НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан) от 02.02.2021 № 2А-5226/20

Судья Галяутдинова Д.И. УИД 16RS0050-01-2020-012081-58

№ дела в суде первой инстанции 2а-5226/2020

№ дела в суде апелляционной инстанции 33а-2035/2021

Учет №192а

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

2 февраля 2021 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Трошина С.А.,

судей Гафиятуллина Ш.Ш., Шакуровой Н.К.,

при секретаре судебного заседания Ханнанове Д.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиШакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе Ищенко Венеры Райхановны на решение Приволжского районного суда города Казани от 20 октября 2020 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан о взыскании налоговой задолженности удовлетворить.

Взыскать с Ищенко Венеры Райхановны, <дата> года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход соответствующего бюджета в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан задолженность: по транспортному налогу за 2018 год в размере 50 664 рублей и пени за период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года в размере 153 рублей 26 копеек; по земельному налогу за 2018 год в размере 503 рублей и пени за период с 3 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года в размере 1 рубля 52 копеек, итого 51 321 рубль 78 копеек.

Взыскать с Ищенко Венеры Райхановны в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 1 739 рублей 65 копеек.

Выслушав представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан - Шилунову Ю.Р., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан (далее – Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Татарстан) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ищенко В.Р. о взыскании налоговой задолженности.

В обоснование требований указала, что Ищенко В.Р., являясь собственником транспортных средств, не исполнила обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год в размере 50 664 рублей. В связи с нарушением Ищенко В.Р. сроков оплаты транспортного налога налоговым органом ей начислены пени на сумму 153 рублей 26 копеек.

Кроме того, Ищенко В.Р. принадлежал земельный участок, на который налоговым органом также исчислен налог за 2018 год в размере 503 рублей. В связи с тем, что указанный налог в установленный срок налогоплательщиком уплачен не был, Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Татарстан ей начислены пени на сумму 1 рубля 52 копеек.

В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации должнику было направлено требование об уплате указанных сумм, которое осталось без исполнения.

21 февраля 2020 года мировым судьей судебного участка № 1 по Приволжскому судебному району города был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика вышеуказанной задолженности, однако определением мирового судьи от 7 апреля 2020 года этот судебный приказ отменен.

На основании изложенного Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Татарстан просила взыскать с Ищенко В.Р. транспортный налог в размере 50 664 рублей и пени по нему в размере 153 рублей 26 копеек, налог на земельный участок физических лиц в размере 503 рублей и пени по нему в размере 1 рубля 52 копеек.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда первой инстанции не явились. Извещены.

Суд первой инстанции, придя к выводу о законности и обоснованности заявленных требований, принял решение об удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе Ищенко В.Р. просит об отмене решения суда, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, допущенное при принятии обжалуемого решения. Обращает внимание, что по заявленным требованиям уже имеется вступившее в законную силу решение Приволжского районного суда города Казани от 18 мая 2020 года по делу №2а-2149/2020, которым суд взыскал с неё указанную налоговую задолженность, соответственно, оспариваемым решением с неё повторно была взыскана задолженность по уплате транспортного и земельного налогов. Кроме того, транспортное средство на протяжении длительного времени ей не принадлежит, поэтому взыскание транспортного налога является незаконным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Татарстан - Шилунова Ю.Р. полагала решение законным и обоснованным.

Административный ответчик Ищенко В.Р. в судебное заседание не явилась. Извещена.

Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть первая статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса.

Таким образом, возникновение обязанности по уплате транспортного налога связано с фактом регистрации транспортного средства в органах государственной инспекции безопасности дорожного движения.

В силу положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.

В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 данного Кодекса (пункт 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (пункт 4).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Ищенко В.Р. в 2018 году являлась плательщиком транспортного налога, при этом не исполнила обязанность по его уплате в общем размере 50 664 рублей.

Кроме этого, по данным регистрирующего органа за Ищенко В.Р. в 2018 году был зарегистрирован земельный участок, на который также исчислен налог за 2018 год в размере 503 рублей.

Как следует из материалов дела, обязанность по уплате указанных налогов Ищенко В.Р. не исполнила, в связи с чем налоговым органом были начислены пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 153 рублей 26 копеек за период с 3 по 16 декабря 2019 года, а также пени по земельному налогу за 2018 год в размере 1 рубля 52 копеек за период с 3 по 16 декабря 2019 года.

В предусмотренный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок в адрес административного ответчика заказным письмом направлено требование №62007 об уплате недоимки и пени.

Однако данную обязанность Ищенко В.Р. не исполнила, как в указанный требованием срок, так и в срок, установленный налоговым органом для добровольного погашения.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов с данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом.

Поскольку в установленный в требовании срок Ищенко В.Р. налоговая задолженность не была уплачена, Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Татарстан в течение вышеуказанного шестимесячного срока обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

21 февраля 2020 года мировым судьей судебного участка № 1 по Приволжскому судебному району был вынесен судебный приказ о взыскании с Ищенко В.Р. налоговой задолженности, который отменен определением мирового судьи от 7 апреля 2020 года по заявлению Ищенко В.Р.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

После отмены судебного приказа административный истец в установленные законом сроки обратился в районный суд с настоящим административным иском.

При рассмотрении дела установлено, что Ищенко В.Р. налоговая задолженность по налогам и пени в общем размере 51 321 рубля 78 копеек не была уплачена, следовательно судом первой инстанции правомерно удовлетворен административный иск.

Доводы Ищенко В.Р. о наличии решения, вынесенного по заявленным административным истцом требованиям 18 мая 2020 года, которым с неё взыскана указанная налоговая задолженность, подлежат отклонению, поскольку опровергаются решением Приволжского районного суда города Казани от указанной даты, согласно которому с Ищенко В.Р. взыскана задолженность по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, пеней за 2017 год (л.д. 47-52).

Доказательств того, что транспортное средство, за которое налоговым органом начислен транспортный налог, не принадлежит Ищенко В.Р., административным истцом в материалы дела, в нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к убеждению о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Приволжского районного суда города Казани от 20 октября 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ищенко Венеры Райхановны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 12 февраля 2021 года