НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Осинского районного суда (Пермский край) от 14.09.2021 № 2А-704/2021

Мотивированное решение принято 14 сентября 2021 г.

Дело № 2а-704/2021

УИД 59RS0030-01-2021-001076-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Осинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Мялицыной О.В.,

при секретаре судебного заседания Захаровой Н.И.,

с участием административного ответчика Старицына И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю к Старицыну Игорю Германовичу о взыскании налога, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю обратилась в суд с административным иском к Старицыну И.Г. о взыскании задолженности по налоговым платежам в сумме 30 142,82 руб., из них транспортный налог за налоговый период 2019 г. в сумме 30 117 руб., пени по транспортному налогу за налоговый период 2019 г. в сумме 25 руб. 76 коп., пени по земельному налогу за налоговый период 2019 г. в сумме 00 руб. 06 коп. в связи с их неуплатой. Также просит взыскать издержки, связанные с рассмотрением административного дела, в размере 78 руб. на отправку письма ответчику.

В ходе рассмотрения поступил отказ от требований в части взыскания транспортного налога в сумме 29 084 руб., пени по земельному налогу в сумме 00 руб. 06 коп., производство в данной части прекращено, о чем вынесено определение.

В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС России № 18 по Пермскому краю не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представлены письменные пояснения на отзыв административного ответчика. Суть возражений сводится к тому, что на основании представленных налогоплательщиком налоговых деклараций по единому сельскохозяйственному налогу выручка от сельскохозяйственной продукции в 2019 г. отсутствует. Учитывая, что доход от реализации продукции составляет менее 70 % от дохода, основания для предоставления льготы по транспортному налогу в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства отсутствуют. В соответствии с пунктом 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации Старицыну И.Г. предоставлена льгота на транспортное средство марки <данные изъяты>-6, регистрационный номер с 09.09.2019 - с даты регистрации земельного участка с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства. Сумма налога за указанное транспортное средство за 2019 г. составляет 1 033 руб.

Ответчик Старицын И.Г. в судебном заседании пояснил, что не согласен с иском в части взыскания транспортного налога на трактор <данные изъяты> регистрационный номер . Поддержал доводы своего отзыва, в котором указал, что зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 07.05.2018, осуществляет производство сельскохозяйственной продукции – производство овощей открытого грунта. С этой даты является плательщиком единого сельскохозяйственного налога. Ссылаясь на статьи 346.1, подпункт 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, считает, что освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции); не являются объектом налогобложения тракторы, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. Трактор <данные изъяты> приобретен для производства сельскохозяйственной продукции 09.06.2018, зарегистрирован на имя ответчика 18.06.2018. Для осуществления сельскохозяйственной деятельности 24.09.2018 с администрацией Осинского муниципального района заключил договор аренды земельного участка № 20 (земли сельскохозяйственного назначения) по адресу Пермский край, Осинский район, кадастровый номер , разрешенный вид использования – растениеводство, срок аренды по 23.09.2028. На основании изложенного считает начисление налога в сумме 1 033 руб. незаконным (л.д. 42 – 44).

Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы административного иска, возражений административного ответчика, обозрев дело по судебному приказу А-508/2021, приходит к следующему выводу.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 № 321-ФЗ, от 23.07.2013 № 248-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

В соответствии с абзацем 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 04.03.2013 № 20-ФЗ, от 03.07.2016 № 243-ФЗ) заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 настоящей статьи.

Абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75).

Транспортный налог установлен главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Пермского края «О транспортном налоге на территории Пермского края» от 25.12.2015 № 589-ПК.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, законом Пермского края от 25.12.2015 № 589-ПК установлена ставка транспортного налога.

Из материалов дела установлено, что Старицын И.Г. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в его собственности в 2019 году объектов налогообложения - транспортных средств марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак , <данные изъяты> государственный регистрационный знак , трактора <данные изъяты> государственный регистрационный знак (л.д. 15, 41, 77).

Налоговым органом Старицыну И.Г. направлено налоговое уведомление № 75724875 от 01.09.2020 о необходимости уплаты транспортного налога за 2019 г. в сумме 30 117 руб., из которых 660 руб. за автомобиль <данные изъяты>, 28 424 руб. за <данные изъяты>, 1 033 руб. за трактор <данные изъяты> (л.д. 9 – 10).

Поскольку налог за 2019 г. не уплачен, за период с 02.12.2020 по 08.12.2020 начислены пени, в том числе по транспортному налогу в сумме 29 руб. 87 коп., для включения в требование – 25 руб. 76 коп. (л.д. 12).

В связи с неуплатой налога за 2019 г., налоговым органом Старицыну И.Г. направлено требование об уплате налога № 87736 по состоянию на 09.12.2020, которым предложено в срок до 12.01.2021 уплатить недоимку по налогам, а также начисленные пени (л.д. 11, 13). Указанное требование оставлено без исполнения.

В связи с неоплатой недоимки по налогам и задолженности по пени по заявлению взыскателя 17.03.2021 мировым судьей вынесен судебный приказ № , который определением от 22.03.2021 отменен по заявлению Старицына И.Г. (л.д. 20).

06.08.2021 в суд поступило административное исковое заявление, направленное 04.08.2021 (л.д. 5 – 8, 26).

Согласно сведениям из АИС-Налог-3 ПРОМ, недоимка по налогам в сумме 1 033 руб. и задолженность по пене в сумме 25 руб. 76 коп. не погашена.

Представленные в материалы дела доказательства и расчет истца подтверждают наличие недоимки по налогу и задолженности по пени в указанном размере.

В опровержение правомерности начисления транспортного налога на трактор <данные изъяты> и пени административный ответчик представил выписку из ЕГРИП о регистрации в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства копии заявления в Межрайонную ИФНС России № 18 по Пермскому краю о применении льготы по транспортному налогу от 19.11.2019, ответа на заявление от 24.01.2020, возражений на ответ от 05.02.2020, договора № 20 аренды земельного участка от 24.09.2018, страницы личного кабинета (л.д. 45 – 48, 49, 50, 51 – 53, 54 – 61, 62).

Так, согласно выписке из ЕГРИП Старицын И.Г. 07.05.2018 зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

19.11.2019 подал заявление о применении льготы по транспортному налогу на трактор <данные изъяты>, указав, что доходы от деятельности не получал, для осуществления сельскохозяйственной деятельности 24.09.2018 заключил договор аренды земельного участка, применяет систему налогообложения – Единый сельскохозяйственный налог с июня 2018 г., является собственником земельного участка с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства по адресу <адрес>

В ответе от 24.01.2020 налоговый орган указал, что на основании информации, имеющейся в налоговом органе, сведений, представленных из регистрирующих органов, Старицыну И.Г. принадлежит земельный участок с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, дата возникновения собственности 06.09.2019. Так как выручка от сельскохозяйственной продукции в 2018 г. отсутствовала, земельный участок приобретен в собственность 06.09.2019, льгота на транспортное средство марки <данные изъяты> предоставлена с 06.09.2019.

24.09.2018 Старицыным И.Г. по договору аренды № 20 получен земельный участок по адресу <адрес>, кадастровый , общей площадью 53291 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: растениеводство.

Согласно сведениям о недвижимости, в собственности Старицына И.Г. с 06.09.2019 – земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> (л.д. 15).

В дополнение к приведенным выше нормам права, суд отмечает, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

Согласно статье 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

В силу пункта 2 данной нормы также сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Как подтверждено сторонами, выручка от сельскохозяйственной деятельности в 2018, 2019 гг. отсутствует.

Таким образом, поскольку доход от реализации продукции составляет менее 70 % от дохода, основания для предоставления льготы по транспортному налогу в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе при наличии заключенного Старицыным И.Г. договора аренды земельного участка от 24.09.2018 категории земель: для сельскохозяйственного назначения, отсутствуют.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 И.Г. предоставлена льгота на транспортное средство марки <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты регистрации собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>.

Заявленные налоговым органом требования являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Согласно статье 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами (пункт 6).

Административный истец понес почтовые расходы в сумме 78 руб. на отправку административного иска административному ответчику, что подтверждается сведениями из списка внутренних почтовых отправлений (л.д. 23 – 24). Такие расходы являются необходимыми и подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку налоговый орган в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, оснований для освобождения от ее уплаты ответчика не имеется, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю к Старицыну Игорю Германовичу удовлетворить.

Взыскать со Старицына Игоря Германовича, проживающего по адресу Пермский край, Осинский район, с. Устиново, ул. Осинская, д. 50, задолженность по транспортному налогу за налоговый период 2019 г. в сумме 1033 руб., пени по транспортному налогу за налоговый период 2019 г. в сумме 25 руб. 76 коп., всего взыскать 1 058 руб. 76 коп.

Взыскать со Старицына Игоря Германовича в пользу административного истца судебные расходы в сумме 78 руб.

Взыскать со Старицына Игоря Германовича в доход бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья О.В. Мялицына