НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приговор Смоленского районного суда (Смоленская область) от 24.08.2020 № 1-10/20

Дело №1-10/20

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Смоленск 24 августа 2020 года

Смоленский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Балалаевой Т.В.,

при секретарях Туркине П.Ю., Волобуеве Я.И., Ковалевой С.И.,

с участием государственных обвинителей Скворцова Ю.А., Никитенкова А.С., Зиборова К.Г.,

представителей потерпевшего М. Н.Г., М. В.Н.,

адвоката Захаренко И.А., <данные изъяты>

подсудимого Сусенкова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

СУСЕНКОВА В.В., <данные изъяты>,

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159 УК РФ, ч.1 ст.171 УК РФ, по настоящему делу избрана мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке,

У С Т А Н О В И Л:

Сусенков В.В. совершил мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана в особо крупном размере.

Сусенков В.В., являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляющим управление эксплуатацией жилого фонда населения д.<адрес>, действуя умышленно, из корыстных побуждений, путем обмана, по разработанному им преступному плану в период с 2014 года по 2017 год совершил мошенничество в сфере реализации государственной программы Смоленской области «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области», то есть хищение бюджетных денежных средств, принадлежащих Администрации Смоленской области, а именно субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение и (или) водоотведение в целях возмещения недополученных доходов вследствие установления уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с Постановлениями Администрации Смоленской области от 29 декабря 2014 года №923, от 22 марта 2017 года №171, Постановлениями Администрации Смоленской области от 22 марта 2017 года №172 и от 22 марта 2013 года №203, путем предоставления им завышенных объемов теплоснабжения, горячей воды и водоотведения при следующих обстоятельствах.

01 сентября 2014 года между ФКУЗ «<данные изъяты>» и индивидуальным предпринимателем Сусенковым В.В. заключен договор теплоснабжения № <номер>, согласно которому с 01 сентября 2014 года ФКУЗ «<данные изъяты>» поставляет тепловую энергию, теплоноситель, тепловую энергию в горячей воде ИП Сусенкову В.В.

01 мая 2014 года между ФКУЗ «<данные изъяты>» и индивидуальным предпринимателем Сусенковым В.В. заключены договоры горячего водоснабжения № <номер> и водоотведения № <номер>, согласно которым с 01 мая 2014 года ФКУЗ «<данные изъяты>» поставляет через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения, осуществляет прием сточных вод в централизованную систему водоотведения и обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.

В соответствии с вышеуказанными заключенными договорами ФКУЗ «<данные изъяты>» начало поставлять в адрес индивидуального предпринимателя Сусенкова В.В. коммунальные услуги в виде тепловой энергии, горячей воды из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения.

Так, в период с 01 июля 2014 года по 30 сентября 2017 года ФКУЗ «<данные изъяты>» поставило индивидуальному предпринимателю Сусенкову В.В.: тепловой энергии в объеме <данные изъяты> Г/кал на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, горячей воды из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения в количестве <данные изъяты> куб.м. и <данные изъяты> Г/кал на сумму 4 787 108 рублей 09 копеек.

После получения от ФКУЗ «<данные изъяты>» коммунальных услуг в виде тепловой энергии, горячей воды из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения, индивидуальный предприниматель Сусенков В.В. на основании заключенных договоров с населением <данные изъяты> сельского поселения о предоставлении горячей воды и централизованного отопления жилищного фонда в период с 01 июля 2014 года по 30 сентября 2017 года осуществил поставку населению д.<данные изъяты> района Смоленской области тепловой энергии в объеме <данные изъяты> Г/кал и горячего водоснабжения в объеме <данные изъяты> куб.м.

С целью получения субсидий по компенсации выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию, горячее водоснабжение и водоотведение, ИП Сусенковым В.В. заключены договоры с Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству: о предоставлении из областного бюджета в 2014-2017 годах субсидий теплоснабжающей организации в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих вследствие установления уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) льготных тарифов на тепловую энергию (мощность): № <номер> от <дата>, № <номер> от <дата>, № <номер> от <дата>, № <номер> от <дата>; о предоставлении из областного бюджета в 2014-2017 годах субсидий для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих вследствие установления уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для населения в сфере водоснабжения и водоотведения: № <номер> от <дата>, № <номер> от <дата>, № <номер> от <дата>, № <номер> от <дата>.

В период с 2014 года по 2017 год Сусенков В.В., находясь неоднократно в здании Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, расположенному по адресу: г.Смоленск, ул.Октябрьской Революции, д.14-а, с целью хищения денежных средств из бюджета Смоленской области, лично предоставлял заявки и прилагаемые к ним документы: счета, справки-расчеты на компенсацию выпадающих доходов; ведомости начислений платежей по отоплению жилищного фонда, подтверждающих факт предоставления тепловой энергии на отопление жилищного фонда потребителям, а также счета, справки-расчеты на возмещение недополученных доходов, возникающих вследствие установления уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов для населения в сфере водоснабжения и водоотведения; ведомости начислений платежей, подтверждающих факт предоставления услуг по теплоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению населению д.<адрес>, содержащие заведомо для Сусенкова В.В. недостоверные сведения об объемах поставленного тепла, горячей воды, водоотведения населению д.<адрес> Смоленского района Смоленской области, превышающих показатели объемов, которые Сусенков В.В. фактически поставил населению д.Санаторий Борок в указанный период. Так, индивидуальным предпринимателем Сусенковым В.В. предоставлены в Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству следующие объемы оказанных в период с 01 июля 2014 года по 30 сентября 2017 года услуг населению д.<адрес>: <данные изъяты> Г/кал - централизованное отопление жилого фонда и <данные изъяты> куб.м. - горячее водоснабжение и водоотведение, тогда как ФКУЗ «<данные изъяты>» поставило в адрес индивидуального предпринимателя Сусенкова В.В. в указанный период тепловой энергии в объеме <данные изъяты> Г/кал, горячей воды из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения в количестве <данные изъяты> куб.м. и <данные изъяты> Г/кал.

В результате предоставления индивидуальным предпринимателем Сусенковым В.В. в Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству В.В. заведомо для него недостоверных и завышенных в его пользу сведений об объемах поставленного им тепла, горячей воды и водоотведения населению д.<адрес> Смоленского района Смоленской области, им незаконно получены субсидии из бюджета Смоленской области, из которых: 9 811 732 рубля 13 копеек – компенсация выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию, 1 935 725 рублей 68 копеек - компенсация выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на услуги горячего водоснабжения, водоотведение.

Таким образом, индивидуальный предприниматель Сусенков В.В. в период с 01 июля 2014 года по 30 сентября 2017 года умышленно, из корыстных побуждений, путем обмана совершил хищение бюджетных денежных средств Смоленской области, тем самым причинив государству – Российской Федерации в лице Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству имущественный вред в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, что является особо крупным размером.

В судебном заседании подсудимый Сусенков В.В. виновным себя признал частично, не согласившись с суммой причиненного ущерба. По обстоятельствам дела показал, что данные об объемах поставленного им тепла и горячей воды населению д.<адрес> он предоставлял в Департамент по строительству и ЖКХ на основании расчетов, произведенных им исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя». Не исключает, что мог ошибиться в расчетах при предоставлении данных в Департамент и получить излишнюю сумму денежных средств по выпадающим доходам. Считает, что эксперт неверно использовал в расчете объема поставленных им ресурсов показания прибора учета ФКУЗ «<данные изъяты>», поскольку он был установлен с нарушением действующих правил учета тепловой энергии не на границе балансового разграничения. Полагает, что в данном случае в связи с отсутствием в жилых домах соответствующих приборов учета объем переданной тепловой энергии должен был рассчитываться исходя из установленных нормативов потребления по отоплению и горячему водоснабжению для населения.

Из оглашенных показаний подсудимого Сусенкова В.В., данных им на предварительном следствии в качестве подозреваемого, следует, что с 25 октября 2012 года он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Основным видом его деятельности являлось содержание жилого фонда. С 2014 года ФКУЗ «<данные изъяты>» предоставляло ему горячую воду, услуги по водоотведению горячей воды и теплоснабжению. Производимые этим учреждением ресурсы он поставлял населению д.<адрес> Смоленского района в шесть жилых многоквартирных домов, а также в детский сад, дом культуры и магазин. Транспортировка ресурсов осуществлялась по сетям, которые в 2014 году ему были переданы в аренду Администрацией <данные изъяты> сельского поселения. Плата за поставленные им коммунальные услуги осуществлялась потребителями через кассу на расчетный счет ИП Сусенкова В.В. 01 января 2018 года в связи с расторжением договора с ФКУЗ «<данные изъяты>» он перестал поставлять горячую воду и тепло населению д.<адрес>. В связи с тем, что население не могло оплачивать по тарифам, установленным Департаментом по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике, то сама Администрация Смоленской области в лице Департамента по строительству и ЖКХ, выплачивала ему недополученные денежные средства за поставленные услуги населению, т.е. ему осуществлялась выплата субсидий по недополученным доходам. В связи с этим между ним и Департаментом по строительству и ЖКХ были заключены соответствующие договоры. В Департамент он предоставлял пакет документов в зависимости от той субсидии, которую он должен был получить, с завышенными объемами поставленных ресурсов населению д.<адрес> Смоленского района для того, чтобы получить дополнительный доход. За теплоснабжение он подавал документы в течение отопительного периода, по горячему и холодному водоснабжению и водоотведению - ежеквартально в течение каждого года, начиная с 2014 года по сентябрь 2017 года. После этого он получал субсидии, т.е. компенсации выпадающих доходов. Полагает, что им совершено преступление, предусмотренное ч.6 ст.159 УК РФ, поскольку не выполнял принятые договорные обязательства, поставляя коммунальные ресурсы в меньших объемах, чем это было указано в договорах в Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ. Объемы поставленных ресурсов указывал исходя из среднесуточной уличной температуры, а поставлял ресурсы населению по нормативу, утвержденному Департаментом по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике. Полученная разница, т.е. денежная сумма, была предметом его мошеннических действий, связанных с неисполнением договорных обязательств с Департаментом по строительству и ЖКХ (Т.5 л.д.177-181).

При допросе в качестве обвиняемого Сусенков В.В. показал, что расчеты об объемах поставленного населению тепла, горячей воды и водоотведения произведены неверно. Считает, что субсидии по холодной воде он получил правомерно, так как холодное водоснабжение и водоотведение, как коммунальная услуга, действительно предоставлялись им потребителям <данные изъяты> сельского поселения, а отсутствие лицензии на добычу подземных вод не являлось препятствием для подачи им документов на получение субсидий по выпадающим доходам по холодному водоснабжению. Расчет объема тепловой энергии и горячего водоснабжения, предоставленного в Департамент по строительству и ЖКХ, не производился им по прибору учета ФКУЗ «<данные изъяты>» (Т.5 л.д.203-206).

Из показаний представителя потерпевшего С. О.Е., оглашенных в судебном заседании с согласия сторон, следует, что Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ заключает с организациями, предоставляющими услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, договоры о предоставлении субсидий при условии, что для организации Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, установлен льготный тариф. Организациям, осуществляющим предоставление услуг ЖКХ, устанавливается два тарифа: экономически-обоснованный и тариф для населения (льготный). Льготный тариф всегда ниже экономически-обоснованного. Компенсация выпадающих доходов служит средством возмещения организации потерянных доходов от недополученных средств от населения. Именно Департаментом по строительству и ЖКХ выплачивается организациям компенсация, которая образовывается в результате разницы между вышеуказанными тарифами. Ежеквартально по водоснабжению, и ежемесячно в отопительный сезон по теплоснабжению организация предоставляет сведения об объемах поставленного теплоснабжения и горячего водоснабжения населению, при этом указанные сведения должны быть согласованы с Администрацией муниципального образования. После совершения указанных действий Департаментом выплачивается компенсация ежемесячно в отопительный период за теплоснабжение и ежеквартально за водоснабжение, водоотведение. Сусенков В.В. получал субсидии от Департамента по выпадающим доходам с 2014 года по 2017 год включительно на основании предоставленных им документов, в которых он сам же указывал объемы поставленного им тепла и горячей воды населению. Никто из сотрудников Департамента не знал, что Сусенков В.В. при осуществлении своей предпринимательской деятельности получал тепло и горячую воду в ФКУЗ «<данные изъяты>». Департамент не правомочен осуществлять проверку, каким образом организацией были получены указанные ресурсы, путем собственного производства либо приобретения у третьих лиц, а также проверку поставленных ресурсов населению. Ответственность за достоверность предоставленных сведений в Департамент, на основании которых будут в последующем выплачены компенсации выпадающих доходов, несет организация. При отсутствии в жилых многоквартирных домах д.<адрес> внутридомовых счетчиков за основу должны браться показания прибора учета, находящегося в ФКУЗ «<данные изъяты>», так как указанное учреждение является единственной организацией, производящей тепло и горячую воду, и поставляет их Сусенкову В.В., а тот в свою очередь указанные ресурсы поставляет населению. При этом не берутся в расчет такие показания как среднесуточная температура воздуха и полученные потери при поставке тепла и горячей воды от теплоснабжающей организации к конечному потребителю, в данном случае населению д.<адрес>. Данное положение законодательно закреплено в Постановлении Правительства РФ от 06 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Т.3 л.д.180-184, 187-190).

Представитель потерпевшего М. Н.Г.-<данные изъяты> Департамента Смоленской области по строительству и ЖКХ показала, что субсидии предоставляются водоснабжающим организациям в целях компенсации выпадающих доходов путем установления уполномоченным органом льготных тарифов для оказания услуг населению. Водоснабжающая организация предоставляет заявку на получение субсидий и прилагает к ней необходимые документы. Организация, которая заявляется на получение субсидий, представляет в Департамент расчеты объемов оказанных услуг. В соответствии с заключенными с Департаментом договорами, все организации несут персональную ответственность за достоверность предоставленных сведений. Кроме того, справки об объемах оказанных услуг утверждаются руководителем органа местного самоуправления. В настоящее время, для усиления контроля за предоставлением субсидий, внесены изменения в положения Постановлений в части предоставления получателем сведений об объемах оказанных услуг населению, где утверждены формы графиков отпуска. Данные графики, помимо руководителя органа местного самоуправления, согласовываются также и с Департаментом энергетики.

Из показаний свидетеля Б. М.Б. следует, что с марта 1999 года он состоит в должности начальника ФКУЗ «<данные изъяты>». Указанное учреждение является ресурсоснабжающей организацией, которая обеспечивает теплом, горячей водой и водоотведением объекты санатория и д.<адрес>. Для этих целей на территории санатория находится на праве оперативного управления газовая котельная и очистные сооружения. В 2014 году с ИП Сусенковым В.В. были заключены договоры по передаче коммунальных ресурсов, в соответствии с которыми Учреждение поставляет тепло, горячую воду и производит водоотведение ИП Сусенкову В.В. а тот в свою очередь передает поставленные ему ресурсы населению д.<адрес> по сетям, принадлежащим Администрации МО «<данные изъяты> сельское поселение» Смоленского района, которые переданы тому в аренду. В котельной имеется прибор учета, который фиксирует факт передачи энергоресурсов ИП Сусенкову В.В. Тому передавались исчерпывающие данные по прибору учета. В случае поломки прибора составлялся акт, о чем Сусенков В.В. также уведомлялся. За поставленные ресурсы Сусенков В.В. в соответствии с тарифами и объемами, установленными договорами, перечислял плату в Учреждение, однако с 2015 года у того стала образовываться задолженность. В 2017 году по судебному решению Сусенков В.В. признан должником перед ФКУЗ «<данные изъяты>» и в настоящий момент его задолженность составляет около 11 миллионов рублей. Несмотря на то, что ИП Сусенков В.В. не исполнял договорные обязательства Учреждение не вправе было прекратить поставку тепла, горячей воды и осуществление водоотведения, так как население и иные юридические лица оплачивали коммунальные услуги, поэтому Учреждение было вынуждено бесперебойно поставлять ресурсы потребителям по сетям, находящихся в пользовании ИП Сусенкова В.В.

Из показаний свидетеля Л. С.В. - <данные изъяты> ФКУЗ «<данные изъяты>» в судебном заседании и оглашенных показаний, данных ею на предварительном следствии (Т.5 л.д.218-221), которые она подтвердила в суде, следует, что на балансе учреждения имеется котельная, которая снабжает теплом и горячей водой д.Санаторий Борок Смоленского района. Выработанное тепло и горячую воду учреждение поставляет потребителям по сетям, находящимся в аренде ИП Сусенкова В.В. Ранее, до декабря 2008 года тепловые сети находились в пользовании ФКУЗ «<данные изъяты>», а после были переданы местному муниципалитету и с 2014 года тепловыми сетями стал пользоваться ИП Сусенков В.В. 01 сентября 2014 года между ИП Сусенковым В.В и ФКУЗ «<данные изъяты>» был заключен договор о поставке тепла, а с 01 мая 2014 года – договор о поставке горячей воды. Объем поставленной горячей воды и тепла фиксируется соответствующими приборами учета, которые находятся на территории ФКУЗ «<данные изъяты>». На основании полученных показателей приборов учета с мая 2014 года до 31 декабря 2017 года выставлялись счета ИП Сусенкову В.В. Каким образом тот производил расчет объема поставленного ему тепла и горячей воды, она не знает. Сусенковым В.В. подавались в Департамент сведения с завышенными объемами поставки потребителям тепла и горячей воды, хотя реальные объемы зафиксированы приборами учета ФКУЗ «<данные изъяты>». На основании поданных Сусенковым В.В. документов, тому выплачивались субсидии, которые должны быть в разы меньше, так как такого количества тепла и горячей воды ФКУЗ «<данные изъяты>» никогда не поставляло ИП Сусенкову В.В. для последующей поставки потребителям. Учреждение добросовестно исполняло заключенные договоры, бесперебойно поставляло тепло и горячую воду потребителям. При этом у Сусенкова В.В. сложилась перед ФКУЗ «<данные изъяты>» задолженность, которую тот объяснял, что прибор учета учреждения дает неправильные показания, хотя он находился в исправном состоянии и проходил соответствующую проверку. С 01 января 2018 года договор, заключенный с Сусенковым В.В. о поставке тепла и горячей воды перестал действовать в связи с его расторжением.

Свидетель Д. М.М. - <данные изъяты> ФКУЗ «<данные изъяты>», показала, что на территории учреждения находится единственная котельная, которая осуществляет выработку тепла и производство горячей воды как для нужд учреждения, так и для жителей деревни <адрес> и иных потребителей. В котельной имеется прибор учета «ВКТ-7», который фиксирует объемы поставленного тепла и горячей воды. Кроме того, ведется журнал, в который ежесуточно заносятся сведения о том, сколько горячей воды было поставлено в д.<адрес> и сколько по обратке вернулось. Сусенкову В.В. ежемесячно предоставлялись показания прибора учета и соответствующие акты.

Из показаний свидетеля Д. С.И. в судебном заседании и оглашенных показаний, данных им на предварительном следствии (Т.4 л.д.179-182, Т.7 л.д.176-178), которые он подтвердил в суде, следует, что до 2019 года он состоял в должности инженера ФКУЗ «<данные изъяты>». На балансе учреждения имеется котельная, которая располагается непосредственно на его территории. К котельной учреждения подведены трубы теплосети. Вырабатываемое тепло и горячая вода поставлялись по вышеуказанным теплосетям ИП Сусенкову В.В., который в свою очередь предоставлял их в качестве коммунальной услуги государственным учреждениям, населению и иным потребителям, находящимся в деревне <адрес>. Тепло вырабатывается тремя котлами марки «Viessmann», а выработка горячей воды осуществляется двумя котлами той же фирмы, которые были установлены в 2014 году. При изменении температуры наружного воздуха котлы автоматически при помощи установленной в них автоматизированной программы поддерживают нужную температуру воды согласно программируемого «температурного графика». Теплосети имеют «зону разграничения», т.е. место, где разграничивается ответственность за контролем состояния труб теплосетей, которая находится на границе территории учреждения в тепловом пункте возле котельной. Трубы теплосетей вне территории учреждения находятся в ведении Администрации МО <данные изъяты> сельского поселения. Единственным прибором, который производит учет поставленного тепла и горячей воды, является прибор учета «ВКТ-7», расположенный в котельной ФКУЗ «<данные изъяты>». ИП Сусенкову В.В. был разрешен круглосуточный допуск к вычислителю количества теплоты «ВКТ-7» для снятия показаний. Изначально в 2014 году был установлен прибор учета «ВКТ-7» модель 01. Однако с 10 августа 2015 года в котельной был установлен аналогичный прибор учета модель 04, который перед установкой и вводом в эксплуатацию прошел поверку. Нарушений работоспособности данного прибора учета установлено не было. Аналогичную поверку прошли и датчики – калибраторы давления, необходимые для работы системы контроля работы вычисления количества тепла. Замена приборов учета была связана с тем, что Сусенков В.В. был не согласен с показаниями прибора учета «ВКТ-7» модели 01, хотя прибор находился в исправном состоянии. Чтобы не происходили судебные тяжбы по поводу оспаривания показаний прибора учета была произведена его замена. Кроме того, в учреждении имеется контрольно-насосная станция, которая осуществляет функцию контроля за работой водоочистных сооружений. В указанной станции находятся канализационные насосы, которые осуществляют функцию водоотведения. Сточные воды из деревни <адрес> стекают в очистные сооружения ФКУЗ «<данные изъяты>». Иных очистных сооружений не имеется.

Из показаний свидетеля А. Е.А. - <данные изъяты> Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, следует, что Сусенков В.В. осуществлял предпринимательскую деятельность, связанную с предоставлением коммунальных услуг, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения на территории сельских поселений. Ежегодно, начиная с 2014 года, Департаментом для его организации устанавливался тариф на услуги по передаче тепловой энергии, на холодную воду и водоотведение. Население оплачивало услуги водоснабжения и водоотведения по тарифам, которые были ниже экономически обоснованного уровня, рассчитанного Департаментом для ИП Сусенкова В.В. Экономически обоснованные тарифы рассчитываются на основании сведений, предоставленных организациями, в которых указаны планируемые расходы своей деятельности, в зависимости от предоставления тех или иных услуг. Этот тариф учитывает все затраты организации, предоставляющей коммунальные услуги. Субсидии на компенсацию выпадающих доходов, в частности разницы между экономически обоснованными тарифами и льготными, установленными для населения, выплачиваются организациям через Департамент строительства и ЖКХ Администрации Смоленской области. Тарифы на тепловую энергию устанавливаются дифференцированно для каждой теплоснабжающей организации, владеющей объектами теплоснабжения на праве собственности или по договору аренды в соответствии с постановлением Правительства РФ №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», приказом №760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен в сфере теплоснабжения». Льготные тарифы для населения установлены в соответствии с областным законом от 23 ноября 2011 года №112-з «Об отдельных вопросах установления тарифов на тепловую энергию в Смоленской области». По результатам рассмотрения документов, предоставленных организацией, для установления тарифа, экспертным советом, утвержденным начальником Департамента, составляется экспертное заключение, в котором отражается объем тарифной выручки организации на период регулирования, требуемой для компенсации затрат и определяется объем оказываемой услуги. Ответственность за достоверность и объективность предоставленных данных несет организация.

В соответствии с заключением № <номер> от <дата> ФКУЗ «<данные изъяты>» в период с 01 июля 2014 года по 30 сентября 2017 года поставило ИП Сусенкову В.В. горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения в количестве 49 556,593 куб.м. и 2 384,211 Г/кал на сумму 4 787 108,09 руб., тепловую энергию в объеме 7 123,301 Г/кал на сумму 10 891 098,52 руб. В указанный период ИП Сусенков В.В. в адрес МБУ Катынская средняя школа Смоленского района поставил тепловую энергию в объеме 212,180 Г/кал на сумму 516 762,03 руб., горячей воды в объеме 951,20 куб.м. на сумму 131 031,05 руб., населению, проживающему в деревне <адрес> тепловую энергию в объеме 6 911,121 Г/кал, горячую воду в количестве 48 605,393 куб.м. Согласно представленным ИП Сусенковым В.В. справкам-расчетам, объем оказанных услуг населению Катынского сельского поселения по централизованному отоплению жилого фонда в период с 01 июля 2014 года по 30 сентября 2017 года составил 18 698,00 Г/кал., за что сумма дохода, полученного ИП Сусенковым В.В., составила 16 382 170,39 руб., по водоснабжению и водоотведению объем услуг составил 101 007,00 куб.м., сумма дохода - 4 610 064,40 руб. Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ предоставил ИП Сусенкову В.В. субсидию путем перечисления денежных средств на расчетный счет предпринимателя в сумме 19 402 117,40 руб., из которой компенсация выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию, в сумме 15 578 984,20 руб., компенсация выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, в сумме 3 823 133,20 руб. (Т.4 л.д.15-125).

В соответствии с заключением № <номер> от <дата> сумма компенсации, излишне полученная ИП Сусенковым В.В. от Департамента Смоленской области по строительству и ЖКХ, в целях возмещения из бюджета недополученных доходов, возникающих вследствие установления уполномоченным органом исполнительной власти в сфере регулирования тарифов населению на тепловую энергию, горячее водоснабжение, за 2014-2017гг., составила 11 747 457,81 руб., в том числе: 9 811 732,13 руб. - компенсация выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию; 1 935 725,68 руб. - компенсация выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на услуги горячего водоснабжения (Т.5 л.д.66-80).

Согласно заключению судебной экономико-технической экспертизы объем поставленных ресурсов ИП Сусенкову В.В. контролировался по установленным на территории ФКУЗ «<данные изъяты>» приборам учета, которые спроектированы и смонтированы в соответствии с действующими Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, находились в исправном состоянии и были проверены. На основании представленных ИП Сусенковым В.В. документов, Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ предоставил индивидуальному предпринимателю субсидию путем перечисления денежных средств на расчетный счет предпринимателя. В период с 01 января 2014 года по 16 мая 2018 года на расчетный счет ИП Сусенкова В.В. поступили денежные средства от Департамента финансов Смоленской области по строительству и ЖКХ с назначением платежа «Субсидии организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в целях возмещения недополученных доходов», «Субсидии теплоснабжающим организациям в целях компенсации выпадающих доходов» за 2014-2017гг. на общую сумму 22 094 817,61 руб., в том числе компенсация расходов за оказанные ИП Сусенковым В.В. услуги населению Катынского сельского поселения на сумму 19 402 117,40 руб., а именно: перечислена компенсация выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию, в сумме 15 578 984,20 руб., компенсация выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, в сумме 3 823 133,20 руб. Задолженность Департамента Смоленской области по строительству и ЖКХ перед ИП Сусенковым В.В. по выплате компенсаций выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию за апрель-май 2017 г., водоснабжение и водоотведение за апрель-сентябрь 2017г., составляет 1 590 117,39 руб. При этом, ИП Сусенков В.В. физически не мог поставить населению, проживающему в деревне Санаторий Борок Смоленского района, за 2014-2017 г.г. более 9507,512 Г/кал тепловой энергии (в том числе 7123,301 Г/кал по договору теплоснабжения и 2384,211 Г/кал по договору горячего водоснабжения) и 49556,593 куб.м горячей воды и услуг по водоотведению. Таким образом, ИП Сусенковым В.В. была завышена сумма компенсации, подлежащей возмещению из бюджета недополученных доходов, возникающих вследствие установления уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для населения тарифов за 2014-2017г.г. в сумме 12 778 599,22 руб., в том числе: 10 356 049,48 руб. - компенсация выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию; 2 422 549,74 руб. - компенсация выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на водоснабжение и водоотведение (горячую воду). Однако, в связи с тем, что Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ выплату компенсации выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию за апрель-май 2017 года, водоснабжение и водоотведение за апрель-сентябрь 2017 года в размере 1 590 117,39 руб. до настоящего времени ИП Сусенкову В.В. не произвел, сумма излишне полученной предпринимателем компенсации выпадающих доходов за 2014-2017гг. составила 11 747 457,81 руб., в том числе: компенсация выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию, в сумме 9 811 732,13 руб., компенсация выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на услуги горячего водоснабжения, в сумме 1 935 725,68 руб. (Т.7 л.д.120-149).

Допрошенный в судебном заседании эксперт Ф. А.М. подтвердил выводы экспертного заключения, при этом показал, что в случае если прибор учета тепловой энергии установлен не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, его показания необходимо корректировать на величину потерь в тепловых сетях от линии балансового разграничения до места установки прибора. В своем заключении он не учитывал такие потери, поскольку прибор учета ФКУЗ «<данные изъяты>» установлен на линии балансового разграничения. Технологические потери тепловой энергии, связанные с ее передачей по тепловым сетям, находящимся в пользовании ИП Сусенкова В.В., учитываются при расчете тарифа на тепловую энергию. При отсутствии приборов учета объем потребленной тепловой энергии определяется расчетным методом, для населения – в соответствии с нормативами потребления, для юридических лиц – на основании данных расчетной тепловой нагрузки с корректировкой по температуре наружного воздуха.

Из показаний специалиста Г. А,В. в судебном заседании и на предварительном следствии следует, что при наличии единственной котельной и прибора учета «ВКТ-7» на территории ФКУЗ «<данные изъяты>», а также отсутствии приборов учета в жилых многоквартирных домах, расположенных в д.<адрес>, а также приборов учета на теплосетях, идущих от территории ФКУЗ «<данные изъяты>» до конченого потребителя – населения, объем поставленного тепла и горячей воды должен определяться исходя из данных, которые показывает прибор учета, расположенный на территории ФКУЗ «<данные изъяты>», т.к. при сложившейся ситуации указанный прибор учета является единственным способом фиксации выработанного тепла и горячей воды. При наличии прибором учетов, расположенных в жилых домах, можно было произвести сравнение предоставленных объемов тепла и горячей воды от ФКУЗ «<данные изъяты>» к ИП Сусенкову В.В., а также указанные объемы энергоресурсов от ИП Сусенкова В.В. к потребителям. При этом у ИП Сусенкова В.В. отсутствует собственная котельная, в связи чем он осуществляет лишь услуги транспортировки энергоресурсов потребителям и не занимается их производством, как то делает ФКУЗ «<данные изъяты>», имея котельную. При производстве расчета объема тепла и горячей воды не следует брать за основу среднесуточную температуру в связи с тем, что котельная, расположенная в ФКУЗ «<данные изъяты>», работает в соответствии с температурным графиком и сама предоставляет ту температуру горячей воды и соответственно тепла, исходя из суточной уличной температуры (Т.7 л.д.155-157).

Вина Сусенкова В.В. в совершении преступления также подтверждается письменными материалами дела:

-протоколом осмотра места происшествия, в соответствии с которым осмотрена территория ФКУЗ «<данные изъяты>» и расположенная на ней котельная. В здании котельной находятся: два газовых котла «ViessmannVITOPLEX 300», предназначенных для выработки горячей воды, три газовых котла «ViessmannVITOPLEX 300», предназначенных для выработки тепла, прибор учета «ВКТ-7». К указанным котлам подведены трубы. В здании котельной находятся насосы для подачи тепла и горячей воды. Из здания котельной выходят трубы - теплосети, которые направляются по территории Учреждения в сторону д.<адрес> (Т.3 л.д.230-235);

-протоколом выемки в ФКУЗ «<данные изъяты>» документов, подтверждающих осуществление Сусенковым В.В. предпринимательской деятельности, связанной с получением горячего водоснабжения, тепла (Т.3 л.д.39-42);

-протоколами выемки в Департаменте Смоленской области по энергетики, энергоэффективности, тарифной политике документов, касающихся деятельности индивидуального предпринимателя Сусенкова В.В. (Т.2 л.д.47-50);

-протоколом выемки в Департаменте Смоленской области по строительству и ЖКХ документов, касающихся деятельности индивидуального предпринимателя Сусенкова В.В. (Т.2 л.д.55-59);

-копиями договоров о предоставлении из областного бюджета в 2014-2017 годах субсидий теплоснабжающей организации в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих вследствие установления уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) (Т.3 л.д.41-46, 25-30, 19-24, 8-12,164);

-копиями договоров о предоставлении из областного бюджета в 2014-2017 годах субсидий для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих вследствие установления уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для населения в сфере водоснабжения и водоотведения (Т.3 л.д.36-40, 31-35, 13-18, 3-7, 164);

-выпиской из ЕГРИП, в соответствии с которой Сусенков В.В. с <дата> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (Т.2 л.д.18-22);

-копией договора теплоснабжения № <номер> от <дата>, заключенного между ФКУЗ «<данные изъяты>» и ИП Сусенковым В.В. (Т.5 л.д.116-121);

-копией договора горячего водоснабжения № <номер> от <дата>, заключенного между ФКУЗ «<данные изъяты>» и ИП Сусенков В.В.(Т.5 л.д.123-126);

-копией договора на оказание услуг водоотведения № <номер> от <дата>, заключенного между ФКУЗ «<данные изъяты>» и ИП Сусенков В.В. (Т.5 л.д.128-131);

-копиями свидетельств о поверках прибора учета ВКТ-7, расположенного в ФКУЗ «<данные изъяты>» (Т.4 л.д.183-195).

Оценивая в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к убеждению, что вина Сусенкова В.В. в совершении преступления полностью доказана.

Не доверять показаниям представителей потерпевшего и свидетелей, а также ставить под сомнение письменные доказательства у суда оснований не имеется, поскольку они последовательны, категоричны, согласуются между собой и собраны с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства.

Сам подсудимый Сусенков В.В. не отрицал того факта, что представлял в Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ к субсидированию завышенные объемы поставленных им населению коммунальных услуг, в результате чего получил излишнюю сумму денежных средств по выпадающим доходам.

Однако утверждение подсудимого о том, что при предоставлении данных об объемах поставленного им тепла и горячей воды населению д.<адрес> он использовал расчетный способ исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха, в связи с чем мог ошибиться, суд оценивает критически как избранный способ защиты с целью смягчить ответственность за содеянное.

В соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, расчетный способ определения объема переданной тепловой энергии, теплоносителя применяется в случае отсутствия в точках присоединения теплосетевой организации и теплоснабжающей организации приборов учета.

Как установлено в судебном заседании, объем поставленных ресурсов ИП Сусенкову В.В. контролировался по установленным на территории ФКУЗ «<данные изъяты>» приборам учета, что не оспаривает и сам подсудимый.

Допрошенный по делу специалист Г. А,В. показал, что при наличии единственной котельной и прибора учета «ВКТ-7» на территории ФКУЗ «<данные изъяты>» объем поставленных коммунальных услуг населению должен определяться исходя из показаний указанного прибора учета, поскольку это является единственным способом фиксации выработанного тепла и горячей воды, при этом в расчет не должны браться такие показания, как среднесуточная температура воздуха.

Об этом же свидетельствуют и показания представителя потерпевшего С. О.Е. - начальника финансово-экономического отдела Департамента по строительству и ЖКХ.

Кроме того, из показаний свидетелей Б. М.Б., Д. С.И., Л. С.В., Д. М следует, что котельная, расположенная в ФКУЗ «<данные изъяты>», работает в соответствии с температурным графиком и автоматически выставляет нужную температуру тепла и горячей воды.

В соответствии с положением, регулирующим предоставление из областного бюджета субсидий в рамках реализации областной государственной программы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области», размер компенсации выпадающих доходов определяется исходя из объема фактически поставленной тепловой энергии на отопление и оказанных услуг по горячему водоснабжению, водоотведению.

Проведенной по делу экономико-технической экспертизой установлено, что объемы тепла и горячей воды, указанные Сусенковым В.В. в справках-расчетах, представленных им в Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ, на компенсацию выпадающих доходов значительно превышают показатели объемов, которые Сусенков В.В. фактически поставил населению д.<адрес>. Сумма излишне полученной Сусенковым В.В. компенсации выпадающих доходов за 2014-2017гг., возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию составила 9 811 732,13 руб., на услуги горячего водоснабжения - 1 935 725,68 руб.

Оснований сомневаться в обоснованности и правильности выводов данной экспертизы у суда не имеется, поскольку экспертиза проведена в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Заключение дано квалифицированным специалистом, обладающим необходимыми специальными познаниями, на основе всестороннего исследования всех обстоятельств дела, сомнений и неясностей не содержит, должным образом аргументировано и согласуется с собранными по делу доказательствами.

Доводы подсудимого Сусенкова В.В. о том, что при производстве расчетов эксперт неверно руководствовался показаниями прибора учета ФКУЗ «<данные изъяты>», поскольку он установлен с нарушениями правил учета тепловой энергии, и при этом эксперт необоснованно не учитывал потери в тепловых сетях, суд находит несостоятельными.

В судебном заседании был исследован договор теплоснабжения № <номер> от <дата>, заключенный между Сусенковым В.В. и ФКУЗ «<данные изъяты>», согласно которому учет тепловой энергии и теплоснабжения осуществлялся путем измерения количества допущенным в эксплуатацию и опломбированным прибором учета ВКТ-7, установленным на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей.

Прибор учета спроектирован и смонтирован в соответствии с действующими Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, находился в исправном состоянии, что подтверждается экспертным заключением, а также сведениями о проверке прибора.

Как пояснил допрошенный в судебном заседании эксперт Ф. А.М., в случае если прибор учета тепловой энергии установлен не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, его показания необходимо корректировать на величину потерь в тепловых сетях от линии балансового разграничения до места установки прибора. В своем заключении он не учитывал такие потери, поскольку прибор учета ФКУЗ «<данные изъяты>» установлен на линии балансового разграничения. Технологические потери тепловой энергии, связанные с ее передачей по тепловым сетям, находящимся в пользовании ИП Сусенкова В.В. учитываются при расчете тарифа на тепловую энергию.

Давая правовую оценку действиям Сусенкова В.В., суд исходит из признанных доказанными фактических обстоятельств уголовного дела, а также объема поддержанного государственным обвинителем обвинения.

В судебном заседании, государственный обвинитель, руководствуясь ст.246 УПК РФ, исключил из обвинения Сусенкова В.В. указание о незаконном им получении денежных средств в виде недополученного дохода по холодному водоснабжению и водоотведению в размере 2 660 844, 41 руб.

Суд соглашается с позицией государственного обвинителя, поскольку обвинение Сусенкова В.В. в этой части не нашло своего подтверждения в судебном заседании.

Как следует из существа предъявленного органом предварительного расследования обвинения, Сусенков В.В. в результате предоставления в Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству сведений о поставленном населению <данные изъяты> сельского поселения Смоленского района Смоленской области холодном водоснабжении – добываемой им артезианской воды, не имея на это соответствующей лицензии на добычу природного ресурса, незаконно получил субсидию из бюджета Смоленской области в виде компенсации выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на услуги холодного водоснабжения, водоотведение.

Между тем, действующим законодательством предоставление субсидии по возмещению недополученных доходов по холодному водоснабжению, водоотведению не поставлено в зависимость от наличия лицензии на добычу артезианской воды.

Каких-либо иных доказательств, подтверждающих совершение Сусенковым В.В. мошеннических действий в части компенсации выпадающих доходов по холодному водоснабжению, водоотведению органом предварительного расследования не представлено.

В судебном заседании достоверно установлено, что Сусенков В.В. представил в Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству заведомо недостоверные и несоответствующие действительности сведения, содержащие завышенные объемы поставленного им тепла, горячей воды и водоотведения населению д.<адрес>, в результате чего из бюджета Смоленской области Сусенкову В.В. были излишне выплачены денежные средства в виде субсидий в размере 11 747 457 рублей 80 копеек, из которых 9 811 732 рубля 13 копеек - компенсация выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию, 1 935 725 рублей 68 копеек - компенсация выпадающих доходов, возникающих вследствие установления льготных тарифов на услуги горячего водоснабжения, водоотведение.

Данными денежными средствами Сусенков В.В. завладел преступным путем и распорядился ими по своему усмотрению.

Мотивом действий подсудимого Сусенкова В.В. являлись корыстные побуждения, поскольку, похищая указанную сумму путем обмана, Сусенков В.В. преследовал цель изъятия денежных средств и незаконного обогащения.

Действия подсудимого Сусенкова В.В. суд квалифицирует по ч.4 ст.159 УК РФ, как мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное в особо крупном размере.

Оснований для квалификации действий подсудимого по ч.6 ст.159 УК РФ не имеется, поскольку содеянное им не подпадает под действие данного закона.

Психическое состояние подсудимого сомнений у суда не вызывает, последний на учете у врача психиатра и врача нарколога не состоит, в связи с чем суд признает его вменяемым по отношению к содеянному, подлежащим уголовной ответственности и наказанию за совершенное преступление.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, конкретные обстоятельства дела, данные о личности подсудимого, обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи.

Сусенков В.В. совершил умышленное преступление корыстной направленности против собственности, отнесенное уголовным законом к категории тяжких, ранее не судим, характеризуется исключительно положительно, неоднократно поощрялся благодарственными письмами, женат, имеет малолетнего ребенка.

В соответствии со ст.61 УК РФ суд признает в качестве смягчающих наказание обстоятельств признание вины, раскаяние в содеянном, активное способствование в расследовании преступления, выразившееся в даче подробных признательных показаний об обстоятельствах им содеянного, которые были положены судом в основу обвинительного приговора, заявление о чистосердечном признании, совершение преступления впервые, положительно характеризующие его данные, наличие на иждивении малолетнего ребенка и супруги, которая в настоящее время беременна, состояние его здоровья, а также его близких родственников.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, судом не установлено.

Суд не находит исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности совершенного преступления, позволяющих назначить наказание в соответствии со ст.64 УК РФ, а равно применения положений ч.6 ст.15 УК РФ об изменении категории совершенного преступления на менее тяжкое.

На основании изложенного, исходя из принципов справедливости, соразмерности и индивидуализации наказания, принимая во внимание характер и степень общественной опасности содеянного, обстоятельства дела, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, учитывая данные о личности подсудимого, его поведение после совершения преступления, суд считает возможным назначить Сусенкову В.В. наказание в виде лишения свободы условно с применением ст.73 УК РФ, возложив на него исполнение определенных обязанностей. Размер наказания суд определяет с учетом правил ч.1 ст.62 УК РФ.

Назначение дополнительного наказания в виде штрафа и ограничения свободы с учетом вида и размера определяемого основного наказания, имущественного положения подсудимого, а также принимая во внимание, что в настоящее время он признан несостоятельным (банкротом), суд считает нецелесообразным.

Гражданский иск по делу не заявлен.

Судьбу вещественных доказательств по настоящему уголовному делу суд разрешает в порядке, предусмотренном ст.81 УПК РФ.

Уголовное преследование по обвинению Сусенкова В.В. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.171 УК РФ, прекращено отдельным постановлением.

На основании изложенного, руководствуясь стст.296, 302, 307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать СУСЕНКОВА В.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 4 (четырех) лет лишения свободы.

На основании ст.73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком 3 года.

В соответствии с ч.5 ст.73 УК РФ обязать Сусенкова В.В. не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, один раз в месяц являться для регистрации в указанный орган в установленные им сроки.

Меру процессуального принуждения в виде обязательства о явке отменить по вступлению приговора в законную силу.

<данные изъяты>

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Смоленского областного суда через Смоленский районный суд Смоленской области в течение 10 суток со дня его провозглашения.

Председательствующий Т.В. Балалаева