НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область) от 21.06.2021 № 12-365/2021

Дело № 12-365 /2021

УИД 76RS0014-02-2021-000799-37

Р Е Ш Е Н И Е

город Ярославль 21 июня 2021 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля в составе:

Председательствующего судьи Бабиковой И.Н.

при секретаре Юрьевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника МОУ «СШ №43 им.А.С.Пушкина с углубленным изучением немецкого языка» по доверенности ФИО 1 на постановление заместителя начальника отдела ГИТ в Ярославской области ФИО 2 № 76/12-1833-И/17-283 от 08.04.2021 г. в отношении МОУ «СШ №43 им.А.С.Пушкина с углубленным изучением немецкого языка» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя начальника отдела ГИТ в Ярославской области ФИО 2 № 76/12-1833-И/17-283 от 08.04.2021 г. МОУ «СШ №43 им.А.С.Пушкина с углубленным изучением немецкого языка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.

Из постановления следует, что в ходе плановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 19.03.2021 г. по 26.03.2021 г. в МОУ «СШ №43 им.А.С.Пушкина с углубленным изучением немецкого языка», установлено, что директор ФИО 3, являясь должностным лицом, совершила нарушение норм действующего трудового законодательства. Нарушения выразились в следующем.

В нарушение ст.ст.76, 212, 213 ТК РФ, п.п. 1,3,15, 7,19 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 №302н работник ФИО 4, подлежащий прохождению обязательных медицинских осмотров с периодичностью 1 раз в год ввиду работы в образовательной организации с момента трудоустройства (трудовой договор №93/2 от 12.11.2013 г.) по настоящее время допущен до выполнения работ без прохождения обязательного медицинского осмотра. Работник ФИО 5, подлежащий прохождению обязательных медицинских осмотров с периодичностью 1 раз в год ввиду работы в образовательной организации с периодичностью 1 раз в год с момента трудоустройства с 03.12.2018 г. по настоящее время допущен до выполнения работ без прохождения обязательного медицинского осмотра.

Приказом №90/1 директора школы ФИО 3 образована комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе: ФИО 3-директор школы, ФИО 6- заместитель директора по АХР, ФИО 7- заместитель директора по безопасности, ФИО 8- председатель профсоюзного комитета школы (учитель начальных классов), ФИО 9- заместитель директора по УВР.

Согласно протоколу проверки знаний №1 от 05.06.2020 г. в составе комиссии по проверке знаний присутствовали и расписывались в протоколе: ФИО 3, ФИО 7, ФИО 8, ФИО 9 В нарушение ст.ст.212, 225 ТК РФ, п.2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2003 №1/29 член комиссии по проверке знаний ФИО 8 прошла обучение по охране труда не в установленном порядке, а именно вместо того, чтобы пройти обучение по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, данный работник не прошел обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Однако в нарушение ст.212 ТК РФ она допущена к работе без прохождения обучения по охране труда в установленном порядке. Также в нарушение ст.ст.212, 225 ТК РФ, п.п. 2.3.1, 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2003 №1/29 член комиссии по проверке знаний ФИО 9 прошла обучение по охране труда не в установленном порядке, а имен: последняя проверка знаний требований охраны труда была проведена в Государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования» 27.01.2017 г. Вместо того, чтобы провести очередную проверку знаний требований охраны труда в январе 2020 г. очередная проверка знаний требований охраны труда не была проведена. В нарушение ст.212 ТК РФ данный работник допущена до работы без прохождения обучения по охране труда в установленном порядке. Также в нарушение ст.ст.212, 225 ТК РФ, п.3.4, 3.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2003 №1/29 проведенная проверка знаний требований охраны труда работников осуществлялась не в установленном порядке, а именно не все члены комиссии прошли обучение по охране труда в установленном порядке, а именно не прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда ФИО 9 и ФИО 8 Таким образом, данная проверка знаний не позволяет сделать вывод о прохождении работниками проверки знаний требований охраны труда. Так, проверку знаний не прошли: ФИО 10, ФИО 11, ФИО 12, ФИО 13, ФИО 14, ФИО 15, и другие работники.

Допущенные нарушения могут создать угрозу жизни и здоровью работников.

Не согласившись с постановлением, защитник МОУ «СШ №43 им.А.С.Пушкина с углубленным изучением немецкого языка» по доверенности ФИО 1 обратился в суд с жалобой, в которой указал, что в рассматриваемом случае отсутствует состав административного правонарушения. Среди сотрудников нет не прошедших обучение и проверку знаний в области охраны труда. ФИО 5 и ФИО 4 являлись работниками по совместительству, медосмотр проходили по основному месту работы. Документы о допуске к работе имеются. Кроме того, на момент проверки они не являлись работниками СШ №43. ФИО 3 прошла обучение в ИРО, ФИО 7 прошла обучение в ИРО. Ввиду особых обстоятельств- распространение COVID-19 деятельность большинства организаций была приостановлена, организовать обучение ФИО 6, ФИО 9, не представлялось возможным. Обучение всех членов администрации в ИРО организовано в марте 2021 года. Вместе с тем, обучение сотрудников школы требованиям охраны труда осуществлялось в мае 2020 года с применением дистанционных технологий ФИО 7ФИО 8 является учителем, не членом администрации школы, подлежит обучению по охране труда внутри организации. При определении состава комиссии для осуществления проверки знаний необходимо учитывать мнение профсоюзного комитета школы. Председателем ПК является ФИО 8 Проверка знаний по итогам обучения осуществлялась в форме теста ФИО 3 и ФИО 7 остальные члены комиссии –ФИО 9 и ФИО 8 зафиксировали в протоколе факт проведения проверки. То есть, сотрудниками Инспекции действиям школы дана неверная оценка. Все требования законодательства были соблюдены. Кроме того, считает, что деяние следует признать малозначительным.

В судебное заседание законный представитель и защитник МОУ «СШ №43 им.А.С.Пушкина с углубленным изучением немецкого языка» не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, нахожу жалобу защитника необоснованной.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя ГИТ в Ярославской области в МОУ «СШ №43 им.А.С.Пушкина с углубленным изучением немецкого языка» по адресу г.Ярославль, ул.Б.Октябрьская д.64а, проведена плановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой установлено, что

Согласно акту проверки от 26.03.2021 г. в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований нормативных актов в области обеспечения безопасных условий и охраны труда.

Так, в нарушение ст.ст.76, 212, 213 ТК РФ, п.п. 1,3,15, 7,19 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 №302н работник ФИО 4, подлежащий прохождению обязательных медицинских осмотров с периодичностью 1 раз в год ввиду работы в образовательной организации с момента трудоустройства (трудовой договор №93/2 от 12.11.2013 г.) по настоящее время допущен до выполнения работ без прохождения обязательного медицинского осмотра. Работник ФИО 5, подлежащий прохождению обязательных медицинских осмотров с периодичностью 1 раз в год ввиду работы в образовательной организации с периодичностью 1 раз в год с момента трудоустройства с 03.12.2018 г. по настоящее время допущен до выполнения работ без прохождения обязательного медицинского осмотра (пункты 2, 3 акта).

Приказом №90/1 директора школы ФИО 3 образована комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе: ФИО 3-директор школы, ФИО 6- заместитель директора по АХР, ФИО 7- заместитель директора по безопасности, ФИО 8- председатель профсоюзного комитета школы (учитель начальных классов), ФИО 9- заместитель директора по УВР.

Согласно протоколу проверки знаний №1 от 05.06.2020 г. в составе комиссии по проверке знаний присутствовали и расписывались в протоколе: ФИО 3, ФИО 7, ФИО 8, ФИО 9 В нарушение ст.ст.212, 225 ТК РФ, п.2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2003 №1/29 член комиссии по проверке знаний ФИО 8 прошла обучение по охране труда не в установленном порядке, а именно вместо того, чтобы пройти обучение по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, данный работник не прошел обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Однако в нарушение ст.212 ТК РФ она допущена к работе без прохождения обучения по охране труда в установленном порядке. Также в нарушение ст.ст.212, 225 ТК РФ, п.п. 2.3.1, 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2003 №1/29 член комиссии по проверке знаний ФИО 9 прошла обучение по охране труда не в установленном порядке, а имен: последняя проверка знаний требований охраны труда была проведена в Государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования» 27.01.2017 г. Вместо того, чтобы провести очередную проверку знаний требований охраны труда в январе 2020 г. очередная проверка знаний требований охраны труда не была проведена. В нарушение ст.212 ТК РФ данный работник допущена до работы без прохождения обучения по охране труда в установленном порядке. Также в нарушение ст.ст.212, 225 ТК РФ, п.3.4, 3.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2003 №1/29 проведенная проверка знаний требований охраны труда работников осуществлялась не в установленном порядке, а именно не все члены комиссии прошли обучение по охране труда в установленном порядке, а именно не прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда ФИО 9 и ФИО 8 Таким образом, данная проверка знаний не позволяет сделать вывод о прохождении работниками проверки знаний требований охраны труда. Так, проверку знаний не прошли: ФИО 10, ФИО 11, ФИО 12, ФИО 13, ФИО 14, ФИО 15, и другие работники (пункты 4-7 акта).

Часть 3 ст.5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

В соответствии со ст.212 ТК РФ работодатель, среди прочего, обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

В соответствии со ст.213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

На основании ст.76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На момент проверки действовал приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, которым утверждены Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее-Перечень) и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследование) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее- Порядок).

В соответствии с п. 3 Порядка порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок), устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Согласно п.3 Порядка обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в целях:

1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;

2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний и формирования групп риска по развитию заболеваний, препятствующих выполнению поручаемой работнику работе;

3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;

4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

5) предупреждения несчастных случаев на производстве.

В соответствии с п.7 Порядка предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр (далее - направление), выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.

Согласно п.15 Порядка частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ.

Согласно п.19 Порядка периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ.

В вышеприведенном Перечне факторов указаны работы в образовательных организациях всех типов и видов, а также в детских организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Периодичность осмотров- 1 раз в год (п.18).

Из материалов дела следует, что ФИО 5 принят на работу в МОУ «СШ №43 им.А.С.Пушкина с углубленным изучением немецкого языка» 27.11.2017 г. на должность рабочего (электрика). ФИО 4 принят на работу 08.11.2013 г. на должность рабочего по обслуживанию здания. Сведений о прекращении трудовых договоров с указанными работниками на момент проверки или в период, превышающий год до проведения проверки, материалы дела не содержат. Сведений о прохождении указанными работниками предварительного и периодических 1 раз в год медицинских осмотров не имеется.

Доводы о том, что указанные лица работают на условиях совместительства, правового значения не имеют. Объяснения о том, что эти работники по основному месту работы имеют соответствующие медицинские справки, доказательствами не подтверждены.

Таким образом, должностным лицом ГИТ в Ярославской области сделан обоснованный вывод о допущении ФИО 16 и ФИО 5 к работе в нарушение требований ст.ст.76, 212, 213 ТК РФ, п.п. 1,3,15, 7,19 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 №302н.

Далее, на основании ст.225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить, среди прочего, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

На основании п.2.3.1 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденных постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 №1/29 (далее-Порядок № 1/29), руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

В соответствии с п.2.3.2 Порядка № 1/29 обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят: руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации; специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти; специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда; члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

Согласно п.3.4 Порядка № 1/29 для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

Согласно п. 3.5 Порядка № 1/29 проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.

В вину МОУ «СШ №43 им.А.С.Пушкина с углубленным изучением немецкого языка» вменено то, что в нарушение п.2.3.1 Порядка к работе допущена ФИО 9, которая подлежала обучению требованиям охраны труда не позднее января 2020 года (ранее проходила обучение 27.01.2017 г.), которая также в нарушение п.2.3.2 Порядка включена в состав комиссии по проверке знаний требований по охране труда, не пройдя обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Также ФИО 8, не проходившая обучение по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, допущена к работе, в том числе, вошла в состав комиссии по проверке знаний требований по охране труда. Также приказом ФИО 3 создана комиссия по проверке знаний требований по охране труда, в состав которой вошли лица, не прошедшие в установленном порядке обучение. В результате проверка знаний требований по охране труда осуществлялась комиссией, в которой лишь два члена комиссии были уполномочены на проведение проверки, следовательно, работники не прошли проверку знаний и были допущены к работе.

Вопреки доводам жалобы, вышеуказанные нарушения требований Порядка № 1/29 подтверждаются материалами дела.

Из материалов дела следует, что 15.05.2020 г. директором МОУ «СШ №43 им.А.С.Пушкина с углубленным изучением немецкого языка» издан приказ «О создании комиссии по проверке знаний требований ОТ», согласно которому приказано организовать обучение педагогических работников и сотрудников школы по охране труда в дистанционной форме с 18.05.2020 по 25.05.2020 г. В комиссию вошли: председатель комиссии-ФИО 3, члены комиссии: ФИО 6 –заместитель директора по АХР, ФИО 7- заместитель директора по безопасности, ФИО 8-председатель профсоюзного комитета школы, ФИО 9-заместитель директора по УВР. Также приказано провести проверку знаний требований по охране труда в тестовой форме 29.05.2020 г.

В дело представлен протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников от 05.06.2020, подписанный членами комиссии - ФИО 3, ФИО 7, ФИО 8, ФИО 9

В силу требований п.2.3.2, 3.4 Порядка в состав комиссии могут быть включены лица, прошедшие обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, периодичность обучения – раз в три года.

Установлено, что срок прохождения обучения ФИО 9 истек в январе 2020 года, ФИО 8 обучение не проходила. То есть, в состав комиссии вошли лишь два ее члена, имеющие право проверять знание требований по охране труда. Пунктом 3.4 Порядка № 1/29 предусмотрена численность комиссии- не менее трех человек.

Доводы жалобы о том, что ФИО 9 и ФИО 8 подписали протокол, лишь фиксируя факт проведения проверки нахожу несостоятельными. Из протокола с очевидностью следует, что ФИО 9 и ФИО 8 подписали протокол в качестве членов комиссии. Кроме того, эти доводы не исключают нарушения в части несоблюдения требований к численности комиссии.

Таким образом, совершенное МОУ «СШ №43 им.А.С.Пушкина с углубленным изучением немецкого языка» деяние верно квалифицировано по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Согласно разъяснениям Пленума ВС РФ, изложенным в постановлении от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из характера допущенных нарушений, возможных последствий данных нарушений, считаю, что вмененное МОУ «СШ №43 им.А.С.Пушкина с углубленным изучением немецкого языка» правонарушение малозначительным не является. От соблюдения требований законодательства об охране труда зависит жизнь и здоровье работников организации, а потому нарушения в этой сфере считаю существенными.

При назначении МОУ «СШ №43 им.А.С.Пушкина с углубленным изучением немецкого языка» наказания должностным лицом учтено отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств - совершение административного правонарушения впервые, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств совершения правонарушения.

Вместе с тем, текст постановления не содержит обоснования определения административного штрафа в сумме 120 000 рублей- в большем размере, чем минимальный административный штраф, предусмотренной санкцией ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Считаю, что определенный должностным лицом административного органа размер наказания не соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела

Более того, считаю, что усматривается основания для применения правила, предусмотренного ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, в соответствии с которым при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Следует учесть, что МОУ «СШ № 43 им.А.С.Пушкина с углубленным изучением немецкого языка» является муниципальным учреждением, финансируемым из местного бюджета. Правонарушение совершено впервые. В связи с чем, учитывая приведенные обстоятельства в качестве исключительных, полагаю возможным снизить размер административного штрафа до 55 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Постановление заместителя начальника отдела ГИТ в Ярославской области ФИО 2 № 76/12-1833-И/17-283 от 08.04.2021 г. в отношении МОУ «СШ №43 им.А.С.Пушкина с углубленным изучением немецкого языка» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ изменить в части назначенного наказания; снизить размер административного штрафа до 55 000 рублей.

В остальной части жалобу оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья И.Н. Бабикова