НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Вологодского областного суда (Вологодская область) от 18.01.2017 № 33-357/2017

Судья Глатенко Ю.В.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 января 2017 года № 33-357/2017

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Коничевой А.А., Жидковой О.В.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,

при секретаре Вариной С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента лесного комплекса Вологодской области Никитиной Н.Е. на решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 09 ноября 2016 года, которым исковые требования заместителя прокурора Чагодощенского района удовлетворены.

На Департамент лесного комплекса Вологодской области в срок до <ДАТА> возложена обязанность ликвидировать свалки бытовых и иных отходов на земельных участках, расположенных в 3, 5, 6 выделах, кадастровом квартале №43 Белокрестского участкового лесничества.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., представителя ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области Солодягина А.В., судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Чагодощенского района Вологодской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Департаменту лесного комплекса Вологодской области и администрации муниципального образования поселок Сазоново об обязании ликвидировать свалки бытовых и иных отходов на земельных участках, расположенных в 5, 6, 7 выделах квартала №43 Белокрестского участкового лесничества.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки <ДАТА> администрацией Чагодощенского муниципального района мониторинга в лесном массиве около п.Сазоново вблизи ул.Хвойной обнаружен навал мусора. Проведенным осмотром земельного участка, расположенного в 5, 6, 7 выделах квартала №43 Белокрестского участкового лесничества, установлены несанкционированные свалки твердых бытовых и иных отходов.

С учетом измененных исковых требований просил обязать Департамент лесного комплекса Вологодской области ликвидировать свалки бытовых и иных отходов своими силами и за свой счет на земельных участках, расположенных в 3, 5, 6 выделах квартала №43 Белокрестского участкового лесничества в срок до <ДАТА>.

В судебном заседании заместитель прокурора Чагодощенского района Помазилкин Д.Е. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области Солодягин А.В. исковые требования не признал. Пояснил, что свалка располагается на землях лесного фонда, но одновременно эти участки в соответствии с генеральным планом включены в границы населенного пункта. Свалка состоит из бытового мусора. Полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов относятся к полномочиям администрации муниципального образования.

Представители Администрация муниципального образования п.Сазоново Чагодощенского муниципального района Вологодской области Леонтьева О.Ю. и Вилкова А.В. с заявленными требованиями на согласились, указав, что свалка располагается на землях лесного фонда, в связи с чем обязанность по ее ликвидации должна быть возложена на Департамент лесного комплекса.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Департамента лесного комплекса Вологодской области Никитина Н.Е. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, а также нарушения норм материального и процессуального права. Указывает на необоснованное применение судом Правил санитарной безопасности в лесах. В исковом заявлении отсутствует обоснование заявленных требований, что свидетельствует об их необоснованности. Лесной кодекс России включает в перечень мер санитарной безопасности в лесах только санитарно-оздоровительные мероприятия, а именно вырубку погибших и повреждений лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Департаменту не представляется возможным осуществить ликвидацию несанкционированных свалок бытовых и иных отходов за счет средств субвенций из федерального бюджета в рамках выполнения санитарно-оздоровительных мероприятий.

В возражениях на апелляционную жалобу Администрация муниципального образования п.Сазоново Чагодощенского муниципального района Вологодской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом с учётом фактических обстоятельств дела и требованиями действующего законодательства.

Из материалов дела следует, что на территории Чагодощенского муниципального района в лесном массиве около п.Сазонов, вблизи ул.Хвойной (координаты ... м.ш. ... град.в.д.) имеется факт несанкционированного размещения бытовых отходов.

Свалка твердых и бытовых отходов расположена в 3, 5, 6 выделах квартала №43 Белокрестского участкового лесничества. Данный земельный участок относится к землям лесного фонда, которые являются собственностью Российской Федерации.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года №414, исходил из того, что очистка лесов от захламлений и загрязнений и иного негативного воздействия осуществляется в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, обязанность по проведению которых на территории Вологодской области возложена на Департамент лесного комплекса Вологодской области, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требовании и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых и иных отходов на земельных участках, расположенных в 3,5,6 выделах квартала №43 Белокрестского участкового лесничества на Департамент лесного комплекса Вологодской области, с чем соглашается судебная коллегия.

Доводы апеллянта о том, что Департаменту лесного комплекса не представляется возможным осуществить ликвидацию несанкционированных свалок бытовых и иных отходов за счет средств субвенций из федерального бюджета в рамках выполнения санитарно-оздоровительных мероприятий, судебной коллегией признаются несостоятельными.

Пунктом 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение, в том числе, организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Департамента лесного комплекса Вологодской области по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на эти мероприятия нецелевым не является.

Довод апелляционной жалобы о том, что полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в том числе на территории земель лесного фонда, действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, судебной коллегией отклоняется.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14).

Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов;

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 года № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» пункт 18 части 1 статьи 14 и пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признан не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в них положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования - не предполагали и не предполагают возложения на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по ликвидации свалок на землях лесного фонда должна быть возложена на Департамент лесного комплекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции судебная коллегия признает законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 09 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента лесного комплекса Вологодской области Никитиной Н.Е. - без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: А.А. Коничева

О.В. Жидкова