НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Щучанского районного суда (Курганская область) от 13.05.2016 № 2-353/2016

2-353/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щучанский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,

при секретаре Трефиловой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 13 мая 2016 года

гражданское дело по иску Ежаковой И.С. к МБДОУ «Детский Сад № 8 «Улыбка» о признании отказа в предоставлении льготы по родительской плате за детский сад необоснованным и взыскании денежных средств по переплате родительской платы за детский сад,

УСТАНОВИЛ:

Галей Т.А., действующая по доверенности от имени Ежаковой И.С. обратилась в суд с иском к МБДОУ «Детский Сад № 8 «Улыбка» о признании отказа в предоставлении льготы по родительской плате за детский сад необоснованным и взыскании денежных средств по переплате родительской платы за детский сад, указывая, что семья Ежаковой И.С. состоит из 5 человек: супруги, супруга и троих несовершеннолетних детей, двое из которых – ФИО1, 2009г. рождения и ФИО2, 2010г. рождения с октября 2015 года посещают МБДОУ «Детский Сад № 8 «Улыбка». Ежакова И.С. и дети зарегистрированы по месту пребывания: <адрес>, на срок с 07.04.2015г. по 07.04.2016г. В соответствии с Положением о порядке взимания с родителей (законных представителей) платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных учреждениях Щучанского района, осуществляющих образовательную деятельность и предоставляемых льготах, утвержденного постановлением Администрации Щучанского района от 13.12.2013г. № 895 (далее Положение), истец имеет право на льготу по родительской плате за детский сад в размере 50%. Пунктом 3.1. Положения предусмотрено, что льгота в размере 50% от общей установленной суммы родительской платы предоставляется семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей. В соответствии с п. 3.3. Положения льгота предоставляется ДОУ на основании заявления родителя, к которому прилагаются документы, подтверждающие наличие у семьи права на льготу. Исходя из пунктов 3.1. и 3.3. Положения, она обращалась к заведующей ДС № 8 с заявлением о предоставлении льготы по оплате за детский сад с октября 2015г. В удовлетворении заявления о предоставлении льготы отказано, т.к. у истицы имеется удостоверение многодетной семьи, выданное и действующее на территории Мурманской области. Родительская плата за посещение детьми детского сада составляет 2 350 руб. в месяц за двоих детей. С октября 2015г. по март 2016г. было уплачено 24 600 руб. с учетом посещаемости детьми детского сада. В соответствии с п. 3.1. Положения истица должна была оплатить за этот период 12 300 руб., переплата составила 12 300 руб.

Полагала, что отказом ответчика в предоставлении льготы по оплате за детский сад нарушены права истицы, предусмотренные Положением по следующим выводам. Из содержания Положения видно, что для предоставления льготы в размере 50% оплаты за детский сад необходимо наличие одновременно следующих условий, которые необходимо подтвердить: наличие семьи; наличие в семье не менее трех несовершеннолетних детей; факт посещения ребенком или детьми детского сада на территории Щучанского района. Эти условия при обращении с заявлением о предоставлении льготы были подтверждены.

Просила суд признать отказ заведующей МБДОУ «ДС №8» г. Щучье в предоставлении льготы в размере 50% по родительской плате за детский сад необоснованным, взыскать с МБДОУ «ДС №8» г. Щучье в пользу истца 12 300 руб. – переплату родительской платы за детский сад с октября 2015г. по март 2016г. и расходы по уплате госпошлины в размере 492 руб.

Представитель истца Ежаковой И.С., - Галей Т.А. в судебном заседании дала пояснения согласно изложенным в иске доводам.

Представитель истца Ежаковой И.С., по ордеру адвокат Земзюлин С.Л. в судебном заседании заявленный иск поддерживал.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский Сад № 8 «Улыбка» в лице заведующей детским садом Рзянкина С.С. исковые требования истца не признала полностью, указывала, что льгота по родительской плате за детский сад предоставляется в соответствии с Постановлением Администрации Щучанского района № 895 от 13.12.2013г. «Об утверждении Положения о порядке взимания с родителей (законных представителей) платы за присмотр и уход за детьми…» по заявлению родителей (законных представителей) и приложением документов, подтверждающих льготу (п.3.3). В соответствии с Законом Курганской области от 06.06.2007г. № 253 «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области» ст. 9 «Меры социальной поддержки молодых семей, многодетных и малоимущих семей»: «Многодетной семьей признается семья, имеющая в своем составе трех и более детей, в том числе усыновленных, …Многодетным семьям выдаются удостоверения многодетной семьи по форме… Порядок выдачи и замены удостоверения многодетной семьи утвержден Постановлением Правительства Курганской области № 30 от 31.01.2012 г. «Об утверждении Порядка выдачи и замены удостоверения многодетной семьи». Представленное Ежаковой И.С. удостоверение, выдано и действует только на территории Мурманской области и по данным документам предоставление льготы является неправомочным.

Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Щучанского района Курганской области по доверенности Абрамовских О.Ю. полагала, что доводы истца необоснованны и ей следует в иске отказать. В соответствии с Указом Президента РФ от 05 мая 1992 г. за № 43 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» право определять категорию семьи, которые относятся к многодетным, а также устанавливать для них дополнительные меры социальной поддержки за счет собственных средств предоставлено субъектам РФ. На основании Закона Курганской области от 06 июня 2007 г. №253 «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области» в ст.9 дано определение многодетной семьи, а также указано, документ, подтверждающий, что семья является многодетной, выдается органом исполнительной власти Курганской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения. Так же в законе предусмотрено, что его действия распространяются на граждан, проживающих на территории Курганской области. В Постановлении Правительства Курганской области от 31 января 2012 г. №30 «Об утверждении Порядка выдачи и замены удостоверения многодетной семьи» определен порядок выдачи удостоверения многодетной семьи. В соответствии с указанными выше нормативно-правовыми актами, в Постановлении Администрации Щучанского района от 13.12.2013г. №895 «Положения о порядке взимания с родителей платы за присмотр и уход за детьми так же прописано, «что к заявлению родителей должны прилагаться документы, подтверждающие наличие у семьи права на льготу. Таким документом является удостоверение многодетной семьи. Как указано в исковом заявлении истец с детьми постоянно зарегистрирована в Мурманской области г. Заполярный. В г. Щучье зарегистрированы временно по месту пребывания. Для получения льготы в садик истец предоставила удостоверение многодетной семьи, выданное и действующее на территории Мурманской области. Истец значится в социальном реестре жителей Мурманской области. Как многодетная мать пользуется там этими льготами и этого статуса не была лишена. На учете в соцзащите по Курганской области истец не состоит. В списке льготников отсутствует. Более того, истец с данным вопросом (по поводу незаконного отказа в предоставлении льготы по родительской плате за детский сад) обращалась в прокуратуру Щучанского района. По данному факту была проведена прокурорская проверка, в ходе которой отказ заведующей МБДОУ «ДС №8» г. Щучье был признан законным и правомерным. На основании вышеизложенного, считает, что отказ заведующей д/с №8 г. Щучье в предоставлении льготы - является обоснованным. Какие либо права и свободы заявителя не нарушались, препятствий осуществлению его прав не создавались.

Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора РОНО Администрации Щучанского района Курганской области по доверенности Понькина Н.Д. в судебном заседании считала, что заявленные требования истца являются необоснованными: Согласно п. 3.1, п. 3.3. Положения о порядке взимания с родителей (законных представителей) платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных учреждениях Щучанского района, осуществляющих образовательную деятельность и предоставляемых льготах, утвержденного постановлением Администрации Щучанского района от 13.12.2013 года № 895 «Об утверждении Положения о порядке взимания с родителей законных представителей) платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных учреждениях Щучанского района, осуществляющих образовательную деятельность и предоставляемых льготах» к заявлению о предоставлении льгот по родительской плате прилагается документ, подтверждающий эти льготы. Таковым документом (по состоянию на момент подачи заявления Ежаковой И.С.) являлось удостоверение многодетной семьи (согласно ст. 9.1 Закона Курганской области от 06.06.2007 № 253 «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области»). Это удостоверение является региональным документом и действует на территории региона. Ежакова И.С. предоставила в детский сад удостоверение многодетной семьи, действующее на территории Мурманской области. Кроме того, согласно п. 3.7. Положения о порядке взимания с родителей (законных представителей) платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных учреждениях Щучанского района, осуществляющих образовательную деятельность и предоставляемых льготах, утвержденного постановлением Администрации Щучанского района от 13.12.2013 года №895 «Об утверждении Положения о порядке взимания с родителей (законных представителей) платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных учреждениях Щучанского района, осуществляющих образовательную деятельность и предоставляемых льготах» ДОУ вправе производить проверку оснований, на которые ссылается родитель (законный представитель) для получения льготы. Согласно ст. 9.1 Закона Курганской области от 06.06.2007 № 253 «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области» многодетной семьей признается семья, имеющая в своем составе трех и более детей, в том числе усыновленных, до достижения ими возраста восемнадцати лет, в данном же случае семья разделена, двое детей проживают не с родителями.

Определением Щучанского районного суда Курганской области от 08.04.2016 года, к участию в деле привлечен в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Отдел социальной защиты населения Щучанского района Курганской области, представитель которого в лице начальника отдела по Щучанского району ГКУ «УСЗН № 6» Мотовилова Н.С. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, представив суду письменный отзыв на заявленный иск, в котором указывала, что Ежакова И.С. с заявлением на выдачу удостоверения многодетной семьи в отдел по Щучанскому району Государственного каченного учреждения «Управление социальной защиты населения № 6» не обращалась. В соответствии с п. 2 Порядка выдачи и замены удостоверения многодетной семьи утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 31 января 2012 № 30 «Об утверждении порядка выдачи и замены удостоверения многодетной семьи» для получения удостоверения один из родителей (усыновителей) представляет в орган социальной защиты населения по месту жительства следующие документы: заявление о выдаче удостоверения; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность родителями) (усыновителями)); свидетельство о заключении брака (для супругов); свидетельства о рождении детей; фотографию (и) родителя (ей) (усыновителя(ей)) размером 3 х 4 сантиметра; решение суда об установлении усыновления (удочерения) ребенка, вступившее в законную силу (в случае установления усыновления (удочерения) ребенка); справку учебного заведения любой организационно-правовой формы (далее - учебное заведение), подтверждающую обучение ребенка в учебном заведении по дневной форме обучения (в случае наличия ребенка старите 18 лет, обучающегося в учебном заведении по дневной форме обучения). В соответствии со ст. 2 Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»: место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо па иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован но месту жительства. Местом жительства гражданина, относящеюся к коренному малочисленном) народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина. На территории Курганской области истец имеет регистрацию по месту пребывания, в связи с чем, на удостоверение многодетной семьи в Курганской области не имеет нрава. По месту жительства, т.е. в Мурманской области удостоверение многодетной семьи получено. Законом Курганской области от 01.03.2016 № 9 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области», вступивший в силу с 20 марта 2016 года, отменена выдача удостоверений многодетной семьи.

Суд, выслушав доводы явившихся сторон, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, принятой 12.12.1993 г.).

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы или иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 90 Конституции Российской Федерации Президент РФ издает указы и распоряжения.

Пунктом 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации установлено, что Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москва и Санкт-Петербурга предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежащих им полномочий закреплены в п. п. "е", "ж" ст. 1 Федерального закона РФ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

В соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 указанного Федерального закона РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей.

Из положений абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Для исполнения предусмотренных в п. 2 ст. 26.3 ФЗ № 184-ФЗ полномочий, субъект РФ, в данном случае Курганская область, принимает законы или постановления Правительства Курганской области, исполняемые за счет средств бюджета РФ.

Для обеспечения защиты семьи и детей на территории Курганской области установлена региональная система мер социальной поддержки семей с детьми, которая регулируется, в том числе Законом Курганской области от 06.06.2007 г. № 253 «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства и детства в Курганской области».

В абз.2 п.1 ст.9 названного Закона дано понятие многодетной семьи: «Многодетной семьей признается семья, имеющая в своем составе трех и более детей, в том числе усыновленных до достижениям ими возраста восемнадцати лет, а обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет. Документ, подтверждающий, что семья является многодетной, выдается органом исполнительной власти Курганской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего, что семья многодетная, утверждается Правительством Курганской области».

Согласно ч.5 ст.65 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляются компенсации. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего заработка родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

В соответствии с ч.6.,ч.7 ст.65 названного федерального Закона порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст. 23 Закона Курганской области от 30.08.2013г. № 50 (ред. от 24.12.2015г.) «О правовом регулировании отношений в сфере образования не территории Курганской области» в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Курганской области, на первого ребенка, 50 процентов размера такой платы - на второго ребенка, 70 процентов размера такой платы - на третьего ребенка и последующих детей. Порядок обращения за получением компенсации, указанной в пункте первом настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством Курганской области.

В соответствии с ч.5 ст.65 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с ч.1 ст.23 Закона Курганской области от 30.08.2013 года № 50 «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» Постановлением администрации Щучанского района Курганской области № 83 от 03.03.2016г. утвержден Порядок взимания с родителей (законных представителей) платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных учреждениях Щучанского района, осуществляющих образовательную деятельность и предоставляемых льготах (далее Порядок).

В соответствии с п.3.2. Порядка льгота в размере 50% от общей установленной суммы родительской платы предоставляется семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей.

Согласно п.3.4. Порядка льгота по родительской плате ежегодно предоставляется ДОУ на основании заявления родителя (законного представителя). К заявлению родитель (законный представитель) представляет (что касается многодетной семьи) – копию удостоверения многодетной семьи.

Согласно п.4.1. Порядка расходы на присмотр и уход за детьми, пользующимися льготами по родительской плате возмещается ДОУ за счет средств бюджета муниципального образования Щучанского района.

В соответствии с п.5.3. и п.5.4. Порядка право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. Порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты устанавливается постановлением Правительства Курганской области.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истица Ежакова И.С. является матерью несовершеннолетних детей: ФИО1, 2009г. рождения, ФИО2, 2010г. рождения, ФИО3, 2015г. рождения.

Согласно удостоверению , выданному ГОКУ «ЦСКН по Печенгскому району» Мурманской области 19.11.2015 года, семья Ежаковой И.С. является многодетной семьей, удостоверение действительно на территории Мурманской области.

Истец и члены ее семьи: супруг ФИО4, Дата рождения, сын ФИО2, 2010г. рождения, дочь ФИО1, 2009г. рождения, сын ФИО3 2015г. рождения имеют постоянное место регистрации по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельств о регистрации по месту пребывания, Ежакова И.С. и ее несовершеннолетние дети: ФИО3, 2015г. рождения, ФИО1, 2009 г. рождения, ФИО2, 2010г. рождения зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>.

Судом установлено, что истец Ежакова И.С., фактически проживает по месту ее постоянной регистрации по адресу: <адрес>, а ее несовершеннолетние дети ФИО1 и ФИО2 по месту пребывания в <адрес>, у бабушки по линии матери Галей Т.А., которая статус законного представителя (опекуна либо приемного родителя) к данным детям не имеет.

Несовершеннолетние дети ФИО1, 2009г. рождения и ФИО2, 2010г. рождения с октября 2015 года посещают МБДОУ «Детский Сад № 8 «Улыбка» в г. Щучье Курганской области, плату за которых вносит их бабушка Галей Т.А.

Из представленной ГКУ «УСЗН № 6 отдела по Щучанскому району информации следует, что Ежакова И.С. с заявлением на выдачу удостоверения многодетной семьи в отдел по Щучанскому району Государственного каченного учреждения «Управление социальной защиты населения № 6» не обращалась, а с 20.03.2016г. Законом Курганской области от 01.03.2016г. № 9 «О внесении изменений ив некоторые законы Курганской области», вступившего в силу с 20.03.2016г., выдача удостоверений многодетной семьи отменена.

Как требует закон, в любом случае, как до 20.03.2016г. так и после этой даты, для того, чтобы многодетная семья могла воспользоваться существующими льготами, ей необходимо зарегистрироваться в качестве таковой в органе социальной защиты населения по месту жительства, поскольку это связано с последующим финансовым обеспечением предоставляемых льгот.

Законом РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (статья 1).

Согласно статье 2 этого же Закона под местом пребывания понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно, а под местом жительства - жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в котором он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В силу статьи 6 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.

Из содержания приведенных норм следует, что гражданин, имея возможность свободно перемещаться и выбирать место пребывания и жительства, самостоятельно определяет место своего пребывания и места жительства и посредством регистрационного учета уведомляет об этом других лиц и государство. При этом временное нахождение гражданина по месту пребывания не изменяет его места жительства.

Как следует из материалов дела, истец Ежакова И.С., зарегистрировавшись по месту своего временного пребывания по адресу: <адрес>, не снялась с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, и тем самым своими действиями определила, что жилое помещение, расположенное по указанному адресу, остается ее местом жительства.

Кроме того, в судебном заседании представитель Ежаковой И.С., - Галей Т.А. указывала, что истица постоянно проживает в Мурманской области с мужем и малолетним ребенком, а к ней в <адрес> приезжает несколько раз в году для того, чтобы повидаться с детьми.

В силу ст.15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также не полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1); никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 2); суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3).

Предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Проанализировав вышеуказанные нормы закона, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку доказательств вины ответчика в нарушении прав истца на предоставление льготы по родительской плате за детский сад, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в иске Ежаковой И.С. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 8 «Улыбка» г. Щучье о признании отказа в предоставлении льготы по родительской плате за детский сад необоснованным и взыскании денежных средств по переплате родительской платы за детский сад за период с октября 2015 года по март 2016 года, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца, с момента составления решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Щучанский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение составлено 17.05.2016 года.

Судья: Ю.М. Симонов