НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан) от 10.11.2020 № 2-500/20

Советский районный суд г. Махачкалы РД

Судья Омарова М.А.

Дело №2-500/2020г.

УИД: 05RS0038-01-2019-008873-04

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 ноября 2020 года № 33-4248/2020, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Загирова Н.В.

судей Бейтуллаевой З.А. и Алиевой Э.З.

при секретаре судебного заседания Магомедовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан обязать считать заключенным договор и включенной в Федеральную программу «Земский доктор», выплатить единовременную компенсационную выплату в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и обязать направить в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявку на получение межбюджетных трансфертов из расчета 1000000 рублей для последующего предоставления Мамаевой А.И. единовременной компенсационной выплаты.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Бейтуллаевой З.А., объяснения истца Мамаевой А.И. и адвоката Абакаровой П.Н. в её интересах, просивших решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Дагестан Ибрагимова А.Т., просившего в иске отказать, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

Абакарова П.Н. обратилась в суд в интересах ФИО2 с иском к Министерству здравоохранения Республики Дагестан (далее - Министерство здравоохранения РД) обязать считать заключенным договор и включенной в Федеральную программу «Земский доктор», выплатить единовременную компенсационную выплату в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», направить в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявку на получение межбюджетных трансфертов из расчета 1000000 рублей для последующего предоставления Мамаевой А.И. единовременной компенсационной выплаты, указав в обоснование иска на то, что с 2012 года в Российской Федерации действует Федеральная программа поддержки молодых врачей, практикующих в сельской местности, - «Земский доктор». По условиям программы молодые специалисты, в возрасте до 35 лет, приехавшие на работу в сельскую местность с целью осуществления трудовой деятельности, согласно Федеральному закону от 29 ноября 2010г. П326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" вправе рассчитывать на компенсационную выплату в размере 1000000 (одного миллиона) рублей.

В 2012 году Мамаева А.И. окончила Дагестанскую государственную медицинскую академию с присуждением квалификации врача, по специальности «Лечебное дело», после чего прошла ординатуру в ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России (Сертификат №0130240305891, протокол №009 от 31.07.2014г).

По окончании обучения обратилась в Министерство здравоохранения РД, сказав, что она готова переехать для работы в сельскую местность по программе «Земский доктор».

Приказом Министра здравоохранения РД от 05.12.2014г за №147-К-лс Мамаева А.И. была направлена в распоряжение главного врача ГБУ РД «Буйнакская центральная районная поликлиника», для трудоустройства по специальности врач акушер-гинеколог Карамахинской УБ ГБУ РД «Буйнакская центральная районная поликлиника».

Приказом главного врача ГБУ РД «Буйнакской ЦРП» от 26.02.2015 года за №86 истица была принята на постоянную работу на 1,0 ст. на должность врача акушера - гинеколога с 25.02.2015г., за счет дополнительно выделенного штата (основание: приказ МЗРД №04-06-158 от 25.02.2015г.). 11.01.2016 года с истицей был заключен трудовой договор на неопределенный срок.

После этого Мамаевой А.И. были собраны все документы, необходимые для заключения Договора с Министерством здравоохранения Республики Дагестан в соответствии с правом, предусмотренным 4.12.1 статьи 51 ФЗ-326 от 29.11.2010 года «Об обязательном медицинском страховании в РФ», Постановлением Правительства Республики Дагестан №34 от 10.02.2010 г. «О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2014-2015г.г. после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельскую местность в сельский населенный пункт Республики Дагестан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан из другого населенного пункта», которым утвержден Порядок заключения с медицинским работником в возрасте до 35 лет, переехавшим на работу в сельский населенный пункт РД из другого населенного пункта, договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Указанный перечень документов, а также письменное заявление истицы от 15.11.2015г на предоставление единовременной компенсационной выплаты были направлены непосредственно главному врачу ГБУ РД «Буйнакский ЦРП» Татаеву Т. А., поскольку им было разъяснено, что он согласно разъяснениям Минздрава РД) как главный врач, на правах работодателя должен подать заявку на специалиста, заполненную по форме, установленной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования вместе с представленными специалистом документами в Министерство здравоохранения Республики Дагестан.

В 2015 году на неоднократные обращения истицы по поводу компенсационной выплаты как непосредственно к главному врачу Татаеву Т. А., так и в Министерство здравоохранения РД, ей отвечали, что заявка о предоставлении компенсационной выплаты медицинским работникам по программе «Земский доктор», как в отношении нее и других лиц, направлена в Министерство здравоохранения РД, что истице необходимо подождать ответа из Москвы.

В связи с тем, что неоднократные обращения Мамаевой А.И. оставались без внимания, 10.11.2015г и 24.02.2016г она обратилась с письменным заявлением на имя министра здравоохранения РД. 12.02.2018 года истицей был получен ответ из Министерства здравоохранения РД, за подписью начальника управления государственной службы, кадров и правового обеспечения Министерства здравоохранения РД Асадулаева В.В.

Согласно полученному ответу о том, что в 2014 году, учитывая напряженное исполнение и высокий уровень дефицита республиканского бюджета РД, на республиканском уровне данный нормативный акт не был принят, в связи с чем у Министерства здравоохранения РД отсутствовали основания для заключения в 2014 году договоров с медицинскими работниками в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2014 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта. Указывает, также что, к сожалению, вопрос утверждения проекта задним числом не предусмотрен.

Истец полагает, что указанные обстоятельства не должны отражаться на ее правах, предусмотренных статьей 51 ФЗ № 326 от 29.11.2010г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Федеральная программа «Земский доктор», действующая с 2012 года, продлена на 2014 - 2015 год. Приказом министра здравоохранения РД от 05.12.2014г за №147-К-лс Мамаева А. И. была направлена в распоряжение главного врача государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Буйнакский ЦРП» для трудоустройства по специальности, что говорит о том, что здравоохранение нуждалось в специалисте её профиля в ГБУ РД «Буйнакский ЦРП».

По указанным основаниям и с учетом того, что Федеральная программа «Земский доктор» продлена на 2014 - 2015гг.г., возраст Мамаевой А. И. не превышает 35 лет, а трудовой договор заключен с ней на неопределенный срок, а также с учетом того, что по независящим от неё причинам она не была включена в список лиц, на получение единовременной компенсационной выплаты, просит суд обязать ответчика устранить допущенное нарушение её прав.

Факт прибытия истицы 26.02.2015 в распоряжение главного врача государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Буйнакский ЦРП» для трудоустройства по специальности в сельский населенный пункт на работу после окончания высшего медицинского профессионального образовательного учреждения, подтверждается приказом №86 от 26.02.2015 года, а так же записью в трудовой книжке. Из данного приказа следует что Мамаева А. И. принята на работу в ГБУ РД «Буйнакский ЦРП» на должность врача акушера - гинеколога с 25.02.2015 года., за счет дополнительно выделенного штата. Главный врач больницы Татаев Т. А. является работником Министерства здравоохранения РД и работодателем Мамаевой А.И.

Мамаевой А.И. были предоставлены все необходимые документы для заключения договора с Министерством здравоохранения РД о предоставлении компенсационной выплаты.

При указанных обстоятельствах Министерство здравоохранения РД обязано было заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты с Мамаевой А. И.

Согласно ст. 7 Закона Республики Дагестан от 13.01.2005 N 6 «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан сел. Карамахи Буйнакского района РД, входящее в МО «Буйнакский район» наделено статусом «сельское поселение», т.е. является сельским населенным пунктом.

По изложенным основаниям просит обязать Министерство здравоохранения РД считать заключенным договор с Мамаевой А. И., и включенной в Федеральную программу «Земский доктор», обязать Министерство здравоохранения РД выплатить Мамаевой А.И., единовременную компенсационную выплату в соответствии со ст.51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан направить в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявку на получение межбюджетных трансфертов из расчета 1000000 (один млн.) рублей, для последующего предоставления Мамаевой А.И. единовременной компенсационной выплаты.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 28 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований Мамаевой А.И. отказано.

На указанное решение представителем истца Абакаровой П.Н. подана апелляционная жалоба, при рассмотрении и которой суд апелляционной инстанции определением от 21 октября 2020 года перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции по существу истец Мамаева А.И. уточнила свои исковые требования, просила обязать Министерство здравоохранения РД заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренный частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», по программе «Земский доктор» с момента её обращения в Министерство здравоохранения РД с заявлением о его заключении - с 15 ноября 2015 года и выплатить единовременную компенсационную выплату в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

От иска в части обязания Министерства здравоохранения РД направить в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявку на получение межбюджетных трансфертов из расчета 1000000 рублей для последующего предоставления Мамаевой А.И. единовременной компенсационной выплаты Мамаева А.И. отказалась.

Определением от 10 ноября 2020 года отказ от иска принят судом апелляционной инстанции, производство по делу в этой части прекращено.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца Мамаевой А.И., её представителя Абакаровой П.Н., просивших исковые требования удовлетворить, представителя ответчика Министерства здравоохранения РД Ибрагимова А.Т., просившего в удовлетворении исковых требований отказать, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, судебное заседание по делу было назначено судом первой инстанции на 4 февраля 2020 года, отложено на 5 февраля 2020 года, о чем истец Мамаева А.И. не была извещена. 5 февраля 2020 года начато судом первой инстанции начато рассмотрение настоящего гражданского дела по существу в отсутствие истца Мамаевой А.И., объявлен перерыв, 28 февраля 2020 года рассмотрение дела продолжено в отсутствие истца, по делу постановлено обжалуемое судебное решение.

Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении истца Мамаевой А.И. о месте и времени судебного заседания на указанную дату.

На л.д. 109 имеется судебное извещение, адресованное истцу, однако сведения о его вручении адресату в материалах дела отсутствуют.

На л.д. 49 и 110 имеется расписка Мамаевой А.И. о ее согласии на получение от суда СМС-сообщений на номер мобильного телефона, однако сведений о направлении истцу СМС-сообщений о месте и времени судебного заседания в материалах дела не имеется.

Из протокола судебного заседания Советского районного суда г. Махачкалы от 28 февраля 2020 года следует, что судом не обсуждался вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие Мамаевой А.И.

Из изложенного следует, что у суда первой инстанции не имелось предусмотренных ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для рассмотрения дела в отсутствие истца.

Извещение судом представителя истца о времени и месте рассмотрения дела само по себе не освобождало суд от обязанности известить самого истца Мамаеву А,И. о рассмотрении дела, так как частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданам предоставлено право вести дело в суде лично, имея вместе с тем и представителя по этому делу.

Согласно части 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд (часть 3 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", в подготовительной части судебного разбирательства надлежит устанавливать, извещены ли неявившиеся лица о времени и месте судебного заседания с соблюдением требований закона о необходимости вручения копий искового заявления ответчику и третьим лицам и извещений всем участвующим в деле лицам в срок, достаточный для своевременной явки в суд и подготовки к делу (статьи 113, 114 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Этот срок должен определяться в каждом случае с учетом места жительства лиц, участвующих в деле, их осведомленности об обстоятельствах дела, возможности подготовиться к судебному разбирательству, а также сложности дела.

Приведенные выше требования судом первой инстанции при рассмотрении данного дела нарушены.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются как рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

По изложенным основаниям решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Разрешая требования Мамаевой А.И. по существу, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ) установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014, действовавшей на момент обращения Мамаевой А.И. в Министерство здравоохранения РД с заявлением о заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты,

В 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее - договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника. Действие данной программы было продлено. В 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.

Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.

В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:

1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;

2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;

3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.

В последующие годы в Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ вносились изменения, единовременные компенсационные выплаты предусматривались медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок в 2016 и 2017 годах.

В соответствии со статьей 12.4 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом.

Контроль за использованием средств, предусмотренных на финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, осуществляется Федеральным фондом, территориальными фондами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации (статья 12.5 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).

С 2012 года программа «Земский доктор» реализуется в Республике Дагестан в соответствии с п остановлением Правительства РД от 10.02.2012 N 34 "О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан из другого населенного пункта", которым утвержден Порядок заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан из другого населенного пункта (далее – Порядок).

Согласно пунктам 1-2 Порядка Договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан из другого населенного пункта заключается Министерством здравоохранения Республики Дагестан.

В соответствии с п. 4 Порядка заключения договоров Министерство здравоохранения РД в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления рассматривает его и принимает решение о заключении договора или об отказе в его заключении.

Согласно п. 5 Порядка решение об отказе в заключении договора принимается Министерством в следующих случаях:

1) представление документов, не соответствующих требованиям пункта 3 настоящего Порядка;

2) представление документов, содержащих недостоверные сведения;

3) представление документов не в полном объеме;

4) несоответствие медицинских работников, подавших заявление, требованиям пункта 2 настоящего Порядка.

Министерство уведомляет медицинского работника о принятом решении о заключении с ним договора или об отказе в заключении договора в течение 3 дней со дня принятия решения.

В случае принятия решения о заключении договора с медицинским работником договор заключается в течение 10 рабочих дней с даты уведомления медицинского работника (пункт 6 Порядка).

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ в целях организации работ по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам Правительством РД также принято постановление от 22.12.2014 N 662 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан" (вместе с "Перечнем мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Развитие здравоохранения Республики Дагестан", "Методикой оценки эффективности реализации государственной программы Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан" и ее подпрограмм", "Методикой оценки эффективности реализации подпрограммы "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-социальной помощи" государственной программы Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан", "Методикой оценки эффективности реализации подпрограммы "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" государственной программы Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан", "Методикой оценки эффективности реализации подпрограммы "Охрана здоровья матери и ребенка в Республике Дагестан" государственной программы Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан", "Методикой оценки эффективности реализации подпрограммы "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" государственной программы Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан", "Методикой оценки эффективности реализации подпрограммы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" государственной программы Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан", "Методикой оценки эффективности реализации подпрограммы "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях" государственной программы Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан", "Методикой оценки эффективности реализации подпрограммы "Здоровье пожилых людей в Республике Дагестан" государственной программы Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан", "Методикой оценки эффективности реализации подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" государственной программы Республики Дагестан "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан").

Согласно данному постановлению ответственным исполнителем Подпрограммы является Министерство здравоохранения Республики Дагестан.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мамаева А.И., 1988 года рождения, уроженка села Карамахи Буйнакского района республики Дагестан, в 2010 году в связи со вступлением в брак переехала на постоянное место жительства в село Чанкурбе Буйнакского района Республики Дагестан, где зарегистрирована с 12 ноября 2010 года. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями истца, паспортом Мамаевой А.И. серии 82 10 897904, выданным Мамаевой А.И. 12 ноября 2010 года.

В 2012 году Мамаева А.И. окончила Дагестанскую государственную медицинскую академию с присуждением квалификации врача по специальности «Лечебное дело», в июле 2014 года окончила ординатуру в ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, что подтверждается исследованными в судебном заседании суда апелляционной инстанции в оригинале диплома и сертификата специалиста, выданных на имя ФИО2..

Приказом Министерства здравоохранения Республики Дагестан № 147-К-лс от 5 декабря 2014 года направлена в распоряжение главного врача Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Буйнакская центральная районная поликлиника» для трудоустройства по специальности врач акушер-гинеколог Карамахинской участковой больницы.

Приказом № 86 от 26 февраля 2015 года Вр.и.о. главного врача Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Буйнакская центральная районная поликлиника» Мамаева А.И. переведена на должность врача акушера-гинеколога Карамахинской участковой больницы на постоянную работу на 1,0 ставки, где работает по настоящее время. Местом работы истца является структурное подразделение работодателя - Карамахинская участковая больница, расположенная по адресу: Республика Дагестан, Буйнакский район, село Карамахи, то есть в сельской местности.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что Мамаева А.И. в соответствии с положениями части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" как медицинский работник, прибывший в 2015 году на работу на основании трудового договора в учреждение здравоохранения, расположенное в сельской местности на территории Республики Дагестан, с учетом её возраста приобрела право на предоставление единовременной компенсационной выплаты.

Часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть первая статьи 67 ТК РФ).

Частью первой статьи 68 ТК РФ предусмотрено, что прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

В рассматриваемом случае трудовой договор с Мамаевой А.И. заключен Государственным бюджетным учреждением Республики Дагестан «Буйнакская центральная районная поликлиника» 11 января 2016 года, спустя более 10 месяцев после принятия её на работу. По мнению суда апелляционной инстанции, данное обстоятельство правового значения при разрешении спора не имеет и на возникновение к Мамаевой А.И. права на получение единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский доктор» не влияет.

Как установлено судом, трудовые отношения между Мамаевой А.И. и Государственным бюджетным учреждением Республики Дагестан «Буйнакская центральная районная поликлиника» возникли с 26 февраля 2015 года, что подтверждается приказом приказом Вр.и.о. главного врача Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Буйнакская центральная районная поликлиника» № 86 от 26 февраля 2015 года, которым Мамаева А.И. переведена на должность врача акушера-гинеколога Карамахинской участковой больницы на постоянную работу на 1,0 ставки. Следовательно, с указанной даты между работодателем и истцом возникли бес срочные трудовые отношения.

Судом также установлено, что 10 ноября 2015 года Мамаева А.И. обратилась в Министерство здравоохранения РД с заявлением о включении в программу «Земский доктор» для получении единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", представила необходимые документы.

Не получив ответа на свое обращение, она повторно обратилась к ответчику с указанным заявлением 24 февраля 2016 года и 30 января 2018 года.

Лишь 12 февраля 2018 года Мамаевой А.И. получен ответ о том, ввиду напряженного исполнения и высокого уровня дефицита бюджета Республики Дагестан в 2014 году нормативный акт субъектом РФ не был принят, в связи с чем в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты истцу отказано.

Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 1868-О, от 27 октября 2015 г. N 2483-О).

Таким образом, при наличии у медицинского работника, прибывшего на работу в сельскую местность для осуществления на основании трудового договора трудовой деятельности в учреждении здравоохранения, права на получение единовременной компенсационной выплаты в соответствии с положениями Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" произвольный отказ от исполнения субъектом Российской Федерации публично-правовых обязательств по материальной поддержке таких работников является недопустимым.

Право медицинских работников в возрасте до 45лет, имеющих высшее медицинское образование, на предоставление им единовременной компенсационной выплаты в 2015 году связано в силу приведенного выше правового регулирования с фактом прибытия медицинского работника в сельскую местность, расположенную на территории Республики Дагестан, с целью осуществления в этой местности трудовой деятельности в учреждении здравоохранения на основании трудового договора, и обращения такого работника с приложением необходимых документов в Министерство здравоохранения Республики Дагестан с заявлением о заключении с ним договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Мамаевой А.И. все установленные нормативными правовыми актами условия для получения спорной выплаты соблюдены.

Ввиду этого отказ Министерства здравоохранения РД от заключения с Мамаевой А.И. договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", не соответствует закону, а потому является неправомерным.

Ссылка представителя ответчика в обоснование отказа Мамаевой А.И. в заключении указанного договора на то, что на момент обращения истца в Министерство здравоохранения РД предельный объем выделенных на эти цели в 2015 году денежных средств был исчерпан, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан считает несостоятельными.

Мамаева А.И. в соответствии с положениями части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" как медицинский работник, прибывший в 2015 году на работу на основании трудового договора в учреждение здравоохранения, расположенное в сельской местности на территории Республики Дагестан, приобрела право на предоставление единовременной компенсационной выплаты и, следовательно, была вправе рассчитывать на получение спорной выплаты в 2015 году. Отсутствие же у субъекта Российской Федерации (Республики Дагестан) бюджетных средств на эти цели (исчерпание бюджетных средств) не может являться препятствием к реализации предоставленного истцу права на предоставление ей единовременной компенсационной выплаты и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности предпринять необходимые меры по обеспечению Мамаевой А.И. такой выплатой путем заключения с ней соответствующего договора.

Разрешая спор, суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что исходя из положений статей 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации Мамаева А.И. не является субъектом бюджетных отношений, поэтому её право на получение единовременной компенсационной выплаты, установленной Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и нормативными правовыми актами Республики Дагестан, не может быть поставлено в зависимость от распределения бюджетных средств, предусмотренных на реализацию в Забайкальском крае мероприятий по обеспечению такой выплатой медицинских работников, прибывших в 2015- 2017г.г. на работу на основании трудового договора в учреждение здравоохранения, расположенное в сельской местности на территории Республики Дагестан.

По изложенным основаниям требования истца в части обязания Министерства здравоохранения РД заключить с ФИО1 договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренный частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», по программе «Земский доктор» с момента обращения Мамаевой А. И, с заявлением о его заключении - с 15 ноября 2015 года и выплатить единовременную компенсационную выплату в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» подлежат удовлетворению.

Представителем ответчика заявлено о применении срока давности, установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Таких оснований для отказа мамаевой А.И. в иске судом апелляционной инстанции не усмотрено.

Согласно ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как установлено судом, на свои обращения в Министерство здравоохранения РД с заявлениями о заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты Мамаева А.И. получила ответ об отказе в заключении договора лишь в феврале 2018 года (письмо за № 14-03/10-25 от 12 февраля 2020 года).

Исковое заявление мамаевой А.И. поступило в Советский районный суд г. Махачкалы 13 декабря 2019 года, до истечения срока исковой давности.

Судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований истца об обязании Министерства здравоохранения РД считать заключенным с Мамаевой А.И. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренный частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и включенной в Федеральную программу «Земский доктор».

В силу ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Из установленных судом при рассмотрении настоящего гражданского дела обстоятельств следует, что сторонами соглашение о заключении договора на предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» условиях не достигнуто.

Напротив, из письменного ответа Министерства здравоохранения РД за № 14-03/10-25 от 12 февраля 2018 года следует, что в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты ответчиком Мамаевой А.И. отказано.

Руководствуясь ч. 5 ст. 330, ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

определила:

Решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 28 февраля 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО2 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан заключить с ФИО1 договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренный частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», по программе «Земский доктор» с момента обращения Мамаевой А.И, с заявлением о его заключении - с 15 ноября 2015 года и выплатить единовременную компенсационную выплатув соответствии со ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В остальной части исковые требования ФИО2оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан.

Председательствующий:

Судьи: