НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ангарского городского суда (Иркутская область) от 01.06.2021 № 2-2913/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 июня 2021 года г. Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Нагорной И.Н., при помощнике Тренине А.В., с участием представителя истца старшего помощника прокурора г. Ангарска Лейдерман Н.Л., представителей ответчика Киселевой И.В., Комисаровой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2913/2021 (УИД 38RS0001-01-2021-001868-71) по иску прокурора г. Ангарска в защиту интересов муниципального образования – Ангарский городской округ в лице Думы Ангарского городского округа, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к мэру Ангарского городского округа о признании действий незаконными, в связи с их противоречием нормам действующего законодательства,

установил:

Прокурор г. Ангарска обратился в суд с иском к мэру Ангарского городского округа (далее по тексту: мэр АГО) о признании действий незаконными, в обоснование указав, что в ходе надзора за исполнением органами местного самоуправления Ангарского городского округа законодательства о муниципальной службе выявлены нарушения в деятельности ответчика.

Распоряжением мэра АГО Петрова С.А. от **-лс с ФИО3 начальником Управления по внегородским территориям администрации Ангарского городского округа, ** прекращен трудовой договор по п. 1 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (далее по тексту: ТК РФ) по соглашению сторон.

При увольнении ФИО3 выплачена дополнительная компенсация в размере трех месячных денежных содержаний. Действия мэра АГО Петрова С.А. по выплате муниципальному служащему ФИО3 при его увольнении по соглашению сторон дополнительной компенсации в размере трех месячных денежных содержаний не соответствует законодательству о местном самоуправлении, муниципальной службе, трудовому законодательству, вследствие чего причинившими ущерб бюджету АГО по следующим основаниям.

Полномочия мэра АГО как главы администрации АГО регламентированы ч. 2 ст. 37 Устава АГО, утвержденного решением Думы АГО от **.

В соответствии с. 2 ст. 37 Устава АГО мэр АГО осуществляет полномочия нанимателя для лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации АГО (пункт 8); распоряжается средствами местного бюджета в соответствии с законодательством (пункт 9), решает иные вопросы в соответствии с законодательством, настоящим Уставом и решениями Думы АГО (пункт 11).

Решением Думы АГО от ** утверждена структура администрации АГО, в состав которой вошло Управление внегородским территориям.

Согласно Положению об Управлении по внегородским территориям, утвержденному решением Думы АГО от **, Управление является территориальным органом администрации Ангарского городского округа, входящим в ее структуру. ** между АГО в лице представителя нанимателя (работодателя) мэра АГО Петровым С.А. и ФИО3 заключен трудовой договор , согласно которому ФИО3 принят на работу на должность муниципальной службы – заместителя начальника Управления по внегородским территориям администрации АГО на неопределённый срок.

** к трудовому договору от ** стороны заключили дополнительное соглашение , согласно которому муниципальный служащий ФИО3 обязуется исполнять обязанности по должности начальника Управления по внегородским территориям администрации АГО.

** АГО в лице представителя нанимателя (работодателя) мэра АГО Петрова С.А. и ФИО3 заключили дополнительное соглашение к трудовому договору от **, вступившее в законную силу **, которым внесены в раздел 4 «Прекращение трудового договора» изменения, дополнив его пунктом 4.3 «При расторжении трудового договора по соглашению сторон в соответствии с пунктом 1 ч.1 ст. 77 ТК РФ муниципальному служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере трех месячных денежных содержаний».

** сторонами подписано соглашение о расторжении трудового договора от ** по п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ **.

** мэром АГО Петровым С.А. как руководителем администрации АГО подписано распоряжение -лс, пунктом 1 которого начальник Управления по внегородским территориям ФИО3 уволен с ** по соглашению сторон. Пунктом 2 указанного распоряжения постановлено выплатить ФИО3 дополнительную компенсацию в размере трех месячных денежных содержаний. Основанием данного распоряжения указаны: соглашение от ** о расторжении трудового договора от **, трудовой договор от **.

Согласно платежных поручений от **, от **ФИО3 зачислена дополнительная компенсация при увольнении по соглашению сторон двумя суммами 160 000,00 руб. и 132 761,60 руб., всего 292 761,60 рубль.

Действия мэра АГО Петрова С.А. по внесению изменений в трудовой оговор, заключенный с ФИО3 в части дополнения его пунктом о выплате муниципальному служащему дополнительной компенсации в размере трех месячных денежных содержаний при расторжении трудового договора по соглашению сторон, по изданию распоряжения о выплате ФИО3 дополнительной компенсации в размере трех месячных денежных содержаний при увольнении противоречат Трудовому кодекс а РФ, Федеральному закону от ** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральному закону от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», Закону Иркутской области от 15.10.2007 № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», Уставу АГО.

В силу ч.7 ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной и муниципальной службе.

В силу ч.2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Принципы оплаты труда муниципального служащего регламентированы в главе 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ».

Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта РФ.

Из указанной нормы следует, что виды выплат муниципальному служащему должны быть определены законом субъекта РФ. Такое правовое регулирование, прежде всего, связано с тем, что оплата труда муниципальных служащих осуществляется за счет бюджетных средств, а потому усмотрение нанимателя в вопросах установления видов выплат, в том числе и установление дополнительных выплат, как например, предусмотрено в ч. 4 ст. 178 ТК РФ, законодательством, в принципе исключено.

К компетенции органов местного самоуправления отнесено определение не видов выплат, а лишь размер и условия оплаты труда муниципальных служащих (ч.2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ»). Этой же нормой предусмотрено, что размер должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительными органами муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

Законом Иркутской области от 15.10.2007 № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» возможность выплаты такой компенсации при увольнении муниципального служащего по соглашению сторон не предусмотрена (в том числе нет такой выплаты в норме ч.1 ст. 10 названного Закона области, где исчерпывающе перечислены ежемесячные и иные дополнительные выплаты по оплате труда муниципального служащего: ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплаченные за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих).

В составе гарантий, предоставляемых муниципальному служащему (ч.1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ»), также не указания на возможность установления компенсационной выплаты при расторжении трудового договора по соглашению сторон.

Согласно ч.2 этой же статьи при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Законами субъекта РФ и Уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (ч.3 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ»).

Ни Законом Иркутской области от 15.10.2007 № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», ни Уставом АГО указанная дополнительная гарантия (компенсация при расторжении трудового договора по соглашению сторон) для муниципальных служащих не установлена.

С учетом того, что согласованная сторонами в трудовой договоре от ** выплата в размере трех месячных денежных содержаний при расторжении трудового договора по соглашению сторон не предусмотрена системой оплаты труда муниципальных служащих АГО, данная сумма является компенсационной выплатой (в смысле ст. 178 ТК РФ), оплата труда муниципальных служащих производится из бюджета, вследствие чего жёстко регламентирована, установление нанимателем по определению видов выплат муниципальному служащему исключено, соответственно, у ответчика не было законных оснований для её выплаты ФИО3 при увольнении по соглашению сторон.

Согласованная сторонами в трудовом договоре от ** выплата выходного пособия при увольнении ФИО3 не предусмотрена локальными нормативными актами работодателя, не относится к гарантиям и компенсациям, подлежащим реализации при увольнении работника, носит производственных характер. В действиях ответчика имеются признаки злоупотребления правом, так как изменения в трудовой договор от ** внесены с условием, прямо противоречащим закону (п. 4.3 трудового договора при увольнении по соглашению сторон). Изменения в трудовой договор внесены ** и в этот же день подписано соглашение об увольнении по п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ и выплате дополнительной компенсации.

В соответствии со ст. ст. 18,52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). За счет средств местных бюджетов исполняются финансовые обязательства, возникшие в связи с решением вопросов местного значения.

Статьями 15,86 БК РФ установлено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопроса; принятия муниципальных правовых актом при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

В данном случае расходные обязательства АГО на выплату муниципальному служащему ФИО3 дополнительной компенсации в связи с увольнением по соглашению сторон возникли на основе незаконного распоряжения, незаконного пункта трудового договора, т.е. являются необоснованными.

Статья 130 Конституции РФ гарантирует самостоятельное решение вопросов местного значения населением, которое осуществляется, в частности, через выборные и другие органы местного самоуправления. Статей 15 Конституции РФ предусмотрено, что на территории государства действуют законы, которые обязаны соблюдать органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения.

Включив не соответствующее закону условие в трудовой договор приняв не основанное на законе распоряжение о выплате дополнительной компенсации, мэр АГО Петров С.А. создал условия для необоснованного расходования бюджетных средств АГО, чем нарушил интересы муниципального образования и неопределённого круга лиц его жителей. Интересы муниципального образования и его жителей заключаются в безусловном исполнении органами местного самоуправления АГО требований закона, направленных на решение вопросов местного значения, а также в исключении фактов необоснованного расходования бюджетных средств муниципального образования.

После вручения подписанного прокурором искового заявления ответчику в соответствии с требованиями ст. 132 ГПК РФ, последний ** вернул дополнительную компенсацию, выплаченную при увольнении ФИО3 в бюджет муниципального образования, однако незаконность своих действий не признал.

Абзацем 3 ст. 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты права путем пресечения действий, наущающих право или создающих угрозу его нарушения, который носит превентивный характер и направлен на исключение угрозы материальному праву истца, предупреждение вредных последствий таких действий.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Поскольку выплата дополнительной компенсации при увольнении муниципальных служащих по соглашению сторон является не единичным фактом в работе главы муниципального образования, прокурор обратился в суд с иском и просит признать незаконными действия мэра Ангарского городского округа Петрова Сергея Анатольевича, выразившиеся во внесении изменений в трудовой договор от **, заключенный с ФИО3, в части дополнения трудового договора пунктом 4.3 о выплате муниципальному служащему дополнительной компенсации в размере 3-х месячных денежных содержаний при расторжении трудового договора по соглашению сторон, и издании пункта 2 распоряжения от **-лс о выплате ФИО3 дополнительной компенсации в размере трех месячных денежных содержаний при увольнении, в связи с их противоречием Трудовому кодексу РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закону Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», Уставу Ангарского городского округа.

Старший помощник прокурора г. Ангарска Лейдерман Н.Л., участвуя в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам в нем изложенным.

Председатель Думы АГО Городской А.А. предоставил заявление о рассмотрении гражданского дела без участия представителя Думы АГО. Письменный отзыв представителя Думы АГО ФИО8 приобщен к материалам гражданского дела, согласно которому Дума АГО не поддерживает требования к ответчику и не может быть стороной в данном гражданском судопроизводстве, поскольку интересы Думы АГО на момент рассмотрения гражданского дела не нарушены, в связи с наличием трудового спора между работником и работодателем, а также отменой п. 2 распоряжения -лс распоряжением администрации АГО от **-ЛС и возвращением в бюджет выплаченной суммы.

Третье лицо – ФИО3 в судебное заседание не явился, извещался по адресу указанному в исковом заявлении.

Ответчик мэр АГО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежаще. Представители ответчика – Комисарова Н.А. и Киселева И.В., действующие на основании доверенностей, участвуя в судебном заседании, возражали относительно удовлетворения исковых требований прокурора, письменные объяснения Киселевой И.В. приобщены к материалам гражданского дела.

Согласно письменным объяснениям, ответчик, поясняя ситуацию, указал, что по обозначенному выше факту на имя мэра АГО было внесено представление прокурора города Ангарска от **. Данное представление правомерно не было удовлетворено, поскольку прокурор города Ангарска отнес должность замещаемую ФИО3 к должностям руководителей муниципальных учреждений, а не к должностям муниципальной службы, и в обоснование своих доводов применил соответствующие для руководителей муниципальных учреждений нормы трудового законодательства.

Письмом от ** «О возвращении к рассмотрению представления» прокурор города Ангарска потребовал вернуться к рассмотрению представления по существу, уже обосновывая свои требования о неправомерности заключения с ФИО3 дополнительного соглашения и выплате ему дополнительной компенсации, с точки зрения законодательства о муниципальной службе.

В администрации АГО относительно заключения с ФИО3 дополнительного соглашения и выплате ему дополнительной компенсации имелась сформированная правовая позиция. Но, учитывая иное толкование прокурором норм права в сфере данных правоотношений, в ответ на представление, во избежание негативных последствий со стороны прокуратуры города Ангарска, администрацией АГО была проведена работа по возврату в бюджет Ангарского городского округа выплаченной дополнительной компенсации. Платежное поручение от ** было направлено в прокуратуру города Ангарска.

Помимо этого, во избежание в дальнейшем каких-либо претензий по вопросу исполнения условий трудового договора от ** мэром АГО по взаимному согласию с ФИО3** подписано соглашение о признании дополнительного соглашения к трудовому договору недействительным со дня его заключения. ФИО3, в бюджет АГО возвращена дополнительная компенсация. Пункт 2 распоряжения -лс отменен с ** распоряжением администрации АГО от **- лс «По личному составу».

Кроме того, помимо ранее принятых мер также издано распоряжение администрации АГО от **-ра «О мерах, направленных на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав и законных интересов Ангарского городского округа», о чем прокуратура города Ангарска была проинформирована письмом от ** «О рассмотрении представления прокурора».

Названным правовым актом регламентировано исключение внесения в трудовой договор с муниципальными служащими администрации АГО условий о выплате дополнительной компенсации в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон, в соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 77 ТК РФ.

Таким образом, внесенное прокурором города Ангарска в рамках статьи 22 и 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление с требованием «принять меры к устранению выявленных нарушений, путем возврата уплаченной суммы выходного пособия в бюджет АГО», удовлетворено в полном объеме.

Не смотря на это, прокурор города Ангарска обратился в суд с иском и ссылается на абзац третий статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающий способ защиты права путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, который носит превентивный характер и направлен на исключение угрозы материальному праву истца, предупреждение вредных последствий таких действий.

Однако абзац третий статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации ГК РФ) указывает на защиту гражданских прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Полагает, что содержание этой нормы следует применять в целом неразрывно, благодаря союзу «и».

Согласно ст. 3 ГПК РФ избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 131 ГПК РФ в исковом заявлении не указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца. В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, обращаясь в суд, истец не доказал, что права или законные интересы были нарушены, поскольку судебной защите подлежит только нарушенное право.

В соответствии с абзацем 3 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Нарушенные по мнению прокурора права АГО, неопределенного круга лиц восстановлены (дополнительное соглашение признано сторонами трудового договора недействительным со дня его заключения, дополнительная компенсация возвращена в бюджет, пункт 2 распоряжения -лс отменен), т.е. восстановлено положение, существовавшее до заключения с ФИО3 дополнительного соглашения и пресечены действия, нарушающие права и законные интересы неопределенного круга лиц и АГО.

Кроме того, приняты меры, направленные на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц и АГО (издано распоряжение -ра).

Таким образом, полагает, что с учетом приведенных обстоятельств спор о праве отсутствует.

В случае удовлетворения судом иска прокурора города Ангарска решение будет неисполнимо, поскольку требование прокурора города Ангарска не содержит указания, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести мэр АГО, более того, спор о праве отсутствует.

Таким образом, полагает, что предмет и основание иска на дату его рассмотрения отсутствуют.

Администрация Ангарского городского округа при принятии решения о заключении с ФИО3 дополнительного соглашения и выплате ему дополнительной компенсации руководствовалась нормами действующего законодательства, муниципальных правовых актов, а также выводами судов различных инстанций по трудовым спорам с участием муниципальных служащих в области применения норм части 4 статьи 178 (в редакции от 13.07.2020 это часть 8 статьи 178).

Администрация АГО является органом местного самоуправления, а Управление по внегородским территориям администрации Ангарского городского округа ее территориальным органом, наделенным правами юридического лица.

ФИО3, замещая должность начальника Управления по внегородским территориям администрации Ангарского городского округа, являлся лицом, замещающим должность муниципальной службы (муниципальным служащим).

Согласно статье 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ»).

Частью 7 ст. 11 ТК РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Об этом же говорит и часть 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», согласно которой на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом.

Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ»).

Оплата труда муниципальных служащих администрации АГО установлена статьей 10 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» и решением Думы Ангарского городского округа от ** «Об утверждении положения об оплате труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в Ангарском городском округе».

Помимо части 1 статьи 10 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», на которую ссылается в обоснование своих доводов в своем исковом заявлении прокурор города Ангарска, существует еще и часть 3 статьи 10 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», согласно которой муниципальным служащим производятся другие выплаты, предусмотренные законодательством.

Представительный орган Ангарского городского округа - Дума АГО, в Положении об оплате труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в Ангарском городском округе», утвержденном решением Думы АГО от ** в пункте 2.3 раздела 2 «Денежное содержание муниципальных служащих» определил, что муниципальному служащему производятся другие выплаты, предусмотренные законодательством.

Согласно пункту 12.1, 12.3 раздела 12 «Формирование фонда оплаты труда муниципальных служащих», Положения об оплате труда муниципальных служащих формирование фонда оплаты труда муниципальных служащих органа местного самоуправления АГО определяется по расчету с учетом разделов 3-11 Положения об оплате труда муниципальных служащих.

Фонд оплаты труда муниципальных служащих органа местного самоуправления Ангарского городского округа, сформированный с учетом пунктов 12.1, 12.2 Положения об оплате труда муниципальных служащих, увеличивается на сумму средств других выплат, предусмотренных законодательством.

Из анализа нормативных правовых актов, приведенных выше, следует, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными федеральным законом о муниципальной службе, и нормы ТК РФ применяются к ним в полной мере в части предоставления муниципальным служащим иных выплат, предусмотренных ТК РФ.

Часть 8 ст. 178 ТК РФ гласит, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий и (или) единовременной компенсации, предусмотренной частью пятой настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, при рассмотрении вопроса об установлении дополнительным соглашением к трудовому договору дополнительной компенсации при увольнении ФИО3 по соглашению сторон, администрацией АГО была выработана правовая позиция, что данная дополнительная компенсация не противоречит действующему законодательству.

При таких обстоятельствах отсутствовало также и нарушение бюджетного законодательства.

Так, в соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает в том числе оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии со статьями 217 и 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации до всех главных распорядителей и получателей доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств.

В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Учитывая вышесказанное, при увольнении работника был произведен окончательный расчет при увольнении в соответствии с Положением об оплате труда муниципальных служащих, и трудовым договором. Расходы были произведены в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Управления по внегородским территориям администрации Ангарского городского округа на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда. Следовательно, соблюден принцип целевого характера в соответствии со статьей 38 и направление расходов в соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, администрация Ангарского городского округа полагала, что нормы бюджетного законодательства, принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 БК РФ, были соблюдены, так как работодатель исполнил свои обязательства в рамках трудовых отношений. На основании вышеизложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Положениями ст. 5, 9, 11, 135, 164, 178 ТК РФ предусмотрено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий и (или) единовременной компенсации, предусмотренной частью пятой настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из материалов гражданского дела следует, что ** между мэром АГО Петровым С.А. и ФИО3 заключен трудовой договор , согласно которому ФИО3 принят на работу на должность муниципальной службы – заместителя начальника Управления по внегородским территориям администрации АГО на неопределённый срок. С **ФИО3 замещал должность начальника Управления по внегородским территориям администрации АГО (дополнительное соглашение от **).

Дополнительным соглашением от ** мэр АГО Петров С.А. и ФИО3 пришли к соглашению о выплате работнику дополнительной компенсации в размере трех месячных денежных содержаний при увольнении по соглашению сторон (п.1 ч.1 ст. 77 ТК РФ).

** между мэром АГО Петровым С.А. и ФИО3 достигнуто соглашение о расторжении трудового договора от ** по п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с **.

** мэром АГО Петровым С.А. как руководителем администрации АГО подписано распоряжение -лс, пунктом 1 которого начальник Управления по внегородским территориям ФИО3 уволен с ** по соглашению сторон. Пунктом 2 указанного распоряжения постановлено выплатить ФИО3 дополнительную компенсацию в размере трех месячных денежных содержаний.

Согласно платежных поручений от **, от **ФИО3 зачислена дополнительная компенсация при увольнении по соглашению сторон двумя суммами 160 000,00 руб. и 132 761,60 руб., всего 292 761,60 рубль.

В ходе прокурорского надзора за исполнением органами местного самоуправления законодательства о муниципальной службе в деятельности мэра АГО прокуратурой Ангарска были выявлены нарушения и ответчику внесено представление от ** об устранении нарушений федерального законодательства.

По результатам рассмотрения представления ответчиком ** в прокуратуру города направлена информация об отсутствии оснований для устранения нарушений закона.

Письмом от ** «О возвращении к рассмотрению представления» прокурор города Ангарска потребовал вернуться к рассмотрению представления по существу.

** между мэром АГО и ФИО3 подписано соглашение о признании дополнительного соглашения к трудовому договору недействительным со дня его заключения. Пункт 2 распоряжения -лс отменен с ** распоряжением администрации АГО от **- лс «По личному составу». ФИО3, в бюджет АГО возвращена дополнительная компенсация в размере 292 761,60 рубль, согласно платежного поручения от **, где плательщиком указана Киселева И.В.

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Частью 2 статьи 3 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в абзаце седьмом статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Общие принципы оплаты труда муниципального служащего, а также гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, указаны в главе 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Частью 2 статьи 22 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьей 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Пунктом 2 статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Порядок прохождения муниципальной службы на территории Иркутской области регулируется Законом Иркутской области от 15.10.2007 № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области».

В силу положений пунктов 1, 3 ст. 10 Законом Иркутской области от 15.10.2007 № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» оплата труда муниципального служащего осуществляется с учетом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих области и производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также следующих дополнительных выплат: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин; 1(1)) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.

Муниципальным служащим производятся другие выплаты, предусмотренные законодательством.

Исходя из системного толкования приведенных норм права следует вывод о том, что размер и условия оплаты труда муниципального служащего отнесены к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Пунктом 10 ст. 47 Устава АГО, принятого решением Думы АГО от ** N 26-04/01Рд, предусмотрено, что финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета.

решением Думы Ангарского городского округа от ** утверждено Положение об оплате труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в Ангарском городском округе, которым установлена система оплаты труда.

Судом установлено, что ни одним из приведенных нормативных актов, в том числе принятых на территории АГО не предусмотрена выплата муниципальному служащему компенсации при расторжении трудового договора по соглашению сторон. Дополнительное соглашение к трудовому договору, заключенное между мэром АГО и ФИО3 от ** предусматривающее в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон выплату муниципальному служащему дополнительной компенсации в размере трех месячных денежных содержаний, заключено произвольно, не соответствует действующему законодательству, по своей сути не является компенсацией и не соответствует правовой природе компенсационных выплат либо гарантированной выплатой и не направлена на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей.

Из анализа указанных положений, а также разъяснений п. 27 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 17.03.2004 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», ч.1 ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», следует, что денежное содержание выплачивается муниципальному служащему за счет средств местного бюджета. В соответствии с Уставом АГО, утвержденным решением Думы АГО от ** финансирование муниципальной службы осуществляется за счет собственных средств местного бюджета. Размер должностного оклада, размер ежемесячных и иных дополнительных выплат, порядок их осуществления в соответствии с федеральным законом устанавливаются правовыми актами, издаваемыми Думой АГО в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ....

Анализируя действующее у ответчика акты, регулирующие оплату труда, в частности Устав АГО, Положение об оплате труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в Ангарском городском округе, утвержденное решением Думы Ангарского городского округа от ** суд приходит к выводу, что они не предусматривают выплату денежной компенсации в связи с прекращением трудовых отношений по соглашению сторон.

Суд полагает, что позиция ответчика основанная на досудебном урегулировании вопроса об отмене не подлежащего применению соглашения о выплате денежной компенсации в связи с прекращением трудовых отношений по соглашению сторон и возмещении ущерба местному бюджету, а также издание распоряжения № 84-ра «О мерах, направленных на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав и законных интересов Ангарского городского округа» не является основанием для отказа истцу в удовлетворении требований о признании действий незаконными в связи с их противоречием нормам действующего законодательства, поскольку не препятствует установлению обстоятельств неверного применения ответчиком норм материального права. При этом суд полагает, что нормами гражданского законодательства не предусмотрена обязанность истца по предъявлению требований об обязании ответчика устранить нарушения при их фактическом отсутствии на момент принятия решения.

С учетом изложенного требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора г. Ангарска в защиту интересов муниципального образования – Ангарский городской округ в лице Думы Ангарского городского округа, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к мэру Ангарского городского округа о признании действий незаконными в связи с их противоречием нормам действующего законодательства, - удовлетворить.

Признать незаконными действия мэра Ангарского городского округа Петрова Сергея Анатольевича, выразившиеся во внесении изменений в трудовой договор от **, заключенный с ФИО3, в части дополнения трудового договора пунктом 4.3 о выплате муниципальному служащему дополнительной компенсации в размере 3-х месячных денежных содержаний при расторжении трудового договора по соглашению сторон, и издании пункта 2 распоряжения от **-лс о выплате ФИО3 дополнительной компенсации в размере трех месячных денежных содержаний при увольнении, в связи с их противоречием Трудовому кодексу РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закону Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», Уставу Ангарского городского округа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья И.Н. Нагорная

Мотивированное решение изготовлено 27.08.2021.