НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2018 № А56-103512/17

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(мотивированное)

г.Санкт-Петербург

16 февраля 2018 года                                                                       Дело № А56-103512/2017

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Селезнёва О.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску:

заявитель - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДОРПРОМГРАНИТ" (188930, ОБЛАСТЬ ЛЕНИНГРАДСКАЯ, РАЙОН ВЫБОРГСКИЙ, ПОСЕЛОК ВОЗРОЖДЕНИЕ, АДМ. ЗДАНИЕ ГРАНИТН, "ВОЗРОЖДЕНИЕ", ОГРН 1034700880367, ИНН 4704046418, дата регистрации - 11.12.2001)

заинтересованное лицо – УПФР В ВЫБОРГСКОМ РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Об оспаривании решения от 08.09.2017 № 057 004 17 РВ 0000032 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности (в части)

установил:

Заявитель - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДОРПРОМГРАНИТ" (далее - Общество) с соблюдением установленного законом срока обратился в арбитражный суд с заявлением  к заинтересованному лицу - УПФР В ВЫБОРГСКОМ РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – УПФР, Управление) об оспаривании решения от 08.09.2017 № 057 004 17 РВ 0000032 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности (далее – Решение) в части:

- установления нарушения статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ);

- привлечения Общества к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ: неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в виде штрафа в размере                   10 152,85 рублей;

- начисления пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 13 524,04 рубля;

- уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 49 947,23 рубля.

В остальной части Общество с Решением о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности согласно.

Заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, о чем стороны надлежаще извещены.  УПФР представил письменный отзыв и материалы проверки (в электронной форме).

Решением от 05.02.2018, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявления отказано.

В установленный законом срок в арбитражный суд поступило заявление Общества о составлении мотивированного решения.

Имеющиеся в деле доказательства исследованы и оценены судом в совокупности по правилам статей 65, 70, 71 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, Управлением в соответствии с решением от 13.07.2017 в отношении Общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов (за 2014 год).

В результате проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, повлекшие неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в том числе, страхователем в нарушение статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ не исчислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат, произведенных в пользу работников занятых в должности маркшейдера, главного энергетика, заместителя главного   инженера по буро-взрывным работам, начальника участка БВР,   что   зафиксировано   в   Акте   проверки   от 11.08.2017 № 057 004 17 АВ 0000032.

По результатам проверки принято Решение о привлечении Общества к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ.

Общество не согласилось с указанным Решением и оспорило его в судебном порядке.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5, статье 18 Закона № 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" Закон № 212-ФЗ дополнен статьей 58.3 согласно которой для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон № 400-ФЗ), а до 01.01.2015 – в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон № 173-ФЗ) применяется с 1 января 2013 года на период 2013 года дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ).

Основными критериями уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат в пользу работника является занятость такого работника на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в вышеуказанных нормах законодательства.

В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в пунктах 1,2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (до 2015 года - в подпункгах 1,2-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ), исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ.

Страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с частью 3 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ не учитывается предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная частями 4 и 5 статьи 8 Закона № 212-ФЗ.

При этом исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу не поставлены в зависимость от факта наличия или отсутствия у работников, занятых на работах с особыми условиями труда, права на досрочную пенсию.

Невключение периода осуществления работ в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с тем, что работа во вредных условиях труда занимает ежедневно менее 80 процентов рабочего времени, не освобождает Общество от обязанности начисления страховых взносов по дополнительным тарифам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (до 2015 года - подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ), право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют работники, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (до 2015 года — частью 2 статьи 27 Закона № 173-ФЗ), Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

В соответствии с пунктом 1 "Открытые горные работы и работы на поверхности" раздела I "Горные работы" Списка № 2 право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено:

маркшейдерам (позиция 20101006-23181).

главным инженерам (позиция 20101006-20735),

главным энергетикам (позиция 20101006-21115),

начальникам участков (позиция 20101006-24097).

При этом право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с разделом I "Горные работы" Списка № 2 предоставлено руководителям, занятым на работах на поверхности разрезов, карьеров, шахт и рудников.

Из документов, представленных Обществом, усматривается, что видом экономической деятельности является разработка гравийных и песчаных карьеров (ОКВЭД -14.21). Согласно Уставу, утвержденному Решением собрания участников (протокол от 10.07.2010 № 1), основным видом деятельности является эксплуатация горных объектов, в том числе разработка месторождений полезных ископаемых открытым способом, разработка фунта с применением взрывчатых веществ, производство горных работ на открытых горных объектах, производство и реализация гранитного щебня и других строительных материалов.

Таким образом, должности маркшейдера, главного энергетика, заместителя главного инженера по буро-взрывным работам, начальника участка буровзрывных работ могут быть отнесены к должностям, которые поименованы в разделе I «Горные работы» Списка № 2.

Из результатов проведенной аттестации по условиям труда рабочих мест организации от 11.01.2010 следует, что для должностей маркшейдера и главного энергетика установлен 3.1 класс (подкласс) условий труда; для заместителя главного инженера по буро-взрывным работам и начальника участка буровзрывных работ установлен 3.2 класс (подкласс) условий труда.

Согласно результатам проведенной специальной оценки условий труда от 18.12.2014 для должностей маркшейдера, главного энергетика, заместителя главного инженера по буро-взрывным работам и начальника участка буровзрывных работ, имеющихся у плательщика установлен 2 класс (подкласс) условий труда.

Следовательно, начисление страховых взносов по дополнительным тарифам за период с 01.01.2014 до даты утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (18.12.2014) в отношении выплат маркшейдеру и главному энергетику производится согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ в размере 2,0 %; заместителю главного инженера по буровзрывным работам и начальнику участка буро­взрывных работ - 4,0 %. С даты утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (с 18.12.2014) в отношении выплат маркшейдеру, главному энергетику, заместителю главного инженера по буро-взрывным работам и начальнику участка буро­взрывных работ следует применять дополнительные тарифы в соответствии с частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ в размере 0 %.

В своем заявлении Общество указывает что, согласно картам аттестации рабочих мест процент ведения открытых горных работ и работ на поверхности составляет менее 80%: маркшейдер — 50%, главный энергетик — 30%, заместитель главного инженера по буро­взрывным работам — 50%, начальник участка буро-взрывных работ — 50 %, что является достаточным доказательством отсутствия права на досрочное назначение страховой пенсии.

Однако согласно первичным кадровым и бухгалтерским документам (табеля, расчетные листки) усматривается работа по вышеуказанным должностям и оплата за полный рабочий день.

Документы о переводе либо совмещении, а так же иные документы, подтверждающие частичную занятость (менее 80%) не представлены.

Согласно разъяснениям Минтруда России (письмо № 17-3/10/2-3105 от 05.06.2013, 17-3/10/2-2309 от 23.04.2013) в случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений (включая премии, годовое вознаграждение, материальную помощь, единовременное вознаграждение к отпуску, отпускные и др.) пропорционально количеству фактически отработанных дней на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

С учетом изложенного следует признать обоснованным вывод УПФР о полной занятости работников в тяжелых условиях труда, что однозначно влечет право работников указанных профессий на досрочную страховую пенсию при условии выработки требуемого страхового и специального стажа и достижения соответствующего возраста, а также обязанность работодателя облагать страховыми взносами по дополнительным тарифам страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. 

Довод заявителя  о том, что в картах аттестации по условиям труда по указанным работникам не предусмотрено льготное пенсионное обеспечение, рассмотрен и отклонен судом. Право установления досрочной пенсии регулируется не наличием указания или отсутствием такового права в картах аттестации, а наличием условий, предусмотренных законодательством.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения настоящего заявления не имеется.

Судебные расходы по уплате госпошлины распределены по ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

решил:

1.В удовлетворении заявления – отказать.

2.Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.

Судья                                                                         Селезнёва О.А.