НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приморского краевого суда (Приморский край) от 22.09.2016 № 3А-157/16

дело № 3а-157/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Хребтовой Н.Л.,

при секретаре Петровой Е.В.,

с участием прокурора Неплюевой Е.Н.,

представителя Думы города Владивостока Оноприенко В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Приморского края об оспаривании пунктов 13, 18 раздела 2 муниципального правового акта города Владивостока от 8 апреля 2016 года № 265-МПА «Положение о представительских расходах Думы города Владивостока»,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора Приморского края обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части муниципального правового акта города Владивостока от 8 апреля 2016 года № 265-МПА «Положение о представительских расходах Думы города Владивостока», указывая, что пункты 13 и 18 раздела 2 Положения противоречат пункту 2 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, так как относят к представительским расходам не предусмотренные налоговым законодательством расходы на оплату услуг экспресс-почты по отправке официальных приглашений, документов (договоры соглашения, планы сотрудничества), наградных материалов (пункт 13), а также на приобретение, изготовление ценных подарков и памятных сувениров (пункт 18).

В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержал заявленные требования, пояснив, что понятие представительских расходов предусмотрено налоговым законодательством, перечень этих расходов носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. Расходы на приобретение и изготовление памятных сувениров в указанном перечне не названы. Расходы на оплату экспресс-почты являются экономически неоправданными и по этому признаку противоречат пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, который под обоснованными расходами налогоплательщика понимает экономически оправданные затраты, выраженные в денежной форме.

Представитель Думы города Владивостока возражал против заявления прокурора, указывая, что нормы главы 25 Налогового кодекса РФ регулируют отношения по уплате налога на прибыль организаций и не могут применяться к отношениям по установлению представительным органом муниципального образования расходов на обеспечение своей деятельности. Расходы Думы города Владивостока предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой, иных источников финансирования не установлено. Публично-правовое образование город Владивосток, а также его представительный орган не являются плательщиками налога на прибыль, в связи с чем оспариваемое Положение не направлено на регулирование налоговых отношений и не может противоречить Налоговому кодексу РФ. Положение принято с целью определения перечня мероприятий представительного органа по взаимодействию города Владивостока с другими органами и организациями для установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также для упорядочения использования бюджетных средств на представительские расходы Думы города Владивостока.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции от 3 июля 2016 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

К вопросам местного значения городского округа относятся, в частности составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа (пункт 1 части 1 статьи 16 Федерального закона).

По решению вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, в том числе могут наделяться иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований (пункты 1, 9 части 1 статьи 17 Федерального закона).

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации (часть 15 статьи 35 Федерального закона).

Статьей 22 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года № 49 (с изменениями от 14 июля 2005 года), к исключительной компетенции Думы города Владивостока отнесено, в частности утверждение местного бюджета и внесение в него изменений и дополнений (пункт 1 части 1); определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления (пункт 7 части 1). В компетенции Думы также находятся иные полномочия, отнесенные к компетенции представительного органа городского округа федеральными законами и законами Приморского края (пункт 6 части 2).

По вопросам, отнесенным к компетенции Думы города Владивостока, принимаются муниципальные правовые акты города Владивостока, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Владивостока, решения ненормативного характера, решение об удалении главы города Владивостока в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Думы. Решения Думы подписываются председателем Думы (часть 3 статьи 36 Устава).

Муниципальные правовые акты города Владивостока, принятые Думой, в течение 10 дней со дня принятия направляются для подписания и обнародования главе города Владивостока и подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их подписания. Официальным опубликованием считается первая публикация его текста в газетах «Владивосток», «Утро России», «Кранное Знамя Приморья», «Приморская газета», а также в Вестнике Думы города Владивостока (части 3 и 4 статьи 37 Устава).

Муниципальный правовой акт «Положение о представительских расходах Думы города Владивостока» принят решением Думы города Владивостока 24 марта 2016 года, которое подписано председателем Думы. 8 апреля 2016 года Положение подписано главой города Владивостока и в тот же день опубликовано в Вестнике Думы города Владивостока № 38.

Таким образом, оспариваемый правовой акт принят представительным органом города Владивостока в пределах своей компетенции, подписан и обнародован в установленном порядке.

Доводы прокурора о том, что пункты 13 и 18 раздела 2 Положения противоречат положениям Налогового кодекса РФ, а именно его статьям 252 и 264, судом отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации (пункт 2). Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 5).

Согласно части 1 статьи 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Главой 25 Налогового кодекса РФ установлен налог на прибыль организаций. Предусмотрено, что в целях уплаты налога налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Понятие расходов дано в статье 252 Налогового кодекса РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами (абзацы 2, 3, 4 пункта 1). Расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (абзац 1 пункта 2).

В соответствии со статьей 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы. Понятие представительских расходов дано в пункте 2 указанной статьи. К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Как полагает прокурор, пункты 13 и 18 оспариваемого Положения расширяют перечень представительских расходов и относят к их числу не предусмотренные налоговым законодательством расходы на оплату услуг экспресс-почты по отправке официальных приглашений, документов и наградных материалов (пункт 13), а также расходы на приобретение, изготовление ценных подарков и памятных сувениров (пункт 18).

Согласно пункту 1.1 Положения, оно принято в целях определения перечня мероприятий Думы города Владивостока по взаимодействию с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями для установления и поддержания взаимного сотрудничества в интересах города Владивостока, а также в целях упорядочения использования средств, предусмотренных в бюджете Владивостокского городского округа, на представительские расходы Думы.

Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что представительские расходы Думы – это расходы бюджета Владивостокского городского округа, связанные с участием и проведением Думой официальных приемов, встреч, заседаний, совещаний, семинаров, конкурсов, фестивалей, форумов, саммитов, конференций и т.д. с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества.

Таким образом, по своему содержанию Положение не направлено на регулирование налоговых отношений, не является нормативно-правовым актом о налогах и сборах и не может противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации.

Публично-правовое образование город Владивосток, а также его представительный орган Дума города Владивостока не являются плательщиками налога на прибыль. Это означает, что оспариваемые прокурором нормы не применяются к их налогообложению и поэтому не могут рассматриваться как необоснованно расширяющие перечень представительских расходов, предусмотренный Налоговым кодексом РФ для целей налогообложения прибыли.

Предметом регулирования Положения является упорядочение расходования бюджетных средств на представительские расходы Думы, что согласуется с положениями федерального законодательства и Устава города Владивостока об отнесении к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования вопроса об утверждении местного бюджета и расходов на обеспечение деятельности представительного органа, а также не противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации и законодательству об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Как установлено в части 10 статьи 21 Устава города Владивостока, расходы на обеспечение деятельности Думы города Владивостока предусматриваются в бюджете Владивостокского городского округа отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Иных источников финансирования не установлено.

Следовательно, вопрос о представительских расходах Думы как предусматривающий расходование средств местного бюджета на представительские расходы, обеспечивающие деятельность представительного органа муниципального образования, правомерно урегулирован в муниципальном правовом акте города Владивостока без учета требований Налогового кодекса РФ к перечню представительских расходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций.

Доводы прокурора о наличии коррупционной составляющей в связи с возможностью неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и возможностью злоупотребления со стороны Думы города Владивостока при расходовании средств местного бюджета, являются необоснованными.

Оспариваемые пункты Положения сформулированы четко и ясно, предусматривают в составе представительских расходов конкретные затраты на определенные нужды, а именно на оплату услуг эксперсс-почты по отправке официальных приглашений и документов (пункт 13) и на приобретение и изготовление ценных подарков и памятных сувениров (пункт 18). Содержание указанных пунктов является определенным, понятным и не вызывает неоднозначного толкования, в связи с чем оснований к признанию их недействующими не имеется.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

Заместителю прокурора Приморского края в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими пунктов 13, 18 раздела 2 муниципального правового акта города Владивостока от 8 апреля 2016 года № 265-МПА «Положение о представительских расходах Думы города Владивостока» отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором опубликован нормативно-правовой акт, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Л. Хребтова