НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Татарстан от 18.03.2021 № А65-28967/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                      Дело № А65-28967/2020

Дата принятия решения в полном объеме марта 2021 года .

Дата оглашения резолютивной части решения марта 2021 года .

Арбитражный суд Республики Татарстанв составе судьи Андрияновой Л.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нуриевой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюконкурсного управляющегоОбщества с ограниченной ответственностью "ЖКХ ст.Калейкино", Альметьевский район, пос.ж/д Станции Калейкино (ОГРН 1101644000633, ИНН 1644058160)Гарифуллина Рината Шайхлгалеевича (ИНН 165007502240) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск, (ОГРН: 1041608023104, ИНН: 1644005835) о признании незаконными действий МРИФНС № 16 по РТ в непредставлении сведений о должнике – копии сданных должником отчетности в виде справок по форме 2-НДФЛ сотрудников ООО «ЖКХ ст. Калейкино», обязании устранить допущенные нарушения путем представления сведений о должнике - копии сданных должником отчетности в виде справок по форме 2-НДФЛ сотрудников ООО «ЖКХ ст. Калейкино»,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1041625497209, ИНН 1654009437),

с участием:

от заявителя – не явился, извещен,

от ответчика –  Гайфуллин Э.А., по доверенности от 05.10.2020, диплом.

от третьего лица -  Гайфуллин Э.А. по доверенности от 12.01.2021, диплом.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ ст.Калейкино", Альметьевский район, пос.ж/д Станции Калейкино (ОГРН 1101644000633, ИНН 1644058160) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1041625497209, ИНН 1654009437) о признании незаконными действий ФНС России в непредставлении сведений о должнике – копии сданных должником отчетности в виде справок по форме 2- НДФЛ сотрудников ООО «ЖКХ ст. Калейкино», обязании устранить допущенные нарушения путем представления сведений о должнике - копии сданных должником отчетности в виде справок по форме 2-НДФЛ сотрудников ООО «ЖКХ ст. Калейкино».

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск, (ОГРН: 1041608023104, ИНН: 1644005835).

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.02.2021 произведена замена ненадлежащего ответчика - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1041625497209, ИНН 1654009437) надлежащим ответчиком - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск, (ОГРН: 1041608023104, ИНН: 1644005835) (далее – ответчик, налоговый орган).

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1041625497209, ИНН 1654009437).

На основании статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом удовлетворено ходатайство ответчика и третьего лица о приобщении к материалам дела отзывов и дополнительных доказательств.

Суд объявил  перерыв на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 18.03.2021 в 10 час. 00 мин.

После перерыва судебное заседание продолжено с участием ответчика и третьего лица.

На основании статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом приобщена к материалам позиция конкурсного управляющего.

От заявителя поступило ходатайство об уточнении заявителя, просит считать заявителем по делу конкурсного управляющего Гарифуллина Рината Шайхлгалеевича (ИНН 165007502240) (далее – заявитель).

Уточнение принято судом.

Также от заявителя поступило уточнение заявленных требований: просит признать незаконными действий МРИФНС № 16 по РТ в непредставлении сведений о должнике – копии сданных должником отчетности в виде справок по форме 2- НДФЛ сотрудников ООО «ЖКХ ст. Калейкино», обязании устранить допущенные нарушения путем представления сведений о должнике - копии сданных должником отчетности в виде справок по форме 2-НДФЛ сотрудников ООО «ЖКХ ст. Калейкино».

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определил уточнение заявленных требований принять.

Арбитражный суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2020 Общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ ст.Калейкино», 423450, РТ, Альметьевский район, пос. ж/д ст.Калейкино, ул. Железнодорожная, д. 38 Б, (ИНН 1644058160, ОГРН 1101644000633) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура конкурсного производства сроком на 4 месяца до 18.05.2020.

Исполнение обязанностей конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ ст.Калейкино» возложены на временного управляющего должника – Попова Александра Викторовича (236016, г. Калининград, ул. А. Невского, 27-4) члена Ассоциации арбитражных управляющих «Сибирский центр экспертов антикризисного управления».

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.08.2020 исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложены на Гарифуллина Рината Шайхлгалеевича (ИНН 165007502240), номер в сводном государственном реестре 7524 от 25.05.2006, адрес для направления корреспонденции: 421001, г. Казань, ул. Чистопольская, д. 85, кв. 77, члена Некоммерческого партнерства Ассоциация «Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих».

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.12.2020 конкурсным управляющим Общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ ст.Калейкино», (ИНН 1644058160, ОГРН 1101644000633) утвержден Гарифуллин Ринат Шайхлгалеевич (ИНН 165007502240), адрес для направления корреспонденции: 423832, г. Набережные Челны, п/о 32, а/я 114, члена Некоммерческого партнерства Ассоциация «Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих».

Как следует из материалов дела, конкурсный управляющий письмом от 24.08.2020 №2085 запросил у налогового органа копии справок по форме 2-НДФЛ в отношении лиц, получивших доход в ООО «ЖКХ ст. Калейкино», представленные должником за весь период деятельности, либо их отсутствии.

Письмом от 07.09.2020 № 2.13-34/05297 ответчик сообщил о невозможности представления сведений в отношении лиц, получивших доход в ООО «ЖКХ ст. Калейкино».

25.09.2020 конкурсный управляющий обратился повторно в налоговый орган с жалобой №2390.

Письмом от 25.09.2020 №2.4-30/05672 ответчик повторно сообщил об отсутствии у налогового органа правовых оснований для предоставления запрашиваемых документов.

07.10.2020 заявитель обратился с жалобой №2717 в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан №2.8-18/029471@ от 02.11.2020 жалоба оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с действиями налогового органа, управляющий обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие – либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

Согласно абзацу 7 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон №127-ФЗ) арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право, в том числе, запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы (абзац 10 статьи 20.3 Закона № 127-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики имеют право на соблюдение и сохранение налоговой тайны, а согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность по соблюдению налоговой тайны и обеспечению ее сохранения.

Согласно пункту 1 статьи 102 НК РФ любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением прямо перечисленных в данной статье, составляют налоговую тайну.

К сведениям о налогоплательщике, не относящимся к налоговой тайне, относятся:

1) сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) сведения об идентификационном номере налогоплательщика;

3) сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями).

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2004 N 317-О установлено, что специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статье 102 НК РФ исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации.

Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

По мнению конкурсного управляющего, налоговым органом неправомерно отказано в предоставлении копий справок по форме 2-НДФЛ сотрудников ООО «ЖКХ ст. Калейкино», эти сведения не относятся к налоговой тайне, поскольку конкурсный управляющий действовал как руководитель юридического лица, наделяющей его правом запрашивать сведения о должнике у государственных органов. Указывает, что несостоятельны ссылки на конфиденциальность, так как у предприятия не может быть тайны от самого себя.

Вместе с тем, указанные доводы признаны судом несостоятельными в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152 -ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон № 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положении, образование, профессия, доходы, другая информация.

Согласно статье 7 Закона № 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В статье 6 Закона № 152-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований, при которых согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется.

Как следует из материалов дела, истребуемые управляющим сведения содержат данные, относящиеся к персональным данным физических лиц (в том числе сведения об их доходах).

Запрос конкурсного управляющего в силу статьи 6 Закона № 152-ФЗ не относится к числу случаев, допускающих обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных.

Из содержания пункта 1 статьи 102 НК РФ следует, что сведения о доходах и удержанных суммах налогов физического лица не относятся к перечню сведений о налогоплательщике, не относящихся к налоговой тайне.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривает возможность предоставления сведений, составляющих налоговую тайну, управляющему по его письменному запросу.

В пункте 1 статьи 20.3 Закона № 127-ФЗ отсутствует указание на возможность управляющего истребовать сведения, составляющие налоговую тайну.

Таким образом, сведения о доходах налогоплательщика - физического лица являются налоговой тайной, которая в силу положений пункта 2 статьи 102 НК РФ не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Поскольку запрошенные конкурсным управляющим сведения в отношении физических лиц являются налоговой тайной, и в силу положений статей 102 НК РФ, 20.3 Закона № 127-ФЗ не могут быть предоставлены по письменному запросу управляющего, налоговый орган обоснованно отказал ему в предоставлении соответствующей информации.

Действующее законодательство предусматривает предоставление информации, составляющей налоговую тайну, без согласия налогоплательщика только в судебные и правоохранительные органы по их мотивированным запросам.

Аналогичная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 26.11.2020 N 307-ЭС20-19011 по делу N А56-137254/2019.

Кроме того, как разъяснено в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", в силу пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве гражданин обязан по требованию финансового управляющего предоставлять ему любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней со дня получения требования об этом.

При исчислении названного пятнадцатидневного срока следует руководствоваться правилами главы 11 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об истребовании доказательств у третьих лиц (абзац второй пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве).

Данное ходатайство предъявляется финансовым управляющим и рассматривается судом по правилам статьи 66 АПК РФ, по результатам его рассмотрения суд может выдать финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.

Суд полагает, что вышеприведенные разъяснения подлежат применению по аналогии и в настоящем случае, в связи с чем управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании доказательств (спорных сведений) в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации .

Таким образом, заявитель не доказал в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными действиями (бездействием) ответчика прав и законных интересов заявителя.

При указанных обстоятельствах суд, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При принятии заявления заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.

 Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении  заявления отказать.

Взыскать с конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ ст.Калейкино» Гарифуллина Рината Шайхлгалеевича (ИНН 165007502240) в доход федерального бюджета 300 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья                                                                                          Л.В. Андриянова