НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 18.02.2021 № 12-388/2021

Судья: Головин А.Ю. Дело № 12-388/2021

РЕШЕНИЕ

18 февраля 2021 года город Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Климов В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Родник и К» Обушева К.Ю. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 6 ноября 2020 года,

установил:

постановлением заместителя начальника Новороссийской таможни полковника от <Дата ...><№...> должностное лицо – генеральный директор ООО «Родник и К» Обушев К.Ю. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 06 ноября 2020 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба Обушева К.Ю. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, должностное лицо – генеральный директор ООО «Родник и К» Обушев К.Ю. считает постановление судьи незаконным, не обоснованным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалоб указывают, что суд дал неверную оценку представленным доказательствам, просят решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 6 ноября 2020 года и постановление административного органа отменить, прекратить производство по делу.

В Краснодарский краевой суд до рассмотрения дела поступил отзыв представителя Новороссийской таможни, в котором административный орган просит решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 6 ноября 2020 года оставить без изменения.

Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей Новороссийской таможни по доверенностям Ширстюка А.Ю. и Благова А.С., полностью поддержавших доводы изложенные в жалобе, проверив доводы жалоб, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующему.

На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из административного материала и оспариваемого постановления следует, что <Дата ...> между компанией «DISTILLERIE MERLET & FILS SAS», Франция (Продавец) и ООО «Родник и К», Россия (Покупатель) заключен внешнеэкономический контракт <№...>, в соответствии с которым, Продавец продает, а Покупатель покупает коньячный дистиллят, далее именуемый Товар, поставляемый отдельными партиями, наименование, стоимость и объемы которого Стороны будут определять в Спецификациях к настоящему Контракту.

<Дата ...> генеральным директором ООО «Родник и К» Обушевым К.Ю., в Новороссийский Юго-восточный таможенный пост Новороссийской таможни для помещения товара под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» с использованием электронной формы декларирования подана декларация на товары (далее - ДТ), которой присвоен регистрационный номер <№...>, в которой задекларирован товар одного наименования, с заявлением следующих сведений о товаре: «коньячный дистиллят, выдержанный (спирт коньячный)», с надписью «distillerie merlet & fils sas», наливом для промышленной переработки, 5-летней выдержки, объёмная доля этилового спирта - 68,00%, всего абсолютного алкоголя - 6725,2 литров а/а, всего: 9 890 литров, в 43 бочках, производитель: «DISTILLERIE MERLET & FILS SAS.», Франция, товарный знак: отсутствует, марка: отсутствует, весом брутто 9 181 кг, весом нетто 8 816 кг, заявленная таможенная стоимость 1 908 999,13 рублей.

Товар прибыл в контейнере <№...> на т/х «MSC LARA». Отправитель - «DISTILLERIE MERLET & FILS SAS» (Франция), получатель - ООО «Родник и К» (Россия) согласно коносаменту <№...> от <Дата ...>.

Декларантом ООО «Родник и К», вышеуказанный товар классифицирован в подсубпозиции 2208 20 890 0 ТН ВЭД ЕАЭС как спиртовые настойки, полученные в результате дистилляции виноградного вина или выжимок винограда, в сосудах емкостью более 2 литров, прочие, со ставкой ввозной таможенной пошлины равной 1,5 евро/литр, НДС - 20%, акциз в размере 107 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.

Должностные лица таможенных органов при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении товаров руководствуются исключительно правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 53 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года продукция, выпускаемая в обращение на территории ЕАЭС, должна быть безопасной.

Согласно статье 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают и выполняют на таможенной территории ЕАЭС функции и задачи по обеспечению соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, а таюке по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды.

Товар <№...> по ДТ <№...> включен в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (п. 53), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от <Дата ...><№...> «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза».

Товар <№...>, заявленный по ДТ <№...> является пищевой продукцией, на которую распространяется действие: технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевых продуктов» (далее по тексту — ТР <№...>), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»; технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (далее по тексту - ТР <№...>), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 881 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки»;

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.

При подаче декларации товаров <№...> на товар <№...> в качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, представлена, в том числе, декларация о соответствии <№...> от <Дата ...>.

Согласно декларации о соответствии <№...> от <Дата ...> заявитель ООО «Родник и К» подтверждает, что продукция «дистиллят коньячный выдержанный не менее 5 лет (объемная доля этилового спирта 68 %)», код ТН ВЭД ЕАЭС 2208 20 890 0, изготовитель: «DISTILLERIE MERLET & FILS SAS», Франция, соответствует требованиям технических регламентов Таможенного союза ТР <№...> «О безопасности пищевых продуктов», ТР <№...> «Пищевая продукция в части ее маркировки».

<Дата ...> в ходе таможенного оформления и таможенного контроля, должностным лицом таможенного органа в отношении товара, заявленного в декларации товаров <№...>, было принято решение о назначении таможенной экспертизы <№...>, с целью проведения которой таможенным органом были отобраны пробы товара <№...> (акт отбора проб и образцов <№...> от <Дата ...>), которые были направлены в ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону для проведения таможенной экспертизы с целью идентифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, определить содержание этилового спирта в пробе (образце) товара (об. %), установить из какого сырья произведена проба (образец) товара, установить присутствуют ли в составе пробы (образца) спирта невиноградного происхождения.

В соответствии с полученным заключением таможенного эксперта от <Дата ...><№...>, установлено, что исследованная проба идентифицирована, как спиртосодержащая продукция с фактическим содержанием этилового спирта 68,0 об.%, произведенная путем дистилляции сырья невиноградного происхождения, находившаяся в контакте с древесиной дуба и содержащая добавки нерегламентированного сырья (карамельный колер, дубовый экстракт), что не соответствует сведениям, заявленным в графе <№...> для товара <№...>. Исследованная проба имеет показатель объемной доли этилового спирта 68,0 об.%. Исследованная проба получена в результате дистилляции сырья невиноградного происхождения. В исследуемой пробе установлено наличие спиртов невиноградного происхождения.

На основании заключения таможенного эксперта от <Дата ...><№...>, Новороссийской таможней принято решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от <Дата ...><№...>, в товарной подсубпозиции 2208 90 770 8 ТН ВЭД ЕАЭС (со ставкой ввозной таможенной пошлины равной 1,5 евро/л, НДС - 20%, акциз в размере 523 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре), с определением следующего наименования и описания товара, необходимых для классификации: «спиртосодержащая продукция с фактическим содержанием этилового спирта 68,0 об.%, произведенная путем дистилляции сырья невиноградного происхождения, находящаяся в контакте с древесиной дуба и содержащая добавки нерегламентированного сырья (карамельный колер, дубовый экстракт). Спиртосодержащая продукция имеет спирт из свекловичной массы». Решение принято в соответствии с Основными правилами интерпретации 1 и 6 ТН ВЭД ЕАЭС на основе заключения ЭКС регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов- на-Дону от <Дата ...><№...>.

Согласно информации, представленной служебной запиской отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Новороссийской таможни за исх. <№...> от <Дата ...> установлено, что критерием для классификации товара <№...>, задекларированного по декларации товаров <№...> в подсубпозиции 2208 90 770 8 ТН ВЭД ЕАЭС, и исключающим его из товарной подсубпозиции 2208 20 890 0 ТН ВЭД ЕАЭС является сырье, из которого получена спиртосодержащая продукция. Сведения, заявленные о товаре <№...> в графе 31 декларации товаров <№...>, не позволяли классифицировать его в подсубпозиции 2208 90 770 8.

Таким образом, в данном случае к основным характеристикам товара, по которым осуществляется его идентификация в ТН ВЭД ЕАЭС, относится его качественные характеристики, а именно сырье, из которого получена спиртосодержащая продукция (получена в результате дистилляции не виноградного сырья, продукция имеет спирт из свекловичной массы).

На основании вышеизложенного, отделением торговых ограничений и экспортного контроля Новороссийской таможни (далее по тексту - ОТО и ЭК), являющимся специализированным функциональным подразделением таможни, в компетенцию которого входит контроль за соблюдением запретов и (или) ограничений, установленных в отношении перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров и транспортных средств, сделан вывод о том, что установленные запреты и ограничения (в части мер технического регулирования) по товару <№...>, задекларированному по ДТ <№...>, с учетом принятого решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от <Дата ...><№...>, в товарной подсубпозиции 2208 90 770 8 ТН ВЭД ЕАЭС, с предоставлением декларации о соответствии <№...> от <Дата ...>, не соблюдены (служебная записка от <Дата ...><№...>).

В ответ на запрос таможенного органа получен ответ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (письмо от <Дата ...><№...>), согласно которому согласно п. 3.1 ГОСТ 31728/2012 «Дистилляты коньячные. Технические условия» понятие дистилляты коньячные трактуется следующим образом: «дистиллят коньячный: винный дистиллят с объемной долей этилового спирта от 55,0% до 70,0%, полученный фракционной дистилляцией (перегонкой) столового виноматериала, произведенного из винограда Vitis vinifera, находившийся в постоянном контакте с древесиной дуба в течение всего периода выдержки или не находившийся в контакте с древесиной дуба».

Согласно заключению таможенного эксперта от <Дата ...><№...>, исследованная проба является спиртосодержащей продукцией из пищевого сырья с концентрацией этилового спирта 68,0 об.%, полученной в результате дистилляции сырья невиноградного происхождения, находившегося в контакте с древесиной дуба и имеет добавленный дубовый экстракт. Таким образом, информация об указанной пищевой продукции наименования «коньячный дистиллят», выдержанный (спирт коньячный) является недостоверной. В соответствии со ст. 1 главы 1 Федерального закона от 02.01.200 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» дано следующее понятие: фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия - пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной». На основании вышеизложенного, продукцию, поданную на декларирование в Новороссийский юго-восточный таможенный пост Новороссийской таможни для помещения под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» с наименованием «коньячный дистиллят, выдержанный (спирт коньячный)», с надписью «distillerie merlet & fils sas», наливом для промышленной переработки, 5-летней выдержки, объёмная доля этилового спирта - 68,00%, можно признать фальсифицированной. Таким образом, введение в оборот вышеуказанной продукции с наименованием «коньячный дистиллят, выдержанный (спирт коньячный)», с надписью «distillerie merlet & fils sas», наливом для промышленной переработки, 5-летней выдержки, объёмная доля этилового спирта - 68,00%, в соответствии со ст. 3 главы 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не допускается.

Кроме того, в рамках административного производства по делу об АП <№...> на основании определения о назначении комиссионной экспертизы от <Дата ...> повторно проведена экспертиза в отношении спорного товара совместно с Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и ЦЭКТУ ФТС России, по результатам которой исследованная проба товара представляет собой спиртосодержащую продукцию, полученную в результате дистилляции сброженного пищевого сырья, имевшую контакт с древесиной дуба с добавкой карамельного колера. Содержание этилового спирта в пробе товара составляет 68,0 % об. В исследованной пробе товара установлено наличие спиртов не виноградного происхождения. Исследованная проба товара была произведена с использованием пищевого сырья. Исследованная проба товара относится к спиртосодержащей продукции. Исследованная проба товара не противоречит требованиям ГОСТ 31728-2014 «Дистиллят коньячный. Технические условия» по п.п. 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4 и не удовлетворяет требованиям ГОСТ 31728-2014 «Дистиллят коньячный. Технические условия» по п. 4.2.1 (требования к сырью, из которого изготавливают коньячные дистилляты), о чем свидетельствует заключение эксперта от <Дата ...><№...>.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

В соответствии с пунктом 8 статьи 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, декларант вправе: осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со статьей 17 Таможенного кодекса; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров; обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 2 ст. 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 3 ст. 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Согласно Положению о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденному решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 294 к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая, в том числе включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства- члены) установлены обязательные требования.

Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений (подпунктом 3 пункта 1 статьи135 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Согласно подпункта 4 пункта 1 статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Согласно Протоколу о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе), под декларацией о соответствии техническим регламентам Союза понимается документ, которым заявитель удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Под выпуском продукции в обращение понимается поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе (статьи 2 приложения 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Следовательно, исходя из анализа приведенных норм в их совокупности, под ограничением на ввоз продукции на таможенную территорию ЕАЭС в данном случае понимается требование соответствия ввозимой продукции установленным техническими регламентами критериев качества и безопасности. При ввозе такой продукции и подаче декларации на товар с целью его выпуска в свободное обращение декларант обязан подтвердить таможенному органу соответствие продукции требованиям технических регламентов. В противном случае, продукция, не соответствующая критериям качества и безопасности, либо соответствие которой в установленном порядке не подтверждено, не может быть разрешена к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.

То есть уже в момент ввоза товара на таможенную территорию Евразийского экономического союза и декларирования таможенному органу ввозимый товар должен соответствовать требованиям технических регламентов таможенного союза. При декларировании товара таможенному органу декларант обязан представить разрешительный документ, подтверждающий такое соответствие.

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Декларация о соответствии <№...> от <Дата ...> действует только в отношении товара «коньячный дистиллят...», указанного в данном разрешительном документе.

В данном случае, декларация о соответствии <№...> от <Дата ...> не относится к товару, заявленному в ДТ <№...> (с учетом заключений эксперта от <Дата ...><№...>, от <Дата ...><№...> товар идентифицирован как «спиртосодержащая продукция с фактическим содержанием этилового спирта 68,0об.%, произведенная путем дистилляции сырья невиноградного происхождения»).

Следовательно, названный документ не подтверждает соблюдение установленных ограничений в отношении декларируемого товара.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со ст. 30 указанного Федерального закона.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 г. № 294 утверждено «Положение о порядке ввоза на Таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза» (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая: а) включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза» (далее - Единый перечень), и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства- члены) установлены обязательные требования.

В Единый перечень согласно п. 53 включена пищевая продукция.

Как указано в п. 4.1.1 ГОСТ 31728-2014 «Дистилляты коньячные. Технические условия» коньячные дистилляты производят в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкция, с соблюдением требований ТР <№...> «О безопасности пищевой продукции» или нормативных правовых актов, действующих на территории государства принявшего стандарт.

Техническим регламентом Таможенного союза ТР <№...> определены правила идентификации объектов технического регулирования, к которым относится алкогольная продукция, как один из видов пищевой продукции.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного суда РФ от <Дата ...><№...>-П и от <Дата ...><№...>-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов РФ, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Однако, ООО «Родник и К» требования таможенного законодательства ЕАЭС выполнены не были. ООО «Родник и К» при подаче в таможенный орган декларации товаров <№...> заявило недостоверные сведения о ввозимом товаре и предоставило недействительную декларацию о соответствии, не относящуюся к ввозимому по ДТ <№...> товару.

ООО «Родник и К» декларация о соответствии, подтверждающая соответствие фактического ввезенного товара, учитывая заключения экспертов ЦЭКТУ ФТС России, требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР <№...>) представлена не была.

Таким образом, товар «спиртосодержащая продукция с фактическим содержанием этилового спирта 68,0 об.%, произведенная путем дистилляции сырья невиноградного происхождения...», задекларированный ООО «Родник и К» в соответствии графой 31 декларации товаров <№...> как «коньячный дистиллят, выдержанный (спирт коньячный)» не может быть классифицирован в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 2208 20 890 0, сведения об описании в графе 31 ДТ и его коде в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в графе 33 вышеуказанной ДТ заявлены недостоверно, а представленная ООО «Родник и К» декларация о соответствии <№...> от <Дата ...> не распространяет свое действие на товар, заявленный в декларации товаров <№...>.

Таким образом, ООО «Родник и К», при декларировании товара <№...> по декларации <№...> заявило недостоверные сведения об его классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженное с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений об их свойствах и характеристиках, влияющих на классификацию, послужившие основанием для несоблюдения запретов и ограничений, установленных решением Коллегии Евразийской комиссии от 25.12.2012 № 294 «О положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 881 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки», что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Декларация подписана и подана Обушевым К.Ю.

Факт совершения генеральным директором ООО «Родник и К» Обушевым К.Ю. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами: контрактом от <Дата ...><№...>, заключенным между компанией «DISTILLERIE MERLET & FILS SAS», Франция (Продавец) и ООО «Родник и К», Россия (Покупатель), коносаментом от <Дата ...><№...>, инвойсом от <Дата ...><№...>; декларацией на товары <№...>, согласно которой генеральным директором ООО «Родник и К» Обушевым К.Ю., задекларирован товар одного наименования, с заявлением следующих сведений о товаре: «коньячный дистиллят, выдержанный (спирт коньячный)», с надписью «distillerie merlet & fils sas», наливом для промышленной переработки, 5-летней выдержки, объёмная доля этилового спирта - 68,00%, всего абсолютного алкоголя - 6725,2 литров а/а, всего: 9 890 литров, в 43 бочках, производитель: «DISTILLERIE MERLET & FILS SAS.», Франция, товарный знак: отсутствует, марка: отсутствует, весом брутто 9181,000 кг, весом нетто 8 816 кг, заявленная таможенная стоимость 1 908 999 рублей 13 копеек; заключением таможенного эксперта ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на- Дону от <Дата ...><№...>, в соответствии с которым установлено, что товар <№...>, заявленный по декларации товаров <№...>, идентифицирован, как спиртосодержащая продукция с фактическим содержанием этилового спирта 68,0 об.%, произведенная путем дистилляции сырья невиноградного происхождения, находившаяся в контакте с древесиной дуба и содержащая добавки нерегламентированного сырья (карамельный колер, дубовый экстракт), что не соответствует сведениям, заявленным в графе 31 декларации товаров <№...> для товара <№...>. Исследованная проба имеет показатель объемной доли этилового спирта 68,0 об.%. Исследованная проба получена в результате дистилляции сырья невиноградного происхождения. В исследуемой пробе установлено наличие спиртов невиноградного происхождения; решением по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от <Дата ...><№...>, в соответствии с которым товар <№...>, заявленный по декларации товаров <№...>, должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 2208 90 770 8 ТН ВЭД ЕАЭС (со ставкой ввозной таможенной пошлины равной 1,5 евро/литр, НДС - 20%, акциз в размере 523 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре), с определением следующего наименования и описания товара, необходимых для классификации: «спиртосодержащая продукция с фактическим содержанием этилового спирта 68,0 об.%, произведенная путем дистилляции сырья невиноградного происхождения, находящаяся в контакте с древесиной дуба и содержащая добавки нерегламентированного сырья (карамельный колер, дубовый экстракт). Спиртосодержащая продукция имеет спирт из свекловичной мелассы». Решение принято в соответствии с Основными правилами интерпретации 1 и 6 ТН ВЭД ЕАЭС на основе заключения ЭКС регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от <Дата ...><№...>; служебной запиской отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров таможни от <Дата ...><№...>, согласно которой критерием для классификации товара <№...>, задекларированного по декларации товаров <№...> в подсубпозиции 2208 90 770 8 ТН ВЭД ЕАЭС, и исключающим его из товарной подсубпозиции 2208 20 890 0 ТН ВЭД ЕАЭС является сырье, из которого получена спиртосодержащая продукция. Сведения, заявленные о товаре <№...> в графе 31 декларации товаров <№...>, не позволяли классифицировать его в подсубпозиции 2208 90 770 8; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от <Дата ...>, протоколом изъятия вещей и документов от <Дата ...>, согласно которым товар, изначально заявленный по ДТ <№...>, осмотрен и изъят в качестве предмета правонарушения по делу об АП <№...>; письмом Центра физико-химических и биологических испытаний <№...> ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в <Адрес...> и <Адрес...>» за исх. <№...> от <Дата ...>, согласно которому Центр физико-химических и биологических испытаний <№...> проводил испытания коньячного дистиллята по заявке ООО «Родник и К» и выдавал протокол испытаний <№...> от <Дата ...>. Испытания образца продукции проводились в соответствии с заявкой на испытания по следующим показателям: содержание токсичных элементов (свинец, мышьяк, кадмий, ртуть) и массовая концентрация метилового спирта. Никаких иных испытаний, таких как определение крепости и видовая идентификация сырья, Центр физико-химических и биологических испытаний <№...> не проводил. Образцы продукции в Центр физико-химических и биологических испытаний <№...> были предоставлены Заявителем (ООО «Родник и К») в количестве 3 (трех) бутылок по 0,375 л. Отбор образцов Центром физико-химических и биологических испытаний <№...> не проводился. Образцы продукции идентифицированы Заявителем как коньячный дистиллят выдержанный не менее 5 лет, партия <№...>. Образцы ввезены по ГТД <№...>, инвойс FC31886 от <Дата ...>. Образцы продукции, оставшиеся после проведения испытаний, утилизированы Центром физико-химических и биологических испытаний <№...> в соответствии с установленным порядком; актом приема-передачи продукции и (или) предметов <№...> от <Дата ...>, согласно которому, в соответствии с постановлением Правительства РФ от <Дата ...><№...> «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» товар, явившийся предметом административного правонарушения по делу об АП <№...> передан на ответственное хранение в АО «Росспиртпром» (место хранения: <Адрес...>); заключением эксперта от <Дата ...><№...>, проведенного в рамках административного производства по делу об АП <№...> на основании определения о назначении комиссионной экспертизы от <Дата ...> совместно с Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и ЦЭКТУ ФТС России, согласно которого исследованная проба товара представляет собой спиртосодержащую продукцию, полученную в результате дистилляции сброженного пищевого сырья, имевшую контакт с древесиной дуба с добавкой карамельного колера. Содержание этилового спирта в пробе товара составляет 68,0±0,1 % об. В исследованной пробе товара установлено наличие спиртов не виноградного происхождения. Исследованная проба товара была произведена с использованием пищевого сырья. Исследованная проба товара относится к спиртосодержащей продукции. Исследованная проба товара не противоречит требованиям ГОСТ 31728- 2014 «Дистиллят коньячный. Технические условия» по п.п. 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4 и не удовлетворяет требованиям ГОСТ 31728-2014 «Дистиллят коньячный. Технические условия» по п. 4.2.1 (требования к сырью, из которого изготавливают коньячные дистилляты)

Вместе с тем данное подтверждается протоколом от <Дата ...> по делу об административном правонарушении <№...>, согласно которого установлено, что ООО «Родник и К» совершило административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ; протоколом от <Дата ...> по делу об административном правонарушении <№...>, согласно которого установлено, что генеральный директор ООО «Родник и К» Обушев К.В. совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ; иными документами, приобщенными к материалам дела об административном правонарушении в качестве доказательств.

Судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края в своем решении верно указал, что административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что обладая полным объемом административно-хозяйственных и организационно распорядительных полномочий, генеральный директор ООО «Родник и К» Обушев К.Ю. мог в полной мере воспользоваться предоставляемыми таможенным законодательством правами.

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 года № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Вина должностного лица генерального директора ООО «Родник и К» Обушева К.Ю. выражается в ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей, а именно у него, как у должностного лица, исполняющего организационно - распорядительные и административно - хозяйственные функции, имелась возможность надлежащим образом исполнить свои служебные обязанности, но этого сделано не было. Так генеральный директор ООО «Родник и К» Обушев К.Ю. как лицо, на которое законодательством возложена обязанность по подтверждению соответствия товара требованиям технических регламентов Таможенного союза, после прибытия на территорию ЕАЭС товара в рамках контракта <№...> от <Дата ...>, заключенного с компанией «DISTILLERIE MERLET & FILS SAS», Франция, учитывая специфику поставляемой продукции, мог до подачи декларации на товары, поручить подчиненным должностным лицам произвести осмотр товаров, обратиться в таможенный орган с заявлением об отборе проб товара с целью сверки (идентификации) по физико-химическим показателям, согласованным в Дополнительном соглашении <№...> от <Дата ...> к контракту, и проверки их соответствия по органолептическим показателям контрольным (арбитражным) образцам, утвержденным сторонами договора перед отгрузкой товара (что предусмотрено пунктами 4.5-4.7 контракта), привлечь экспертов для уточнения сведений о ввезенных товарах, и внести сведения о товарах в таможенную декларацию с учетом результатов проведенных операций. После проведения данных мероприятий необходимо было обратиться в аккредитованную испытательную лабораторию (центр), а также орган по сертификации, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза с целью подтверждения соответствия и проведения исследований ввозимой продукции на предмет соответствия критериям качества и безопасности.

Однако генеральным директором ООО «Родник и К» Обушевым К.Ю. не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего таможенного законодательства.

При этом, правовая обязанность генерального директора ООО «Родник и К» Обушева К.Ю. как участника внешнеэкономической деятельности в качестве декларанта, вытекает из общеправового принципа, закрепленного статьей 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а соответственно, установленные законодательством обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их выполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения обязанностей декларанта при осуществлении внешнеэкономической деятельности в части таможенного декларирования товаров.

Учитывая вышеизложенное, судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края правильно установил, что Обушев К.Ю. не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которые от него требовались, в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при исполнении положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также требований технических регламентов Таможенного союза, что свидетельствует о его вине.

Правильно установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения дела по существу, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях должностного лица – директора ООО «Родник и К» Обушева К.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание должностного лица – директора ООО «Родник и К» Обушева К.Ю. назначено в пределах санкции части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление судьи должным образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие с выводами судьи в оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку несогласие с выводами, сделанными по итогам оценки доказательств, само по себе не указывает на нарушение судьей процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела судьей вышестоящего суда не установлено нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе и по доводам жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции

решил:

решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 6 ноября 2021 года в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Родник и К» Обушев К.Ю. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья В.Н. Климов