно п. 24 регламента, если заявитель не предоставил по собственной инициативе документы, указанные в п.п. 20-22.1 регламента, учреждение должно самостоятельно запросить их путем направления межведомственных информационных запросов.

Заявление, предусмотренное подп. 1 п. 19 регламента, предоставляется по форме согласно приложению ... к данному регламенту (п.25 регламента).

Документы, предусмотренные подп. 1, 2, 3 п. 19 регламента, а в случае предоставления по собственной инициативе документов, предусмотренных п.п. 20-22.1 регламента, предоставляются в виде оригинала, ксерокопии, сканированной копии, электронного документа в одном экземпляре каждый. Копии документов должны полностью соответствовать подлинникам документов (п.26 регламента).

Документы, предусмотренные п.п. 19 и 23, а в случае предоставления заявителем по собственной инициативе документов, предусмотренных п.п. 20-22.1 регламента предоставляются одним из следующих способов: подаются заявителем лично в учреждение, направляются почтовым отправлением в учреждение, направляются через Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) или Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)

Территориальный орган, его обособленное подразделение, учреждение при оказании государственной услуги не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, а также которые находятся в том числе в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления (п. 28 регламента).

В силу подп. 2, 3 п. 29 административного регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются, в том числе обстоятельства: если заявитель представил неполный комплект документов в соответствии с п. 19 административного регламента; если заявитель представил документы, форма и (или) способ подачи которых не соответствуют требованиям, установленным п.п. 25-27 административного регламента.

В соответствии с п. 37 административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: регистрация запроса заявителя о предоставлении государственной услуги; формирование и направление межведомственных запросов, принятие решения о подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд; подготовка и заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд; выдача заявителю результата предоставления государственной услуги.

В соответствии с п. 39 регламента сотрудник учреждения, ответственный за регистрацию запроса, проверяет правильность оформления заявления и устанавливает наличие или отсутствие оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги. В случае наличия оснований для отказа в приеме документов сотрудник учреждения подготавливает уведомление об этом. В уведомлении указывается конкретное основание для отказа в приеме запроса заявителя с разъяснением, в чем оно состоят. Сотрудник учреждения передает уведомление об отказе в приеме документов с сопроводительным письмом, подписанным руководителем учреждения или его заместителем в соответствующее обособленное подразделение. Уведомление об отказе в приеме документов подписывается руководителем территориального органа или его заместителем и вручается заявителю лично (в случае его явки) или направляется заявителю, в том числе почтовым отправлением. При этом заявителю возвращаются направленные им документы в случаях, предусмотренных п. 29 административного регламента.

На основании совокупности представленных сторонами и заинтересованным лицом документов, объяснений сторон и заинтересованного лица судом установлено, что административный истец Собинина А.А. с мая 2019 г. неоднократно обращалась с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд- для строительства жилого дома в объеме ... куб.м, для строительства хозяйственных построек- ... куб.м, для иных собственных нужд- ... куб.м.

По заявлению Собининой А.А. от 6 августа 2019 г. на заседании комиссии от 12 августа 2019 г. (протокол ...) было разрешено заключение договора купли-продажи лесных насаждений в объеме ... куб.м. хвойной древесины для строительства дома, хозяйственных построек и иных нужд.

К заявлению от 6 августа 2019 г. Собининой А.А. были приложены следующие документы: копия паспорта (страницы с фотографией и местом жительства), справка о составе семьи, уведомление о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке, выписка из ЕГРН на земельный участок, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).

По доводам ответчика предложенные делянки для заготовки древесины Собинину А.А. не устроили, договор купли-продажи лесных насаждения не был заключен.

8 ноября 2019 г. Собинина А.А. вновь обратилась с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждения для собственных нужд- для строительства жилого дома в объеме ... куб.м, для строительства хозяйственных построек- ... куб.м, для иных собственных нужд- ... куб.м.

К указанному заявлению Собининой А.А., кроме ранее прилагаемых к заявлению от 6 августа 2019 г. документов, были также приложены проектная документация и удостоверение многодетной семьи.

Протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявлений граждан от 11 ноября 2019 г. ... вновь разрешено заключение договора купли-продажи лесных насаждений по заявлению Собининой А.А. для строительства жилого дома, хозяйственных построек и иных нужд в объеме ... куб.м.

12 декабря 2019 с Собининой А.А. был заключен договор купли-продажи лесных насаждений ... на ... куб.м.

2 марта 2019 г. Собинина А.А. подала заявление на недостающий объем- ... куб.м древесины. К данному заявлению Собининой А.А. также были приложены ранее прилагаемые к заявлениям от 6 августа 2019 г. и от 8 ноября 2019 г. документы.

На заседании комиссии от 10 марта 2020 г. (протокол ...) заявление Собининой А.А. было одобрено.

Согласно акту от 24 апреля 2020 г. при выезде в делянку для клеймения древесины представитель Собининой А.А. по доверенности ФИО1 отказался от древесины в связи со сложностью заготовки в предложенной делянке.

23 июля 2020 г. Собинина А.А. почтовым отправлением направила заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для строительства жилого дома в объеме ... куб.м, что подтверждается приложенным к иску кассовым чеком.

Уведомлением территориального органа- управление лесничествами Устьянское обособленное подразделение от 30 июля 2020 г. ..., подписанным заместителем руководителя ФИО2, Собининой А.А. отказано в приеме документов на основании подп. 3 п.29 административного регламента: заявитель предоставил документы, форма и (или) способ подачи которых не соответствует требованиям, установленным пунктом 25-27 административного регламента. В соответствии с п. 26 административного регламента указанные документы, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 19, п.п. 20-22 административного регламента предоставляются в копиях, заверенных заявителем.

Данное уведомление получено административным истцом Собининой А.А. 15 августа 2020 г., что подтверждается уведомлением о вручении.

Оценивая представленные сторонами доказательства, объяснения сторон, суд приходит к выводу о незаконности отказа в приеме документов на основании следующего.

В нарушение требований п. 39 административного регламента уведомление не содержит разъяснения, в чем конкретно состоит указанное основание для отказа в приеме запроса заявителя.

При этом судом установлено, что заявление подано Собининой А.А. по форме согласно приложению ... к административному регламенту.

В соответствии с п. 27 административного регламента документы были направлены заявителем почтовым отправлением по адресу нахождения учреждения- ГКУ АО «Устьянское лесничество», что подтверждается почтовым отправлением, которое было получено адресатом 27 июля 2020 г.

Факт приложения к заявлению документов, необходимых для предоставления государственной услуги, ответчиками не оспаривается.

Отказ в приеме документов на том основании, что в соответствии с п. 26 административного регламента документы, предусмотренные подп. 2 и 3 п. 19, п.п. 20-22 данного регламента должны быть предоставлены в копиях, заверенных заявителем, не основаны на положениях, как п. 26, так и п. 29 административного регламента, которыми такое требование не установлено.

Таким образом, уведомление территориального органа- управление лесничествами Устьянское обособленное подразделение от 30 июля 2020 г. ... об отказе в приеме документов, подписанное должностным лицом- заместителем руководителя территориального органа Пуляевым В.Г. является незаконным.

17 сентября 2020 г. Собинина А.А. вновь подала заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для строительства жилого дома в объеме ... куб.м., к заявлению были приложены документы: копия паспорта, копия свидетельства о регистрации в налоговом органе (ИНН).

Распоряжением заместителя руководителя территориального органа от 28 сентября ... Собининой А.А. отказано в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на основании подп. 4 п. 32 ч. 2.6 главы II административного регламента, в связи с отсутствием прав на земельный участок, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество или разрешения на строительство, установленное в ходе межведомственного запроса.

Данное распоряжение получено административным истцом Собининой А.А. 17 октября 2020 г., что подтверждается уведомлением о вручении.

Согласно подп.4 п. 32 административного регламента основаниями для принятия решения территориальным органом об отказе в заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд является отсутствие прав на земельный участок, права на который зарегистрированы в ЕГРН, и (или) разрешения на строительство, установленное в ходе межведомственного запроса.

В распоряжении об отказе в заключении договора не конкретизировано, что именно явилось основанием для такого отказа: отсутствие зарегистрированных прав на земельный участок или разрешения на строительство.

Доказательств, подтверждающих направление межведомственных запросов и получение на него соответствующих ответов об отсутствии зарегистрированных прав на земельный участок или соответствующих документов, дающих застройщику право осуществлять строительство индивидуального жилого дома, административными ответчиками не предоставлено.

Между тем судом установлено, что государственная регистрация права собственности Собининой А.А. на земельный участок с кадастровым номером ... осуществлена 5 февраля 2019 г., что подтверждается представленной в дело выпиской из ЕГРН.

Разрешения на строительство индивидуального жилого дома не требуется, так как с 04 августа 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 03 августа 2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Действующими положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч.1, 13 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства индивидуального жилищного строительства и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.

Наличие таких документов, дающих застройщику Собининой А.А. право осуществлять строительство индивидуального жилого дома, подтверждается материалами дела.

Таким образом, отказ в заключении договора купли-продажи лесных насаждений по основаниям, указанным в распоряжении заместителя руководителя территориального органа от 28 сентября 2020 г. ..., является незаконным.

3 октября 2020 г. Собинина А.А. вновь почтовым отправлением подала заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд- для строительства жилого дома в объеме ... куб.м, с приложением копий документов: паспорта, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).

Распоряжением заместителя руководителя территориального органа от 12 октября 2020 г. ... Собининой А.А. отказано в приеме документов на основании подп. 2 п. 29 ч.2.5 главы II административного регламента в связи с тем, что заявитель предоставил не полный пакет документов в соответствии с п.п. 19-21 административного регламента.

Указанное распоряжение получено административным истцом Собининой А.А. 29 октября 2020 г., что подтверждается уведомлением о вручении.

Суд приходит к выводу о незаконности данного отказа в принятии документов, поскольку данный отказ не основан на положениях п.п. 2 п. 29 и п. 19 административного регламента.

Приложенными к заявлению документами и описью вложения в почтовое отправление подтверждается предоставление административным истцом к заявлению документов в соответствии с требованиями п. 19 административного регламента.

Отказ в приеме документов в связи с не предоставлением заявителем документов, указанных в п.п. 20-21 административного регламента противоречит требованиям указанных пунктов регламента, согласно которым заявитель вправе, но не обязан предоставить к заявлению перечисленные в них документы, а также противоречит п.п. 24 и 28 административного регламента, согласно которым, если заявитель по собственной инициативе не предоставил указанные документы, территориальный орган, обособленное подразделение, учреждение не вправе требовать от заявителя предоставления таких документов и информации, учреждение должно самостоятельно запросить их путем направления межведомственных информационных запросов.

Таким образом, судом установлено несоответствие указанных оспариваемых решений заместителя руководителя территориального органа нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов административного истца Собининой А.А. на предоставление государственной услуги- предоставление права на заготовку лесных насаждений для собственных нужд- для строительства индивидуального жилого дома в объеме древесины- ... куб.м. на основании договора купли-продажи лесных насаждений в Архангельской области.

5 ноября 2020 г. Собинина А.А. обратилась в прокуратуру Устьянского района с жалобой на указанные решения заместителя руководителя территориального органа, жалоба поступила в прокуратуру 05 ноября 2020 г., 11 ноября 2020 г. жалоба перенаправлена по подведомственности в министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. 16 декабря 2020 г. министерством направлен Собининой А.А. ответ, получение которого последней не оспаривается, о чем свидетельствуют доводы иска.

По результатам рассмотрения жалобы административного истца Собининой А.А. министром министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области не принято решения, соответствующего требованиям ч.7 ст. 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п. 19 Положения об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти Архангельской области и их должностных лиц, государственных гражданских служащих, а также на решения и действия (бездействие) многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, его работников, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 9 октября 2012 г. № 460-пп.

Административным ответчиком Пуляевым В.Г. заявлено о пропуске административным истцом процессуального срока обращения в суд об оспаривании решения органа, наделенного государственными полномочиями.

Несмотря на установленные судом обстоятельства незаконности принятых территориальным органом решений по предоставлению административному истцу государственной услуги- предоставлению права на заготовку лесных насаждений для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений в Архангельской области, суд в силу ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том числе, выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

При этом, согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

В соответствии с ч.ч. 1, 5-7 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как указано в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 21 декабря 2006 г. N 576-0 указано, что установление в законе общего срока исковой давности, то есть срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст.ст.195 - 196 ГК РФ), обусловлено необходимостью обеспечить стабильные и определенные отношения, сложившиеся между участниками гражданского оборота. Истечение срока исковой давности само по себе является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ). В этом случае принудительная (судебная) защита прав гражданина, независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении № 452-О-О от 19 июня 2007 г., также указано, что истечение срока исковой давности, т.е. срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ). В этом случае принудительная (судебная) защита прав гражданина независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенных судебных решений.

Приведенные выше законоположения закрепляют обязанность суда при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке гл. 22 КАС РФ выяснять причины такого пропуска.

Судом установлено, что оспариваемые решения заместителя руководителя территориального органа от 30 июля 2020 г. ..., от 28 сентября 2020 г. ..., от 12 октября 2020 г. ... получены административным истцом Собининой А.А. 15 августа 2020 г, 17 октября 2020 г., 29 октября 2020 г. соответственно, с указанных дат истцу Собининой А.А. стало известно о нарушении её прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, последним днем обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения от 30 июля 2020 г. ... являлось 15 ноября 2020 г., об оспаривании решения от 28 сентября 2020 г. № ... 17 января 2021 г.

По оспариванию решения от 12 октября 2020 г. ..., с учетом обжалования решения в вышестоящий орган и полученного административным истцом ответа министра от 16 декабря 2020 г., и с учетом срока доставления почтовой корреспонденции, последним днем обращения в суд являлась дата- не позднее 20 марта 2021 г.

Административный истец Собинина А.А. обратилась в суд с административным иском 26 июля 2021 г.

Таким образом, судом установлено, что административным истцом, в том числе с учетом обжалования решения в вышестоящий орган, пропущен установленный срок для обращения с настоящим иском в суд, ходатайство о восстановлении процессуального срока обращения в суд не заявлено.

Определением судьи от 29 июля 2021 г. административному истцу было предложено, в том числе предоставить доказательства соблюдения процессуального срока обращения в суд либо доказательства уважительности причин пропуска данного срока.

Данное определение получено административным истцом 5 августа 2021 г., что подтверждается уведомлением о вручении.

Доказательств соблюдения процессуального срока обращения в суд либо доказательств уважительности причин пропуска данного срока, объективно не зависящих от подателя иска и препятствовавших ему подать административный иск в установленный срок, позволяющих суду восстановить пропущенный срок на обращение в суд, административным истцом не предоставлено.

Судом обстоятельств, объективно препятствовавших административному истцу обратиться в суд в установленный законом срок, не установлено.

Суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд.

Отказ в удовлетворении административных исковых требований не является препятствием для повторного обращения Собининой А.А. в территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Устьянское обособленной подразделение с заявлением о предоставлении государственной услуги- предоставлении права на заготовку лесных насаждений для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений в Архангельской области.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 227,228 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Собининой А.А. к территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами, заместителю руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Устьянское обособленное подразделение Пуляеву В.Г. о нарушении права на предоставление государственной услуги- предоставление права на заготовку лесных насаждений для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений в Архангельской области, возложении обязанности заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, взыскании компенсации морального вреда и расходов, связанных с необходимостью неоднократной подачи заявлений и документов для заключения договора купли-продажи лесных насаждений в размере 50 000 рублей, возмещении расходов на оказание юридической помощи в размере 34 000 рублей, по оплате госпошлины в размере 350 рублей- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Устьянский районный суд.

Судья Рогачева А.М.

Мотивированное решение принято судом 6 сентября 2021 г.