НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область) от 27.05.2019 № 2-1641/19

Дело №2-1641/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2019 г.

Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Мясниковой Н.В.,

с участием прокурора Коршуновой Н.А.,

при секретаре Полянских А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Липецка в интересах Доморникова В.Я. к Государственному учреждению- Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об оспаривании отказа в регистрации заявления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района города Липецка обратился в суд в интересах инвалида Доморникова В.Я. с иском к ГУ-Липецкое региональное отделение Фонда соцстраха РФ о признании незаконным отказа ГУ ЛРО ФСС РФ в регистрации заявления Доморникова В.Я. от 14.01.2019 г. о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2019 г., понуждении ГУ ЛРО ФСС РФ зарегистрировать заявление Доморникова В.Я. от 14.01.2019 г. с присвоением номера с учетом даты его поступления 14.01.2019 г., ссылаясь на то, что отсутствовали основания для отказа в регистрации заявления в связи с тем, что предоставленная инвалидом медицинская справка формы 070/у приобщена к заявлению от 08.09.2017 г., оснований для начала новой административной процедуры по той же государственной услуге не имеется.

В судебном заседании представитель прокурора Коршунова Н.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании истец Доморников В.Я. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ГУ-ЛРО ФСС РФ по доверенности Литвиненко Н.И. в судебном заседании иск не признала, сославшись в возражениях на Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно», предусматривающий исчерпывающий перечень документов, необходимых для начала предоставления административной услуги, в число которых входит и справка для получения путевки по форме № 070/у-04, которую Доморников В.Я. предоставил одновременно с заявлением почтовым отправлением. Основания для отказа в приеме документов отсутствовали. Кроме того, в Административном регламенте приведен перечень для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования РФ путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда в междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно, а именно: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо предоставление документов, оформленных с нарушением требований законодательства РФ, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги. То есть, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на ее получение, однако, в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, то данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление. Представитель ответчика пояснила, что не отрицает факт обращения к ним Доморникова В.Я. с заявлением от 14.01.2019 г. Данное заявление зарегистрировано в установленном порядке под № 36л. Доморников В.Я. обратился в региональное отделение с заявлением от 08.09.2017 г., заявление было зарегистрировано в установленном порядке под №6802. Всего в 2017 г. было выдано 1553 путевки, в 2018 г.-1415 путевок. В связи с этим представить истцу путевку не представлялось возможным и его заявление переведено на 2019 г. под № 3482. 29.01.2018 г. в региональное отделение поступило очередное заявление Доморникова В.Я., которое зарегистрировано под №5562 по состоянию на 11.04.2019 г. значится под №3882. 17.01.2019 г. в региональное отделение по почте поступило еще одно заявление Доморникова В.Я., датированное 14.01.2019 г. к данному заявлению была прикреплена справка формы №070/у от 14.01.2019 г. №38. Заявление принято и зарегистрировано 17.01.2019 г. под №36л. То есть региональным отделением в регистрации данного обращения отказано не было и требования законодательства исполнены. Просила учесть тот факт, что по заявлению Доморникова В.Я. от 08.09.2017 г. и от 29.01.2018 г. уже была начата административная процедура, но государственная услуга по состоянию на 14.01.2019 г. не представлена. Считала, что по этому оснований для начала новой административной процедуры по той же государственной услуге не имеется.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Судом установлено, что Доморников В.Я. является инвалидом и имеет право на получение социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения.

08.09.2017 г. Доморников В.Я. обратился в региональное отделение с заявлением от 08.09.2017 г. о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2017 г. в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи в 2019 году», приложив справку для получения путевки формы № 070/у-04 от 20.08.2017 г. № 333, заявление было зарегистрировано в установленном порядке под №6802.

В связи с непредставлением путевки на санаторно-курортное лечение за 2017 г. Доморников В.Я. обратился с заявлением от 29.01.2018 г. предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2018 г. в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи в 2019 году», приложив справку для получения путевки формы № 070/у-04 от 29.05.2018 г. № 536, заявление было зарегистрировано в установленном порядке под №5561.

По состоянию на 11.04.2019 г. данное заявление значится за №3882.

14.01.2019 г. Доморников В.Я. обратился в ГУ-Липецкое региональное отделение Фонда соцстраха РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2019 г. в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи в 2019 году», приложив справку для получения путевки формы № 070/у-04 от 14.01.2019 г. № 38, путем почтового отправления, которое поступило в региональное отделение-17.01.2019 г.

Данное заявление с приложенным к нему документом было зарегистрировано 17.01.2019 г. под № 36л, что сторонами не оспорено.

Факт обращения Доморникова В.Я. в ГУ ЛРО ФСС РФ с заявлением именно 14.01.2019 г. подтвержден в судебном заседании копией данного заявления, ответчиком не оспорено.

В извещении от 22.01.2019 г. заместитель управляющего ГУ-ЛРО ФСС РФ Перова Н.В. известила Доморникова В.Я. о том, что его справка от 14.01.2019 г. №38 приобщена к заявлению от 08.09.2017 г. поскольку всего в 2017 г. было выдано 1553 путевки, в 2018 г.-1415 путевок. В связи с этим представить путевку не представлялось возможным и заявление переведено на 2019 г. под №3483. По состоянию на 21.01.2019 г. заявление значится под № 3425. Таким образом, требования действующего законодательства исполнены.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 г. со сроком действия 1 год.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).

Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.

Пункт 13 Административного регламента к числу документов, необходимых для предоставления территориальным органом Фонда заявителю при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, относит:

заявление о предоставлении государственной услуги (рекомендуемая форма заявления приведена в приложении № 4 к настоящему Административному регламенту);

справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 256 «О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение», выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения.

Согласно п. 58 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление в территориальный орган Фонда заявления о предоставлении государственной услуги и документа (содержащихся в нем сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктом 13 настоящего Административного регламента, а также копий документов, предусмотренных пунктом 15 настоящего Административного регламента.

Материалами дела подтверждено, что Доморников В.Я. обращался в ГУ ЛРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки в 2017 г., таким образом, он имел права на подачу такового заявления и в 2018 г., и в 2019 г., на момент подачи заявления 14.01.2019 г. Доморников В.Я. не был обеспечен государственной услугой за 2017 г., 2018 г.

Довод представителя ответчика о том, что в связи с тем, что административная процедура по заявлению Доморникова В.Я. от 08.09.2017 г. уже была начата, но государственная услуга по состоянию на 14.01.2019 г. не представлена, то оснований для начала новой административной процедуры по той же государственной услуге не имеется не состоятельна и основана на неправильном толковании нормы права.

Более того, как следует из п. 53 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявления о предоставлении государственной услуги и документов в территориальных органах Фонда является поступление в территориальный орган Фонда заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документа (содержащихся в нем сведений), указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, а также предъявление документов, предусмотренных пунктом 15 настоящего Административного регламента.

Заявление о предоставлении государственной услуги и документ, указанные в пункте 13 настоящего Административного регламента, а также копии документов, указанных в пункте 15 настоящего Административного регламента, регистрируются в сроки и в порядке, установленные пунктами 26 - 33 настоящего Административного регламента.

Пункт 27 Административного регламента предусматривает, что регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документов (содержащихся в них сведений), направленных заявителями с использованием средств почтовой связи или в форме электронных документов, осуществляется в день их поступления в территориальный орган Фонда либо на следующий день в случае поступления заявления и документов в территориальный орган Фонда по окончании рабочего времени.

В случае непредставления заявителем одного или нескольких документов, предусмотренных пунктами 13 - 15 настоящего Административного регламента, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за прием и регистрацию заявления и документов, направляет заявителю письменное разъяснение (сообщает в устной форме на личном приеме либо направляет сообщение в электронной форме в случае поступления заявления и (или) документов (содержащихся в них сведений) в форме электронного документа) о необходимости представления недостающих документов и делает на заявлении о предоставлении государственной услуги отметку об уведомлении заявителя о необходимости представить недостающие документы. Если должностному лицу территориального органа Фонда, ответственному за административное действие по приему и регистрации заявления и документов при предоставлении государственной услуги, известен телефон заявителя, заявитель также уведомляется устно (п. 33 Административного регламента).

Таким образом, исходя из смысла и содержания вышеуказанных норм, следует, что заявление о предоставлении государственной услуги, представленное в территориальный орган Фонда, подлежит регистрации в день его поступления. В случае непредставления необходимых документов, в том числе справки для получения путевки по форме № 070/у-04, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за прием и регистрацию заявления и документов, направляет заявителю письменное разъяснение о необходимости представления недостающих документов. При этом п. 33 Административного регламента не предоставляет территориальному органу Фонда права для отказа в регистрации заявления о предоставлении государственной услуги в случае отсутствия такого документа, а п. 18 Административного регламента, содержащийся в разделе «Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги», предусматривает, что основания для отказа в приеме документов отсутствуют.

При таких обстоятельствах, исходя из анализа представленных по делу доказательств и действующего законодательства, следует, что территориальный орган Фонда, начав административную процедуру по приему и регистрации заявления о предоставлении государственной услуги, не вправе на данной стадии отказать инвалиду в приеме заявления.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что отказ ответчика в регистрации заявления Доморникова В.Я. о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение в 2019 г. носит формальный характер.

Заявление Доморникова В.Я. 14.01.2019 г. подлежало регистрации с присвоением номера с учетом даты его подачи.

При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора, поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ и направленное на защиту нарушенных прав инвалида, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации зарегистрировать заявление Доморникова В.Я. от 14 января 2019 года о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2019 год с присвоением номера с учетом даты его подачи 17.01.2019 года.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Липецка.

Председательствующий Н.В.Мясникова

Решение в окончательной форме изготовлено в порядке ч. 2 ст. 108 ГПК РФ 03.06.2019 года.

Председательствующий Н.В.Мясникова