НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.02.2021 № 88А-2605/2021

Дело № 88а-2605/2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего: Кулешовой Е.А.,

судей: Зеленского А.М., Жидковой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лебедева М.В. на решение Соломбальского районного суда города Архангельска от 30 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 17 июня 2020 года по административному делу № 2а-1226/2019 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску к Лебедева М.В. о взыскании задолженности по земельному налогу.

Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя Лебедевой М.В. – Усенко М.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - ИФНС России по городу Архангельску, Инспекция) с учетом уточненных требований обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лебедевой М.В. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 год в размере 92 352 рублей. В обоснование требований указано, что Лебедева М.В. является плательщиком налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов. Инспекцией в адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление, которое в установленный срок не исполнено, в связи с чем налоговым органом в отношении должника выставлено требование об уплате налога, которое также не исполнено.

Решением Соломбальского районного суда города Архангельска от 30 сентября 2019 года административное исковое заявление удовлетворено. Суд постановил взыскать с Лебедевой М.В. в пользу Инспекции земельный налог за 2015 год в размере 92352 рублей, с перечислением взысканных сумм на счет ИФНС России по г.Архангельску. Взыскать с административного ответчика в доход бюджета государственную пошлину в размере 2970 рублей 56 коп.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 17 июня 2020 года, вышеуказанное решение изменено в части и принято новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворено. Суд постановил взыскать с Лебедевой М.В. в доход соответствующего бюджета земельный налог за 2015 год в размере 92 352 рублей, с перечислением взысканных сумм на счет ИФНС России по городу Архангельску. Взыскать с административного ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2970 рублей 56 копеек.

На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких обстоятельств судом не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Частью 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу положений части 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных, образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Решением Совета депутатов города Полярные Зори от 19 ноября 2014 года № 562 «О ставках земельного налога на 2015 год» на 2015 год установлены ставки земельного налога в соответствии с требованиями части 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2015 году Лебедевой М.В. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> зори, <адрес>.

Согласно налоговому уведомлению от 08 октября 2016 года № 69226815 земельный налог на вышеуказанный земельный участок за 2015 года составил 27 338 рублей; при расчете применена налоговая ставка 0,3%.

В ходе анализа базы данных в 2018 году установлено, что при исчислении земельного налога за 2015 год налоговым органом применена некорректная налоговая ставка, в связи с чем Лебедевой М.В. через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 14148470 от 11 сентября 2018 года, в котором содержался перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению № 69226815 с учетом ранее уплаченного налога в размере 27 338 рублей. Административному ответчику в срок не позднее 03 декабря 2018 года было предложено доплатить доначисленный земельный налог за 2015 год в размере 109 352 рублей.

В связи с тем, что в установленный срок доначисленный налог не уплачен, налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование от 17 декабря 2018 года № 40915 об уплате земельного налога, которое не исполнено.

Судебный приказ мирового судьи судебного участка № 3 Соломбальского судебного района города Архангельска от 02 апреля 2019 года о взыскании задолженности по земельному налогу отменен по заявлению административного ответчика 09 апреля 2019 года.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд обоснованно исходил из того, что административный ответчик является плательщиком земельного налога, в связи с чем в его обязанности входит уплата налога по установленной налоговой ставке в предусмотренный законом срок; налоговым органом выполнены обязанности по направлению налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате доначисленного налога; срок для обращения в суд с настоящим административным иском налоговым органом не пропущен.

Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда признала эти выводы правильными, основанными на представленных в материалы дела доказательствах и требованиях материального закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям.

Принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> зори, <адрес>, на момент налогообложения - 2015 год имел вид разрешенного использования «для использования в целях обслуживания административного здания», то расчет земельного налога в отношении указанного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 2 статьи части 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и Решением Совета депутатов <адрес> № 562 от 19 ноября 2014 года «О ставках земельного налога на 2015 год» по ставке 1,5% является правильным.

Из постановления администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией от 18 февраля 2020 года № 129 «Об изменении разрешенного использования земельного участка» следует, что разрешенное использование спорного земельного участка изменено с 18 февраля 2020 года, что также подтверждает правильность исчисления налоговым органом земельного налога в 2015 году.

Вопреки доводам административного ответчика нахождение на спорном участке здания, в котором располагается фитнес-центр, не свидетельствует о том, что при разрешенном виде использования «для использования в целях обслуживания административного здания» налоговым органом подлежала применению ставка 0,3 % как для земельных участков, предназначенных для размещения объектов физкультуры и спорта.

Пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 03.09.2010 № ММВ-27-11/9/37 обмен регламентированной информацией между Росреестром и ФНС России осуществляется в электронной форме при представлении сведений в соответствии со статьями 85, 391, 396. 408 НК РФ.

Форма представления сведений Росреестром в налоговые органы о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества (форма по КПД 1114235) утверждена Приказом ФНС России от 10.04.2017 № ММВ-7-21/302

В соответствии с пунктом 1 Порядка заполнения указанной формы она заполняется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). В данной форме, в частности, по строке 1.1.6 указывается разрешенное использование земельного участка, по строке 1.1.7 - код разрешенного использования земельного участка

Таким образом, сведения о видах разрешенного использования налоговые органы получают из органов Росреестра. В целях исчисления земельного налога инспекция обязана использовать сведения, полученные в установленном порядке от уполномоченного органа.

Следовательно, предусмотренный Налогового кодекса Российской Федерации порядок применения при расчете земельного налога коэффициентов, предусмотренных решением Совета депутатов города Полярные Зори от 19 ноября 2014 года № 562 «О ставках земельного налога на 2015 год» на 2015 год и частью 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации не зависит от фактического использования земельного участка и устанавливается исходя из вида разрешенного использования, содержащегося в ЕГРН.

Решение суда об удовлетворении административного иска об оспаривании Лебедевой М.В. результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером отсутствует.

Административные исковые заявления, поданные в Мурманский областной суд (№ 9а-10/2019, № 9а-3/2020, №9а-7/2020), возвращены Лебедевой М.В. без рассмотрения по существу.

Доводы Лебедевойц М.В. о том, что к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению пункт 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым перерасчет в отношении земельного налога и налога на имущество физических лиц налогов не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов, обоснованно отклонен судом первой инстанции.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Федеральным законом от 3 августа 2018 года №334-Ф3 «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года №334-Ф3) статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (абзац второй пункта 2.1 статьи 52).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 334-ФЗ пункт 2.1, которым дополнена статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации, вступает в силу с 01 января 2019 года.

При этом Федеральным законом от 3 августа 2018 года №334-Ф3 не предусмотрено, что положения статьи 1, дополняющей статью 52 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 2.1, имеют обратную силу и распространяется на перерасчеты сумм налогов, осуществленные налоговыми органами до 01 января 2019 года.

Налоговое уведомление от № 14148470 от 11 сентября 2018 года о перерасчете земельного налога за 2015 год направлено налогоплательщику до вступления в силу статьи 1 названного Закона.

Поскольку, исходя из содержания абзаца первого пункта 2.1 статьи 52, правовое значение для начала его применения имеет момент направления налогоплательщику налогового уведомления (с календарным годом направления которого законодатель связывает возможность осуществления перерасчета сумм ранее исчисленных налогов), а оспариваемое налоговое уведомление направлено налогоплательщику до 01 января 2019 года, положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации на спорные правоотношения не распространяются.

Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Соломбальского районного суда города Архангельска от 30 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 17 июня 2020 года по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску к Лебедева М.В. о взыскании задолженности по земельному налогу, оставить без изменения, кассационную жалобу Лебедева М.В. - без удовлетворения.

Решение Соломбальского районного суда города Архангельска от 30 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 17 июня 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное определение изготовлено 09 марта 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: