НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 06.08.2019 № 33А-11355/19

Судья Додин Э.А. Дело № 33а-11355/2019

Учет №189а

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

6 августа 2019 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,

судей Шакуровой Н.К., Гафиятуллина Ш.Ш.,

при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе Хасаншина Фархада Абдул-Хамидовича на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 29апреля 2019 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны Республики Татарстан к Хасаншину Фархаду Абдул-Хамидовичу о взыскании задолженности по обязательным платежам, удовлетворить.

Взыскать с Хасаншина Фархада Абдул-Хамидовича, проживающего по адресу: <адрес>, в доход государства недоимки по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 14610 рублей, пени в размере 44 рублей 20 копеек, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 1197 рублей, пени в размере 7 рублей 49 рублей, на общую сумму 15858 рублей 69 копеек.

Взыскать с Хасаншина Фархада Абдул-Хамидовича в бюджет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан государственную пошлину в размере 634 рублей.

Выслушав представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны Республики Татарстан ГараеваД.М., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия

установила:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны Республики Татарстан (далее – ИФНС России по городу Набережные Челны Республики Татарстан) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Хасаншину Ф.А. о взыскании налоговой задолженности.

В обоснование требований указала, что Хасаншин Ф.А., являясь собственником транспортных средств, не исполнил обязанность по уплате транспортного налога за 2016 год в размере 14 610 рублей. В связи с нарушением Хасаншиным Ф.А. сроков оплаты транспортного налога налоговым органом ему начислены пени на сумму 44 рубля 20 копеек.

Кроме того, Хасаншину Ф.А. принадлежал земельный участок, на который налоговым органом также исчислен налог за 2015 и 2016 годы в общем размере 1197 рублей. В связи с тем, что указанный налог в установленный срок налогоплательщиком уплачен не был, ИФНС России по городу Набережные Челны Республики Татарстан ему начислены пени.

В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации должнику было направлено требование об уплате указанных сумм, которое осталось без исполнения.

9 июля 2018 года мировым судьей судебного участка № 3 по судебному району города Набережные Челны Республики Татарстан, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 6 по судебному району города Набережные Челны Республики Татарстан, был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика вышеуказанной задолженности, однако определением мирового судьи от 13 сентября 2018года этот судебный приказ отменен.

На основании изложенного ИФНС России по городу Набережные Челны Республики Татарстан просила взыскать с Хасаншина Ф.А. транспортный налог в размере 14 610 рублей и пени по нему в размере 44рублей 20копеек, налог на земельный участок физических лиц в размере 1 197рублей и пени по нему в размере 7 рублей 49 копеек.

Суд первой инстанции, придя к выводу о законности и обоснованности заявленных требований, принял решение об удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе Хасаншин Ф.А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что не получал налоговых уведомлений и требований об уплате транспортного и земельного налогов. Приводит доводы о том, что списки почтовых отправлений, представленные административным истцом суду, не подтверждают направление налоговым органом указанных документов почтовой корреспонденцией.

Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть первая статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса.

Таким образом, возникновение обязанности по уплате транспортного налога связано с фактом регистрации транспортного средства в органах государственной инспекции безопасности дорожного движения.

В силу положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.

В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 данного Кодекса (пункт 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (пункт 4).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Хасаншин Ф.А. в 2016 году являлся плательщиком транспортного налога, при этом не исполнил обязанность по его уплате в общем размере 14 610 рублей.

Кроме этого, по данным регистрирующего органа за ХасаншинымФ.А. в 2015- 2016 годах был зарегистрирован земельный участок, на который также исчислен налог за 2015 год в размере 1046 рублей, за 2016год в сумме 1 110 рублей.

Как следует из материалов дела, обязанность по уплате указанных налогов Хасаншин Ф.А. исполнил не в полном объеме. В частности, административным ответчиком за 2015 год уплачен земельный налог в размере 959 рублей, соответственно задолженность составляет 87 рублей, в связи с чем налоговым органом были начислены пени по земельному налогу за 2015 год в размере 4 рублей 81 копейки за период с 2 декабря 2016 года по 18 мая 2017 года, пени по земельному налогу за 2016 год в размере 3 рублей 36 копеек за период с 2 декабря 2017 года по 12 декабря 2017 года, а также пени по транспортному налогу в размере 44 рублей 20копеек за период с 2 декабря 2017 года по 12 декабря 2017 года.

В предусмотренный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок в адрес административного ответчика заказными письмами направлены требования №№23806, 41785 об уплате недоимки и пени.

Однако данную обязанность Хасаншин Ф.А. не исполнил, как в указанный требованием срок, так и в срок, установленный налоговым органом для добровольного погашения.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов с данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом.

Поскольку в установленный в требовании срок Хасаншиным Ф.А. налоговая задолженность не была уплачена, ИФНС России по городу Набережные Челны Республики Татарстан в течение вышеуказанного шестимесячного срока обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

9 июля 2018 года мировым судьей судебного участка № 3 по судебному району города Набережные Челны Республики Татарстан, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 6 по судебному району города Набережные Челны Республики Татарстан, был вынесен судебный приказ о взыскании с Хасаншина Ф.А. налоговой задолженности, который отменен определением мирового судьи от 13сентября 2018 года по заявлению Хасаншина Ф.А.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

После отмены судебного приказа административный истец в установленные законом сроки обратился в городской суд с настоящим административным иском.

При рассмотрении дела установлено, что Хасаншиным Ф.А. налоговая задолженность по налогам и пени в общем размере 15858рублей 69 копеек не была уплачена, следовательно судом первой инстанции правомерно удовлетворен административный иск.

Доводы Хасаншина Ф.А. о неполучении им налогового уведомления и требований об уплате налоговой задолженности не являются основанием для отмены решения суда, поскольку в подтверждение их отправления налоговым органом представлены списки почтовых отправлений с указанием фамилии адресата, номера почтового идентификатора, массы почтового отправления и платы за вес.

Суждение подателя жалобы о том, что списки почтовых отправлений, отправителем которых является филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Республике Башкорстан, не являются надлежащим доказательством направления документов налогоплательщику, отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 2293-р создано федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (город Москва), функции и полномочия учредителя которого осуществляет Федеральная налоговая служба России.

Согласно пункту 12 раздела II Устава федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (город Москва), утвержденного приказом Федеральной налоговой службы России от 24 декабря 2015 года № ММВ-7-1/596@, предметом и основной целью деятельности указанного учреждения является осуществление организационно-технического и информационного обеспечения деятельности Федеральной налоговой службы России и ее территориальных органов в пределах полномочий, переданных названному учреждению Федеральной налоговой службой России.

Приказом Федеральной налоговой службы России от 15 ноября 2013года № ММВ-7-1/507@ «О передаче функций централизованной печати и рассылки налоговых документов в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России» с 1 января 2014 года функции централизованной печати и рассылки налоговых документов (уведомлений, требований), осуществляемой посредством программного обеспечения АИС «Налог-ЦОД», переданы указанному учреждению.

В соответствии со статьей 1 данного Приказа Управлениям Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по централизованной обработке данных (С.Ю. Клочков) передать с 1 января 2014 года функции централизованной печати и рассылки налоговых документов (уведомлений, требований), осуществляемой посредством программного обеспечения АИС «Налог-ЦОД», в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в соответствии с Перечнем управлений Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации, осуществляющих централизованную печать и рассылку налоговых документов в соответствующих филиалах ФКУ «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы России (далее - Перечень), согласно Приложению № 1 к указанному Приказу.

Согласно данному Перечню, УФНС России по Республике Татарстан передало функции централизованной печати и рассылки налоговых документов (уведомлений, требований), осуществляемой посредством программного обеспечения АИС «Налог-ЦОД», в филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Республике Башкортостан. На этом основании отправителем налоговых уведомлений и требований ИФНС России по городу Набережные Челны Республики Татарстан обоснованно является филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Республике Башкорстан.

Не являются состоятельными также и доводы административного ответчика об отсутствии у налогового органа уведомления о вручении заказного отправления в силу того обстоятельства, что согласно пункту 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В связи с предоставлением налоговым органом данных о направлении заказных писем в адрес плательщика, судебная коллегия считает уведомление и требования полученными административным ответчиком. Доказательств обратного суду не представлено.

Иные доводы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к убеждению о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 29 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хасаншина Фархада Абдул-Хамидовича без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи