НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Северодвинского городского суда (Архангельская область) от 07.09.2016 № 2-4214/2016

Дело №2-4214/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2016 года

город Северодвинск

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи БарановаП.М.

при секретаре Самойловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело по иску Казаченко Нины Юрьевны к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области об обязании произвести индексацию пенсии,

установил:

КазаченкоН.Ю. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (далее– Управление Пенсионного фондаРФ) об обязании произвести индексацию пенсии с 01.02.2016.

В обоснование указала, что является опекуном несовершеннолетней ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью №04-11 от 01.03.2011. С 01.02.2016 неработающим пенсионерам произведена индексация пенсии. Ответчиком в индексации ее пенсии было отказано. Полагает, что является неработающим пенсионером, в связи с чем просит обязать ответчика произвести индексацию ее пенсии с 01.02.2016.

В судебном заседании истец КазаченкоН.Ю. на иске настаивала.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фондаРФ по доверенности СтрюковаГ.А. в судебном заседании с иском не согласилась.

Третьи лица Министерство образования и науки Архангельской области, Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.

Судом в соответствии со ст. 114 ГПК РФ предлагалось лицам, участвующим в деле, представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, указывалось на последствия непредставления доказательств, а также разъяснялись положения ст.56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Истец КазаченкоН.Ю. является получателем страховой пенсии по старости с 29.04.2003.

Распоряжением заместителя главы Администрации Северодвинска по социальным вопросам от 01.03.2011 №33-рд установлена возмездная опека над несовершеннолетней ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; опекуном несовершеннолетней назначена КазаченкоН.Ю.

Между истцом КазаченкоН.Ю. и органом опеки и попечительства муниципального образования «Северодвинск» (Управлением образования Администрации Северодвинска) 01.03.2011 заключен договор №04-11 о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. В дальнейшем между КазаченкоН.Ю., органом опеки и попечительства муниципального образования «Северодвинск» (Управлением социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска) и Министерством образования и науки Архангельской области 20.02.2015 заключен договор о приемной семье №01-16/75, являющийся неотъемлемой частью договора №04-11 от 01.03.2011 (пункт 8.3).

В соответствии с указанными договорами истец КазаченкоН.Ю. обязалась принять на воспитание в свою семью ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; орган опеки и попечительства обязался передать приемного ребенка на воспитание в приемную семью и производить назначение приемному родителю вознаграждения за труд и денежных средств на содержание приемного ребенка; Министерство образования и науки Архангельской области обязалось осуществлять выплату денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в приемных семьях, а также вознаграждения за труд приемных родителей.

Договор заключен на срок до 03.09.2019 до совершеннолетия ребенка.

КазаченкоН.Ю. обратилась в Управление Пенсионного фондаРФ с заявлением об индексации пенсии. Письмом от 11.03.2016 в проведении индексации пенсии с 01.02.2016 ей было отказано.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются, и суд полагает их установленными.

В соответствии с частями 6, 7 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год. Ежегодно с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:

1) с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год;

2) с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату. В случае, если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона, с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу.

В силу ч.1 ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 – 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Таким образом, действующим правовым регулированием в сфере пенсионного обеспечения индексация (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и ежегодная корректировка размера страховой пенсии поставлены в зависимость от того, осуществляет ли получатель пенсии деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию.

Круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации, определен статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которой к застрахованным лицам относятся, в том числе, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг).

В соответствии с пунктом 1 статьи 145 СКРФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

В силу частей 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.

Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 ст. 152 СКРФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 СКРФ («Опека и попечительство над детьми»). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СКРФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153.1 СКРФ).

Из положений пункта 2 статьи 153.1 СКРФ усматривается, что семейное законодательство разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и иные меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки – это разные виды обеспечения приемной семьи.

Из содержания приведенных норм семейного законодательства также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации. В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются, в том числе, и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.

Статьей 26 областного закона от 17.12.2012 №591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» предусмотрена ежемесячная выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые предназначены для оплаты расходов на питание, обеспечения одеждой, обувью, мягким и хозяйственным инвентарем, игрушками, книгами, учебной литературой и письменными принадлежностями, оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, оплаты транспортных услуг, оплаты бытовых и других видов услуг.

Одновременно статьей 28 областного закона от 17.12.2012 №591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» предусмотрена выплата ежемесячного вознаграждения за труд приемных родителей (независимо от их образования, стажа, места работы, дохода) с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за каждого ребенка, взятого на воспитание в приемную семью.

Размер ежемесячного вознаграждения за труд приемных родителей на 2016 год установлен областным законом от 18.12.2015 №375-22-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» (приложение №13) и составляет 4274 рубля (без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) на каждого ребенка.

Из приведенных норм семейного законодательства и областного закона «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» следует, что предметом договора о приемной семье являются фактические и юридические действия приемных родителей, связанные, в частности, с воспитанием, содержанием, образованием ребенка, за совершение которых приемные родители получают денежные выплаты.

Статьей 217 НКРФ определены виды доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на доходы физических лиц.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Ежемесячное вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным статьей 217 НКРФ и статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения (дохода) уплачивается налог на доходы физических лиц и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы (ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Материалами дела подтверждается и не оспаривается истцом, что на основании договора о приемной семье Министерством образования и науки Архангельской области истцу КазаченкоН.Ю. производится начисление и выплата ежемесячного вознаграждения, полагающегося истцу как приемному родителю, принявшему на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. С сумм указанного ежемесячного вознаграждения Министерством образования и науки Архангельской области исчисляются и уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, КазаченкоН.Ю. является застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Следовательно, в силу прямого указания ч.1 ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии КазаченкоН.Ю. подлежат выплате в размере, исчисленном без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

При данных обстоятельствах исковые требования КазаченкоН.Ю. об обязании Управления Пенсионного фондаРФ произвести индексацию ее пенсии с 01.02.2016 не основаны на законе.

Доводы истца об оплате ей проезда к месту отдыха и обратно данный вывод не опровергают, поскольку оплата проезда является социальной гарантией (льготой), урегулированной иными нормами законодательства, которые не подлежат применению к настоящему спору.

При данных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении иска Казаченко Нины Юрьевны к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области об обязании произвести индексацию пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья

П.М. Баранов