НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Сахалинской области от 08.11.2021 № А59-76/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Коммунистический проспект, д. 28, г. Южно-Сахалинск, 693000

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск

Дело № А59-76/2021

26 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 26 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Зуева М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мошенским П.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН: 1026501179891, ИНН: 6502004070) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Сахалинской области «Смирныховская центральная районная больница» (ОГРН: 1026500916155, ИНН: 6514000088) о взыскании 102 082 рублей 95 копеек ущерба, причиненного в связи с неправомерным проставлением класса условий труда,

при участии:

от Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области – Ляшко А.В. по доверенности от 19.10.2021 № 221 и Екимовой А.М. по доверенности от 01.10.2021 № 75 в режиме веб-онлайн конференции,

от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области «Смирныховская центральная районная больница» – представитель не явился,

от третьего лица:

от Бондаренко Ольги Александровны – представитель не явился,

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) (далее – управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Сахалинской области «Смирныховская центральная районная больница» (далее – ответчик, ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ») с указанным иском.

В обоснование исковых требований истцом указано, что по результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) от 29.05.2015, проведенной ответчиком по структурному подразделению «психиатрическое отделение» оценены 4 рабочих места по должности «медицинская сестра (палатная)», по которым установлены допустимые (2 класс) условия труда. При этом ответчик, являющийся работодателем для третьего лица – Бондаренко О.А. – как страхователь подавал на указанное застрахованное лицо в период с 29.05.2015 по 31.12.2018 данные с кодом «27-2 2260000В». То есть с установлением класса условий труда не ниже вредных (3 класс с подклассами первой, второй, третьей и четвертой степени), опасных условий труда (4 класс), и соответственно, уплачивал дополнительный тариф. В связи с неправомерным присвоением ответчиком класса условий труда и уплатой дополнительного тарифа, истец без оснований начислил и выплатил Бондаренко О.А. пенсию в размере 102 082 рублей 95 копеек. В целях досудебного урегулирования спора истец направил ответчику претензию с требованием уплаты вышеуказанной суммы денежных средств. Поскольку требования претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определением от 18.01.2021, исковое заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ без вызова сторон на основании имеющихся в деле доказательств. Указанным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Бондаренко Ольгу Александровну (далее – третье лицо, Бондаренко О.А.). Лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов и возражений.

Ответчик в отзыве на иск возражал против удовлетворения исковых требований. Согласно возражениям, за период с 29.05.2015 по настоящее время дополнительный тариф на Бондаренко О.А. проставлялся по коду «22», то есть начисление 6 % - Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным пунктом 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации. Для начисления страховых взносов при установлении класса условий труда – опасный, вредный необходимо в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета проставлять код «23» - 8 % страховой взнос, «24» - 7 % страховой взнос соответственно, в связи с чем, основания для начисления пенсии у истца отсутствовали.

В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, суд пришел к выводу о том, что имеются основания для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, предусмотренные пунктом 2 части 5 статьи 227 АПК РФ. В связи с чем, определением от 15.03.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Третье лицо в пояснениях по доводам иска возражало против удовлетворения исковых требований. Согласно возражениям, Бондаренко О.А. по настоящее время работает палатной медицинской сестрой психиатрического отделения ГБУЗ «Смирныховская ЦРБ». Согласно карты аттестации рабочего места по условиям труда № 81, проведенной в 2013 году, по ее должности установлена общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса, класс условий труда – 3.1. Кроме этого, право на досрочное назначение страховой пенсии среднему медицинскому персоналу назначается, в том числе в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (пункт 20 части 1, части 2 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, подпункт «н» Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665). Досрочно страховая пенсия на основании Постановления Правительства № 781 предоставляется медицинским работникам независимо от класса условий труда на рабочем месте, установленного результатами СОУТ (АРМ). В связи с чем, полагает, что выплаты работодателем дополнительного тарифа по коду 22 в размере 6 %, который относится к степени вредности, классифицируемой по 3 классу «Вредный», были осуществлены им правомерно, и пенсия по старости ей была назначена на законном основании.

Через систему «Мой Арбитр» 04.10.2021  от Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области поступило заявление о процессуальном правопреемстве, которое мотивировано тем, что Отделение является правопреемником истца по настоящему делу.

Ответчик и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

После перерыва в судебном заседании представители истца требования поддержали по основаниям, изложенным в иске с учетом возражений на отзыв и дополнительных пояснений от 17.08.2021.

Заслушав представителей истца, исследовав материалы дела, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

В обоснование заявления о правопреемстве указано, что Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) прекратило деятельность в качестве юридического лица, в связи с присоединением его к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области.

Согласно пункту 6 Положения об Отделении, утвержденному постановлением Правления ПФР от 29.04.2021 № 147п, оно является юридическим лицом, может быть истцом и ответчиком в суде. В силу пункта 11.5 Положения об отделении, Отделение осуществляет принятие решений (распоряжений), осуществляемых в беззаявительном порядке, в том числе о перерасчете размеров (корректировке, индексации) пенсий, пособий и иных социальных выплат, о приостановлении, прекращении, возобновлении, продлении выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат, о выплате сумме страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии и иных социальных выплат.

На основании пунктов 11.9, 11.16 Положения об отделении, Отделение осуществляет ведение и учет выплатных дел и лицевых счетов получателей пенсий, пособий и иных социальных выплат, в том числе в электронном виде, осуществление контроля за правильностью начисления сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат. В силу пунктов 11.24 и 11.25 Положения, Отделение осуществляет контроль за достоверностью представленных страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также принятие решений и организацию работы по взысканию финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ, правопредшественником Отделения является, в том числе, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН: 1206501179891, ИНН: 6502004070), о чем в ЕГРЮЛ была внесена запись 29.09.2021 за ГРН 2216500114796.

Согласно записи ГРН 2216500114796 от 29.09.2021 в отношении Отделения была завершена реорганизация в форме присоединения к нему другого юридического лица (юридических лиц).

Таким образом, после прекращения деятельности на территории Сахалинской области вышеуказанного управления, все вопросы выплаты пенсий перешли к Отделению.

На основании вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости произвести замену истца с управления на отделение.

Как следует из материалов дела, 27.04.2020 управлением, являвшимся территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, было принято решение о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) № 15317/20.

Согласно указанному решению, Бондаренко О.А. была назначена страховая пенсия по старости с 08.02.2020 бессрочно. Также была установлена фиксированная выплата к страховой пенсии в размере 8 529 рублей 38 копеек, из которых 2 843 рубля 13 копеек – повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), 5 686 рублей 25 копеек – фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 и 2 статьи 16 Федерального закона № 400-ФЗ.

Управлением 12.08.2020 был составлен акт по результатам документальной проверки факта льготной работы Бондаренко О.А., 08.02.1975 г.р., № 18 (далее – акт от 12.08.2020 №18). В соответствии с указанным актом сотрудником управления в присутствии сотрудника ответчика была проведена документальная проверка первичных документов на Бондаренко (Попкову) О.А., по факту работы по профессиям (в должностях), дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ за период работы с 29.05.2015 по 31.12.2018.

По результатам проведенной проверки было установлено, что с 29.05.2015 по 31.12.2018 страхователем неправомерно проставлен код 27-2 2260000В, так как класс условий труда по результатам специальной оценки условий труда, проведенной 29.05.2015, составил 2,0 (допустимый класс). Указанное обстоятельство в силу пункта 6 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ исключает применение условий досрочного назначения страховой пенсии по старости, для применения которых условия труда должны быть отнесены к вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В соответствии с актом от 12.08.2020 № 18 ответчику было предложено представить новую справку о стаже на соответствующих видах работ с указанием класса условий труда, корректирующие формы СЗВ-6-4 и СЗВ-СТАЖ за 2015, 2016, 2017 и 2018 годы.

Управлением 31.08.2020 было вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии № 17, в соответствии с которым выплата пенсии, установленной третьему лицу, была прекращена с 01.09.2020.

Решением о прекращении выплаты пенсии от 31.08.2020 № 0001 управление прекратило выплату пенсии по старости с 01.09.2020 в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона № 400-ФЗ.

Согласно истории выплат за период с 01.01.2020 по 30.09.2020, пенсия – (10.40) Страховая пенсия по старости/Тяжелые условия (Список 2) в пользу Бондаренко О.А. управлением была произведена выплата денежных средств в сумме 60 416 рублей 44 копейки и 41 666 рублей 51 копейки, итого – 102 082 рубля 95 копеек.

Управлением 15.09.2020 был составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии № 2/20, в соответствии с которым управление в отношении Бондаренко О.А. выявило факт излишней выплаты пенсии за период с 08.02.2020 по 31.08.2020 в сумме 102 082 рублей 95 копеек.

С учетом указанных обстоятельств 28.09.2020 управлением ответчику направлено требование «О факте переплаты пенсии» №2977, которым ответчику предложено вернуть денежные средства в сумме 102 082 рублей 95 копеек, неправомерно выплаченные Бондаренко О.А. вследствие подачи ответчиком недостоверных сведений и неправомерного начисления им дополнительного тарифа страховых взносов в отношении данного застрахованного лица.

Поскольку требования претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с указанным иском.

Как усматривается из искового заявления, требования истца обоснованы тем, что ответчик, начиная с 29.05.2015 безосновательно относил выполняемую Бондаренко О.А. работу по должности «медицинская сестра палатная» к классу условий труда 3.1., проставляя в формах отчетности, поданных в отношении застрахованного лица, в таблице «Период работы за последние три месяца отчетного периода» в столбце «Особые условия труда (код)» код 27-2 2260000В.

Страхователем третьего лица в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является ответчик.

Исходя из присвоенного класса условий труда ответчиком в отношении застрахованного лица Бондаренко О.А. в формах отчетности, поданных в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в таблицах форм «Период работы за последние три месяца отчетного периода» в столбце «Особые условия труда (код)» проставлялся код 27-2 2260000В.

Согласно Постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2017 № 45735) (далее – Постановление ПФ РФ от 11.01.2017 №3п) код «27-2» соответствует виду работы «Работа с тяжелыми условиями труда».

Также согласно вышеуказанному постановлению, в период с 01.01.1996 по 31.12.2014 данный код присваивался согласно списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее – Список № 2), утвержденному пунктом 1.2 Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (ред. от 02.10.1991) «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», в период с 01.01.2015 данный код присваивается согласно Списку № 2 в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В Списке № 2 кодовое обозначение «2260000В» соответствует младшему и среднему медицинскому персоналу в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка.

Таким образом, в поданных ответчиком в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации формах отчетности в отношении Бондаренко О.А. были указаны сведения о выполнении данным лицом работ с тяжелыми условиями труда, которые были применены истцом при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось, подтверждалось им в возражениях на исковое заявление от 25.06.2021 № 979.

Согласно вышеуказанным возражениям на иск, ответчик в спорный период с 29.05.2015 предоставлял сведения индивидуального (персонифицированного) учета на Бондаренко О.А. с указанием кода особых условий труда, с выплатой страховых взносов по дополнительным тарифам с работников, занятых в условиях труда, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

В материалы дела ответчиком представлена карта аттестации рабочего места по условиям труда № 81 наименование профессии (должности) работника: медицинская сестра палатная, код по ОК-016-94 24038, наименование структурного подразделения: психиатрическое отделение – средний медицинский персонал, дата проведения измерения 17.09.2013, общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса составляет 3.1, класс условий труда – 3.1. (далее – карта аттестации).

Согласно абзацу 11 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) (в редакции, действовавшей по состоянию на 23.07.2013) работодатель обязан обеспечить проведение аттестации всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях.

В соответствии с абзацем 12 статьи 209 ТК РФ (в редакции, действовавшей по состоянию на 23.07.2013) аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

До 01.01.2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда осуществлялась в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее – Порядок № 342н).

Согласно пункту 36 Порядка № 342н комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте включает в себя результаты оценок: класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам; класса условий труда по травмоопасности; обеспеченности работников СИЗ.

С 01.11.2005 с целью аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации применяется «Р 2.2.2006-05. 2.2. Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005 (далее - Руководство) (абзац 5 пункта 1.2 и пункт 4 Руководства).

В соответствии с пунктом 4.2 Руководства, исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников <*> условно разделяют на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3.1) - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;

2 степень 3 класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

3 степень 3 класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;

4 степень 3 класса (3.4) - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Согласно пункту 5.11.3 Руководства, оценка условий труда с учетом комбинированного действия факторов проводится на основании результатов измерений отдельных факторов и в соответствии с пунктами 5.1 - 5.10, в которых учтены эффекты суммации при комбинированном действии химических веществ, биологических факторов, различных частотных диапазонов электромагнитных излучений. Результаты оценки вредных факторов рабочей среды и трудового процесса вносят в таблице 19. Общую оценку устанавливают:

- по наиболее высокому классу и степени вредности;

- в случае сочетанного действия 3 и более факторов, относящихся к классу 3.1, общая оценка условий труда соответствует классу 3.2;

- при сочетании 2 и более факторов классов 3.2, 3.3, 3.4 - условия труда оцениваются соответственно на одну степень выше.

В соответствии с абзацем 4 пункта 44 Порядка № 342н результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются, в том числе, карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением № 2 к Порядку, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению № 3 к Порядку, с протоколами измерений и оценок.

Согласно пункту 10 Рекомендаций по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда, являющихся Приложением № 3 к Порядку № 342н при заполнении карты указываются в строке 041 - сведения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии, делается запись «нет» или «да» с указанием главы, статьи, пункта Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. Если право на льготное пенсионное обеспечение установлено Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», то указывается номер списка, вид производства, вид работ, код профессии (должности) в списке.

Таким образом, в соответствии с положениями вышеприведенных нормативно-правовых актов по результатам аттестации рабочего места, проведенной 17.09.2013, условия труда по должности, занимаемой Бондаренко О.А., были классифицированы как вредные, им был присвоен класс 3.1, что, в свою очередь, явилось основанием для досрочного назначения истцом пенсии по старости застрахованному лицу Бондаренко О.А.

Вместе с тем, согласно исковым требованиям, пенсия была назначена Бондаренко О.А. ошибочно исходя из неверно представленных ответчиком сведений, так как по результатам специальной оценки условий труда, проведенной 29.05.2015, по должности, занимаемой Бондаренко О.А., был установлен класс условий труда 2 (допустимый).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Также согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

С 01.01.2014 вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о СОУТ).

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о СОУТ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Пунктом 3 статьи 14 Закона о СОУТ предусмотрено, что допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона о СОУТ предусмотрено, что вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона о СОУТ опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Таким образом, для учета льготного трудового стажа медицинских работников на основании пункта 1 или пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ требуется, чтобы класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному (3-й класс) или опасному классу (4-й класс) условий труда, установленному по результатам СОУТ.

Как установлено судом, в представленной истцом карте специальной оценки условий труда № 19 указано следующее: наименование профессии (должности): медицинская сестра палатная, код по ОК-016-9424038, наименование структурного подразделения: психиатрическое отделение, дата составления 30.03.2015 (дата подписания членами комиссии 29.05.2015), итоговый класс (подкласс) условий труда – 2.

В связи с чем, после проведения в организации ответчика специальной оценки условий труда (то есть после 29.05.2015) работа, выполняемая Бондаренко О.А. по должности «медицинская сестра палатная», была отнесена ко второму классу, являющемуся допустимым согласно нормам вышеуказанного Руководства и Закона о СОУТ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона о СОУТ, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 421-ФЗ) при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Пунктом 4 статьи 15 Закона № 421-ФЗ установлено, что положения пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) до установления на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», не препятствуют включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на указанных работах (в том числе на рабочих местах, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны оптимальными или допустимыми) при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Из приведенных переходных положений следует, что к моменту вступления в силу Закона № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

Таким образом, пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.

Применительно к рассматриваемому спору вышеуказанный вывод означает, что класс условий труда 3.1 (вредные условия труда), установленный в организации ответчика по результатам аттестации, проведенной 17.09.2013, работа в которых давала застрахованному лицу Бондаренко О.А. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть сохранен до момента проведения в организации ответчика специальной оценки условий труда, по результатам которой было установлено улучшение условий труда.

Как установлено судом, исходя из карты СОУТ, проведенной в организации ответчика 29.05.2015, класс условий труда по должности, занимаемой Бондаренко О.А., был установлен как 2 (допустимые условия труда), соответственно, условия труда по должности «медицинская сестра палатная» «психиатрическое отделение» по результатам специальной оценки условий труда были улучшены.

Таким образом, начиная с 29.05.2015 работа, выполняемая застрахованным лицом Бондаренко О.А., не могла быть отнесена к работе с вредными условиями труда. А соответственно не должна быть засчитана в период трудовой деятельности с вредными условиями труда, который в силу статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ являлся основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ (часть 2 статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 1064 ГК РФ для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.

Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).

Исходя из совокупности вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ответчиком были поданы недостоверные сведения о трудовой деятельности застрахованного лица Бондаренко О.А., которые послужили основанием для установления истцом страховой пенсии по старости в отсутствие оснований для досрочного назначения пенсии, установленных законом.

Совокупность элементов, необходимых для взыскания убытков, материалами дела подтверждается.

С учетом изложенного выше, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом результатов рассмотрения спора, в силу части 3 статьи 110 АПК РФ подлежащая уплате за рассмотрение иска государственная пошлина в размере 4 062 рубля взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 48, 110, 167-170, 171 и 176 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

произвести замену истца по делу с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области на правопреемника – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (ОГРН: 1026500532960, ИНН: 6500005551).

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области «Смирныховская центральная районная больница» в пользу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области 102 082 рубля 95 копеек ущерба.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области «Смирныховская центральная районная больница» в доход федерального бюджета 4 062 рубля государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента вынесения в полном объеме через Арбитражный суд Сахалинской области, в кассационном порядке – в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья

М.В. Зуев