НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край) от 29.04.2016 № 12-231/2016

Дело № 12-231/2016

Р Е Ш Е Н И Е

29 апреля 2016 года

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Новоселова Д.В.

При секретаре Пьянковой Е.Н.

С участием представителя ОАО «РЖД»

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «РЖД» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае по делу об административном правонарушении ... о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае по делу об административном правонарушении ... ОАО «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере ... Главным государственным инспектором установлено, что ОАО «РЖД» совершило нарушение законодательства о труде: а именно в нарушение абз.2 ч.1 ст. 357 ТК РФ не в полном объеме представило информацию на основании запроса ... о трудовой деятельности работников. Так не были представлены : справка об уволенных работниках в Дата датах выплаты им заработной платы при увольнении и т.д.

ОАО «РЖД» не согласившись с постановлением, обратилось с жалобой, в которой просит постановление отменить, указывая, что в действиях ОАО «РЖД» отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, поскольку объектом правонарушения могут быть только общественные отношения возникающие по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда. В соответствии с данной нормой может быть квалифицировано только нарушение трудового законодательства и иных нормативно правовых актов содержащих нормы трудового права. Часть 1 ст. 357 ТК РФ, нарушение которой вменяется ОАО «РЖД» такой нормой не является поскольку не устанавливает каких либо трудовых прав граждан. Указанной нормой закона установлены основные права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. Нарушение установленных нормативных требований в области административных правоотношений по осуществлению государственного контроля, надзора в том числе и в сфере трудовых отношений, регулируется самостоятельной главой КоАП РФ 19 «Административные правонарушения против порядка управления». При таких обстоятельствах постановление нельзя признать законным и обоснованным. Неверная квалификация вмененного ОАО «РЖД» правонарушения административным органом привело к нарушению правил подведомственности, установленных Главой 23 КоАП РФ и как следствие к рассмотрению дела неуполномоченным на то органом.

Представитель Инспекции труда в Пермском крае в судебное заседание не явился.

Представитель ОАО «РЖД» настаивает на доводах жалобы.

Исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, суд находит доводы, изложенные в жалобе заслуживающими внимания.

Ст. 19.4.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля:

1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с положениями Главы 23 КоАП РФ дела, предусмотренные указанной статьей рассматриваются мировыми судьями.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в связи с рассмотрением обращения работника ОАО «РЖД» о нарушении трудовых прав в ... должностным лицом Государственной инспекцией труда в Пермском крае запрошена информация и документы: справка об уволенных работниках в Дата с указанием Ф.И.О., должности, даты и причины увольнения, даты выплаты заработной платы при увольнении, копию приказа о приеме на работу ФИО копию трудового договора с ним, копию заключения специальной оценки условий труда и карты аттестации рабочего места ФИО копии документов, подтверждающих прохождение ФИО обучения по охране труда, психиатрического обследования, копии расчетных листков ФИО с Дата и т.д. Указанные документы необходимо представить в срок до Дата Однако в установленный срок документы представлены не были.

Ответственность, предусмотренная ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ наступает за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.

Объектом данного административного правонарушения являются трудовые права граждан, в том числе право на безопасные и здоровые условия труда, гарантируемые трудовым законодательством.

Диспозиция комментируемой статьи носит бланкетный характер и не конкретизирована. Под ее действие за "нарушение законодательства о труде и об охране труда" могут попадать самые разнообразные нарушения (действия и бездействие), но, прежде всего, те, которые влекут нарушение трудовых прав работников и работодателей в рамках заключенного ими трудового договора.

В соответствии с абзацами 10, 11, 19 ст. 356 ТК РФ Государственная инспекция труда запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда вправе запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

В соответствии с пп. "б" п. 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875, при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

В соответствии с абз. 4 п. 69 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. N 354н и в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 360 ТК РФ основанием для проведения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований является обращение и заявление граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, поступление информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

В данном случае воспрепятствование ОАО «РЖД» законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, путем непредставления запрошенных документов или их представления не в полном объёме, образует состав административного правонарушения предусмотренного ст. 19.4.1 КоАП РФ ( ч.1, ч.2 в зависимости от наличия возможности завершения проверки). Состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ в действиях ОАО «РЖД» - отсутствует.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Указанное выше свидетельствует о том, что, рассматривая дело, должностное лицо в нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела, не исследовал, обстоятельства, подлежащие установлению, не выяснил, в связи с чем вынесенное постановление не может быть признано законным и подлежит отмене.

Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»)

Руководствуясь п. 2 ч.1 ст.24.5, 30.7- 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление по делу об административном правонарушении главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае по делу об административном правонарушении ... о привлечении к административной ответственности ОАО «Российские железные дороги» по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение в срок 10 дней с момента получения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

...

...

Судья Д.В.Новоселова