НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пермского краевого суда (Пермский край) от 09.08.2019 № 3А-211/19

Дело № 3а-211/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 9 августа 2019 г.

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бузмакова С.С,

при секретаре Еремеевой С.С.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А., представителя административного истца ООО «ПУЖКХ» Малышевой Е.А., представителя административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края Истоминой Н.И., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» о признании недействующими со дня принятия постановлений Региональной службы по тарифам Пермского края от 5 декабря 2018 г. № 238-вг «О тарифах в сфере горячего водоснабжения общества с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (Березовский район)», от 5 декабря 2018 г. № 237-в «О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (Березовский район)» и от 5 декабря 2018 г. № 218-т «О внесении изменений в приложение 2 к Постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2017 № 359-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (Березовский район)»,

у с т а н о в и л:

постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края (далее также – РСТ Пермского края) от 5 декабря 2018 г. № 238-вг «О тарифах в сфере горячего водоснабжения общества с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (Березовский район)» (далее также – Постановление № 238-вг):

утверждена производственная программа общества с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (Березовский район) в сфере горячего водоснабжения на 2019 год согласно приложению 1 (пункт 1);

установлены и введены в действие соответствующие производственной программе тарифы с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. согласно приложению 2 (пункт 2).

Постановлением РСТ Пермского края от 5 декабря 2018 г. № 237-в «О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (Березовский район)» (далее также – Постановление № 237-в):

установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (Березовский район) для формирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с использованием метода индексации согласно приложениям 1 – 2 (пункт 1);

утверждены производственные программы общества с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (Березовский район) в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 – 2023 годы согласно приложениям 3 – 4 (пункт 2);

установлены и введены в действие соответствующие производственным программам тарифы с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г. включительно согласно приложению 5 (пункт 3).

Постановлением РСТ Пермского края от 5 декабря 2018 г. № 218-т «О внесении изменений в приложение 2 к Постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2017 № 359-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (Березовский район)» (далее также – Постановление № 218-т) внесены изменения в приложение 2 к постановлению РСТ Пермского края от 20 декабря 2017 г. № 359-т путём изложения приложения 2 в новой редакции согласно приложению к Постановлению № 218-т.

Постановление № 238-вг, Постановление № 237-в и Постановление № 218-т опубликованы в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 49 от 17 декабря 2018 г. и вступили в силу через 10 дней после дня официального опубликования.

Общество с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее также ООО «ПУЖКХ», административный истец) обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением (с учётом уточнённых административных исковых заявлений от 15 марта 2019 г., от 19 июня 2019 г.) к Региональной службе по тарифам Пермского края, в котором просит признать недействующими со дня принятия Постановление № 238-вг, Постановление № 237-в и Постановление № 218-т, ссылаясь на их несоответствие иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение оспариваемыми нормативными правовыми актами прав и законных интересов ООО «ПУЖКХ», так как, по мнению административного истца, утверждённые региональными нормативными правовыми актами регулирующего органа тарифы не являются экономически обоснованными.

В соответствии с указом губернатора Пермского края от 17 октября 2018 г. № 99 «Об образовании Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и переименовании Региональной службы по тарифам Пермского края» Региональная служба по тарифам Пермского края переименована в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее также – МТР Пермского края).

Постановлением Правительства Пермского края от 26 октября 2018 г. № 631-п «Об утверждении Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края» утверждено Положение о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее – Положение).

Согласно пункту 1.1 Положения МТР Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предельных индексов в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края, а также осуществляет функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 3.2.1 Положения Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края устанавливает (за исключением ценовых зон теплоснабжения) подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) в сфере теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», исходя из основ ценообразования в сфере теплоснабжения и правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3.3.1 Положения предусмотрено, что МТР Пермского края устанавливает подлежащие государственному регулированию тарифы и плату в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», исходя из основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

В связи с изложенным протокольным определение суда от 20 марта 2019 г. административный ответчик переименован в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «ПУЖКХ» Малышева Е.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административных исковых заявлениях.

Представитель административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского Истомина Н.И., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление и дополнениях к ним.

Заинтересованные лица Федеральная антимонопольная служба и Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, извещённые о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск удовлетворению не подлежит.

Регулирование отношений в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также – Закон о водоснабжении и водоотведении), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также – Методические указания № 1746-э).

Регулирование отношений в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее также – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее также – Методические указания № 760-э).

Вопросы в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1, 3 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункт 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

На период принятия Постановления № 238-вг, Постановления № 237-в и Постановления № 218-т в соответствии с пунктами 1.1, 3.6 и 3.7 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 5 августа 2013 г. № 1057-п, РСТ Пермского края являлась исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) в сферах водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения.

Согласно пунктам 5.5, 5.6 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края для определения основных направлений деятельности РСТ Пермского края и принятия решений по вопросам государственного регулирования цен образуется правление в количестве не более 9 человек. По итогам заседания правления РСТ Пермского края составляется протокол. Решения правления оформляются постановлениями РСТ Пермского края, которые вступают в силу в порядке, определённом указом губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».

Учитывая изложенное, Постановление № 238-вг, Постановление № 237-в и Постановление № 218-т приняты уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края – Региональной службой по тарифам Пермского края, в установленной форме, официально опубликованы и по этим основаниям административным истцом не оспариваются.

Документы на установление долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО «ПУЖКХ» представлены в РСТ Пермского края 5 мая 2018 г. Приказом регулирующего органа от 8 мая 2018 г. № 80-од открыто дело об установлении тарифов.

Документы на установление тарифов в сфере горячего водоснабжения административным истцом представлены в орган регулирования 5 мая 2018 г. Приказом РСТ Пермского края от 8 мая 2018 г. № 78-од открыто дело об установлении тарифов.

Документы на корректировку долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения представлены ООО «ПУЖКХ» в РСТ Пермского края 5 мая 2018 г. Приказом органа регулирования от 8 мая 2018 г. № 79-од открыто дело об установлении тарифов.

Из материалов дела следует, что ООО «ПУЖКХ», применяя упрощённую систему налогообложения, использует в регулируемой деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения муниципальное имущество: имущественный комплекс объектов теплоснабжения, горячего водоснабжения и имущественный комплекс объектов холодного водоснабжения и водоотведения с. Березовка Пермского края, переданного ему в соответствии с заключёнными с администрацией Березовского сельского поселения Березовского муниципального района Пермского края концессионными соглашениями от 25 марта 2015 г. и от 9 ноября 2016 г.

До этого времени имущество находилось в пользовании ООО «ПУЖКХ» на основании договоров аренды.

Согласно части 11 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, части 12.2 статьи 10 Закона о теплоснабжении, пунктом 31(1) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, пунктом 51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрено, что установление тарифов для регулируемой организации, владеющей объектами государственной или муниципальной собственности на основании концессионного соглашения, осуществляется на основе установленных на долгосрочный период регулирования долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных в установленном порядке органом регулирования.

Пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – Налоговый кодекс РФ) предусмотрено, что применение упрощённой системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощённую систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее также – НДС), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с данным Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерацией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьёй 174.1 Налогового кодекса РФ.

В силу пункта 1 статьи 174.1 Налогового кодекса РФ при совершении операций в соответствии с концессионным соглашением на концессионера возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные главой 21 данного Кодекса.

При реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с концессионным соглашением концессионер обязан выставить соответствующие счета-фактуры в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (пункт 2 статьи 174).

Объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем в соответствии с пунктом 11 части 1 Федерального закона 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» являются объектами концессионного соглашения.

Подпунктами «е», «ж» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также подпунктами «д», «е» пункта 16 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения установлено, что к заявлению об установлении тарифов помимо прочих прилагаются обосновывающие документы, в том числе расчёт расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями; расчет размера тарифов.

Пунктом 6 статьи 168 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога на добавленную стоимость включается в указанные цены (тарифы).

Поскольку концессионер, применяющий в отношении основной деятельности упрощённую систему налогообложения, при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению по НДС, исчисляет этот налог по таким операциям в общеустановленном порядке, орган регулирования при установлении тарифов для прочих потребителей учёл в составе необходимой валовой выручки (НВВ) ООО «ПУЖКХ» расходы без НДС, а для населения в силу пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса РФ при установлении тарифов размер налога на добавленную стоимость включил в НВВ.

В связи с изложенным доводы административного истца о неверном установлении тарифов в Постановлении № 237-в, Постановлении № 238-вг и Постановлении № 218-т с применением НДС в отношении населения и без применения НДС – в отношении иных потребителей являются ошибочными.

Также ООО «ПУЖКХ» ссылается в обоснование заявленных требований на то, что РСТ Пермского края при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение учитывает завышенные объёмы полезного отпуска питьевой воды и завышенные объёмы сточных под, что не соответствует действительности, представив таблицу, согласно которой показатели по холодному водоснабжению и водоотведению за период с 2016 по 2018 годы составили в тыс. куб. м: 2016 год водоотведение (ВО) - 102,03 (факт), 174,5 (рассчитано органом регулирования), холодное водоснабжение (ХВС) – 71,63 (факт), 210,3 (рассчитано органом регулирования); 2017 год ВО – 111,12 (факт), 147,5 (рассчитано органом регулирования), ХВС – 85,47 (факт), 210,3 (рассчитано органом регулирования), 2018 год ВО – 103,3 (факт), 174,5 (рассчитано органом регулирования), ХВС – 73,51 (факт), 210,3 (рассчитано органом регулирования).

Однако, как следует из представленных МТР Пермского края письменных возражений, объём полезного отпуска питьевой воды, объём принятых сточных вод учтены органом регулирования в соответствии с пунктами 4 – 10 Методических указаний № 1746-у. Так, в силу положений пункта 4 Методических указаний расчётный объем отпуска воды, объём принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к данным Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объёма отпуска воды (приёма сточных вод) за последний отчётный год и динамики отпуска воды (приёма сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учётом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчётных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учёта воды (сточных вод).

По данным административного истца, представленным в орган регулирования, эти показатели составили: 2014 год ХВС – 148,0, ВО – 174,5; 2015 год ХВС – 76,5, ВО – 107,7; 2016 год ХВС – 111,7, ВО – 102,0; 2017 год ХВС – 121,9, ВО – 111,1.

В связи с изложенным на основании Методических указаний № 1746-у и с учётом динамики снижения полезного отпуска питьевой воды и объёма принимаемых сточных вод при установлении ООО «ПУЖКХ» тарифов на 2019 год объёмы были снижены и составили: полезный отпуск питьевой воды – 168,27 тыс. куб. м, объём принятых сточных вод – 139,58 тыс. куб. м, что на 20 % меньше учтённого полезного отпуска на 2018 году.

Таким образом, суд считает, что при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение органом регулирования объём полезного отпуска питьевой воды и объём принятых сточных под определён в полном соответствии с Методическими указаниями № 1746-у, то есть исходя из фактического объёма отпуска воды (приёма сточных вод) за последний отчётный год и динамики отпуска воды (приёма сточных вод) за последние 3 года.

Административный истец полагает, что при формировании тарифов на тепловую энергию (мощность) орган регулирования необоснованно из необходимой валовой выручки исключил сумму 2166,5 тысяч рублей. Указанная сумма является экономией операционных расходов, а в соответствии с пунктом 43 Методических указаний № 760-э экономия операционных расходов, достигнутая регулируемой организацией в каждом году долгосрочного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение пяти лет начиная с года возникновения экономии. Снижение расходов на оплату труда является последовательной политикой предприятия по повышению эффективности деятельности организации и плановое снижение отраженно в тарифном решении органа регулирования на 2018 год (на основании фактических данных на 2016 год и плана предприятия на 2018 год).

Представитель административного ответчика в опровержение приведённого выше довода также ссылается на этот же пункт Методических указаний № 760-э, согласно экономия операционных расходов возникает в случае, если фактические операционные расходы составили меньшую величину, чем это было предусмотрено органом регулирования, при условии, что регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объёме. При этом представитель МТР Пермского края указывает, что ООО «ПУЖКХ» в орган регулирования при корректировке тарифов, которые в дальнейшем были утверждены Постановлением № 218-т, не были представлены необходимые документы, подтверждающие направление экономии денежных средств по заработной плате на эффективную деятельность предприятия (по фактическим данным, представленным регулируемой организацией, численность персонала составила 10 человек в 2017 году, при этом при установлении тарифа учтена 43 единица).

Суд соглашается с правовой позицией МТР Пермского края относительно приведённого довода ООО «ПУЖКХ» в обоснование административного иска в данной части.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в течение периода действия регулируемых цен (тарифов) дополнительные средства, полученные регулируемой организацией в результате снижения операционных расходов вследствие повышения эффективности деятельности этой организации при осуществлении ею регулируемого вида деятельности, остаются в её распоряжении. Сокращение затрат регулируемой организации не является основанием для досрочного (до даты окончания срока действия цен (тарифов) на товары (услуги) указанной регулируемой организации) пересмотра цен (тарифов) на товары (услуги) этой регулируемой организации.

Пунктом 49 Методических указаний № 760-э предусмотрено, что в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования по формуле 20.

В силу пункта 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учётом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтённых при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Из анализа положений пунктов 16 и 17 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения следует, что при установлении (корректировке) тарифов регулируемая организация должна представить в регулируемый орган все необходимые документы, предусмотренные этими пунктами.

Применительно к рассматриваемому административному делу, ООО «ПУЖКХ» при корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2019 год должно было представить в РСТ Пермского края документы, подтверждающие проведение автоматизации котельных, вследствие чего снизился фонд оплаты труда. Однако, как следует из представленных материалов тарифных дел, административный истец при корректировке тарифа на тепловую энергию (теплоноситель) на 2019 года такие подтверждающие документы в орган регулирования не представлял.

При этом ссылка представителей ООО «ПУЖКХ» на то, что предприятие ранее представляло в РСТ Пермского края все необходимые документы, подтверждающие направление экономии денежных средств по заработной плате на эффективную деятельность предприятия, суд признаёт ошибочной, так как при корректировке тарифа на 2019 года эти документы в регулирующий орган не представлялись.

Вместе с тем, это не умаляет право административного истца представить соответствующие документы при корректировке тарифа на 2020 год.

Административный истец считает, что при корректировке тарифа на тепловую энергию на 2019 год органом регулирования необоснованно была исключена из состава подконтрольных расходов сумма 217,00 тысяч рублей (разница между фактическими расходами на приобретение сырья в 2017 году (531,6 тысяч рублей) и учтённой органом регулирования суммой (409,5 тысяч рублей), а также фактически понесённые предприятием в 2017 году расходы на оплату услуг производственного характера (подряд) в сумме 94,9 тысяч рублей (122,1 тысяча рублей + 94,0 тысяч рублей).

Приведённый выше довод ООО «ПУ ЖКХ» является ошибочным, поскольку из экспертного заключения следует, что в НВВ административного истца при корректировке тарифа на тепловую энергию были включены расходы на приобретение сырья и материалов в сумме 589,8 тысяч рублей, расходы на оплату услуг производственного характера (подряд) в сумме 165,3 тысяч рублей.

Разрешая довод административного истца о неправомерном исключении РСТ Пермского края из НВВ регулируемой организации 777,0 тысяч рублей как необоснованно полученных доходов, суд соглашается с позицией административного ответчика, которая основывается на следующем.

При установлении ООО «ПУЖКХ» тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2018 – 2022 годы органом регулирования исключены затраты на арендную плату в размере 3885,1 тысяч рублей по договору аренды № 1/2014, заключённому 16 июля 2014 г. с администрацией Березовского сельского поселения. Эти затраты исключены по результатам проверки, проведённой прокуратурой Березовского района, то есть на основании предписания контролирующего (надзорного) органа.

Ранее, при установлении тарифов на тепловую энергию ООО «СОЮЗ ПРОФПЛАСТ» (в настоящее время – ООО «ПУЖКХ») на 2015 и 2016 годы органом регулирования была учтена арендная плата по договору аренды от 16 июля 2014 г. № 1/2014 в размере 2686,37 тысяч рублей на каждый год. При установлении тарифа на тепловую энергию на 2017 год расходы на арендную плату не учитывались. Так как договор аренды был расторгнут 21 июля 2015 г. (действовал в 2015 году 202 дня), регулируемая организация фактически понесла расходы на сумму 1487,6 тысяч рублей. В связи с этим орган регулирования признал сумму 1198,77 тысяч рублей (2686,37 – 1487,6) необоснованно полученными доходами за 2015 год.

С учётом 2016 года общая сумма необоснованных доходов составила 3885,14 тысяч рублей (1198,77 + 2686,37). И при установлении ООО «ПУЖКХ» тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2018 – 2022 годы РСТ Пермского края исключила из необходимой валовой выручки регулируемой организации как необоснованно полученные доходы 3885,14 тысяч рублей (по 777,00 тысяч рублей на каждый год долгосрочного периода регулирования) с учётом необходимости соблюдения изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Пермскому краю.

При этом ссылка административного истца в обоснование административного иска в данной части также на неверный расчёт суммы арендной платы по договору, заключённому с администрацией Березовского сельского поселения, суд признаёт ошибочной.

ООО «ПУЖКХ» полагает, что при расчёте необоснованно полученных доходов необходимо учитывать снижение объёма полезного отпуска до 17,993 тысяч Гкал в 2016 году при плановом отпуске в 22,658 тысяч Гкал, что свидетельствует о невозможности получения предприятием необоснованных доходов в сумме 777,0 тысяч рублей. При сумме годовой арендной платы в 2686,37 тысяч рублей и полезном отпуске в 22,658 тысяч Гкал на 1 Гкал приходится 118,56 рублей на аренду имущества. А при фактическом полезном отпуске в 17,993 тысяч Гкал при условии стопроцентной оплаты услуг теплоснабжения ООО «ПУЖКХ» могло бы собрать только 2133,28 тысяч рублей, поэтому сумма 553,09 тысяч рублей исключена регулятором необоснованно. Аналогичным образом РСТ Пермского края должна была решить вопрос и по сумме недополученных доходов за 2015 год в общем размере 222,01 тысяч рублей.

Суд считает приведённый выше довод административного истца ошибочным и соглашается с позицией административного ответчика о том, что выпадающие доходы за 2015 год в размере 222,01 тысяч рублей и выпадающие доходы за 2016 год в размере 553,09 тысяч рублей за счёт снижения полезного отпуска тепловой энергии не были учтены органом регулирования правомерно в силу положений пункта 12 Методических указаний № 760-э.

Согласно приведённой норме в случае если по итогам расчётного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчётности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтённого при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчётности, но не позднее чем на 3-й расчётный период регулирования, в полном объёме.

Таким образом, выпадающие доходы за 2015 год могли быть учтены органом регулирования при расчёте тарифов на 2016-2018 годы, а за 2016 год – в 2017-2019 годах, однако ООО «ПУЖКХ» заявка на учёт выпадающих доходов при расчёте тарифов не подавалась.

Кроме того, является несостоятельной ссылка административного истца на необходимость применения органом регулирования при определении размера необоснованно полученных ООО «ПУЖКХ» доходов положений пункта 52 Методических указаний № 760-э, так как сумма арендной платы в размере 3885,1 тысяч рублей была определена в результате проверочных мероприятий, проведённых прокуратурой Березовского района Пермского края, Управления ФАС по Пермскому краю и ФАС России.

Также обоснованной является ссылка МТР Пермского края в обоснование возражений на административное исковое заявление в данной части на положения пунктов 45 и 65 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, так как расчёт арендной платы не связан с полезным отпуском тепловой энергии.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом установлено, что Постановление № 238-вг, Постановление № 237-в и Постановление № 218-т соответствуют иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушают права и законные интересы административного истца, в удовлетворении административного иска ООО «ПУЖКХ» следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» о признании недействующими со дня принятия постановлений Региональной службы по тарифам Пермского края от 5 декабря 2018 г. № 238-вг «О тарифах в сфере горячего водоснабжения общества с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (Березовский район)», от 5 декабря 2018 г. № 237-в «О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (Березовский район)» и от 5 декабря 2018 г. № 218-т «О внесении изменений в приложение 2 к Постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2017 № 359-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (Березовский район)» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 16 августа 2019 г.

Решение в законную силу не вступило.

Судья – подпись -