НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 18 УИК РФ Применение к осужденным мер медицинского характера

1 - 2. Под принудительными мерами медицинского характера понимается специфический вид медицинских мер, применяемых по решению суда к страдающему психическим расстройством лицу, совершившему преступление, без его согласия. Принудительные меры не являются уголовным наказанием и применяются в целях излечения или улучшения психического состояния указанных лиц, а также предупреждения совершения ими новых преступлений.

Основания и порядок применения принудительных мер регламентируются как международными нормативными правовыми актами, так и национальным законодательством. Среди них следует назвать Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах <1>, Конституцию РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Закон о психиатрической помощи, УК РФ, УИК РФ, Приказ Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 N 640/190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" <2> и др.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 1994. N 12.

<2> БНА. 2005. N 46.

Принудительные меры медицинского характера, применяемые к осужденным, можно подразделить в зависимости от органов или учреждений, их применяющих. В отношении осужденных, отбывающих три вида наказания - ограничение свободы, арест и лишение свободы, они должны исполняться исправительными центрами, арестными домами и исправительными учреждениями. Применительно к осужденным, отбывающим иные виды наказаний, - учреждениями и органами здравоохранения, оказывающими амбулаторную психиатрическую помощь.

Согласно ст. 47 Инструкции о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества в случае наступления психического расстройства или иной тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания, представитель уголовно-исполнительной инспекции должен разъяснить осужденному его право на обращение в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, а при необходимости оказать ему помощь в подготовке такого ходатайства.

По общему правилу лечение осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, проводится после получения их письменного согласия. Однако в предусмотренных законом случаях лечение может проводиться без их согласия: 1) применение принудительных мер медицинского характера; 2) когда они представляют непосредственную опасность для себя или окружающих; 3) когда они беспомощны, т.е. не способны самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности; 4) когда может быть причинен существенный вред их здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если осужденные будут оставлены без психиатрической помощи (ст. ст. 11, 29 Закона о психиатрической помощи). Поэтому в случае наступления оснований, указанных выше в п. п. 2, 3 и 4, администрация названных в ч. 1 комментируемой статьи учреждений направляет в суд представление о необходимости применения принудительных мер к осужденным, у которых было обнаружено психическое расстройство в период отбывания наказания. Психиатрическое освидетельствование проводится врачебной комиссией, состоящей из врачей учреждений уголовно-исполнительной системы. В составе комиссии должно быть не менее двух врачей-психиатров. По результатам составляется акт психиатрического освидетельствования осужденного. За такими осужденными осуществляется наблюдение и производится лечение в стационаре медицинской части или больнице, где они должны находиться до решения суда. В случае решения суда о применении принудительных мер медицинского характера осужденные этапируются в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением.

В отличие от психиатрических стационаров общего или специализированного типа, стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением представляют собой самостоятельные психиатрические больницы федерального подчинения, как правило, обслуживающие территорию нескольких субъектов РФ. В них помещаются лица, страдающие психическими расстройствами, которые по характеру совершенного преступления и своему психическому состоянию представляют повышенную опасность для общества. Поэтому особое внимание здесь уделяется именно обеспечению безопасных условий содержания. В структуре данных учреждений предусмотрены специальные отделы охраны, в функциональные обязанности которых входит не только наружная охрана стационара, но и постоянный надзор за поведением содержащихся в нем лиц. Время пребывания в указанных учреждениях засчитывается в срок отбывания наказания.

Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров (ч. 4 ст. 104 УК РФ). Освобождаемые, но не излечившиеся осужденные выписываются под наблюдение психоневрологического диспансера по месту жительства, а также под опеку или на попечение родственников и передаются им непосредственно в больнице.

3. В ч. 3 комментируемой статьи закреплен еще один вид мер медицинского характера - обязательное лечение. В отличие от принудительных мер, применяемых по решению суда, обязательное лечение назначается по решению медицинской комиссии. Согласно Приказу Минздравсоцразвития России и Минюста России "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" в случае, если медицинская комиссия, состоящая из начальника медицинской части исправительного учреждения, двух врачей психиатров-наркологов или врачей-психиатров выявит у осужденного заболевание в виде хронического алкоголизма или наркомании, ему предлагается пройти курс лечения от алкоголизма и наркомании в добровольном порядке. Добровольное лечение проводится по месту отбывания наказания при наличии в учреждении врачей-наркологов, а при их отсутствии - в учреждениях, имеющих необходимую базу. При отказе от добровольного лечения медицинской комиссией выносится заключение, на основании которого применяется обязательное лечение.

Осужденные, подлежащие обязательному лечению от алкоголизма и наркомании, содержатся и проходят амбулаторное лечение в лечебных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Решение о прекращении обязательного лечения также принимается комиссионно. Лицам, отбывшим наказание с незавершенным курсом лечения, дальнейшее лечение от алкоголизма и наркомании осуществляется в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения по месту жительства с соответствующим их уведомлением.

Помимо осужденных, признанных больными алкоголизмом и наркоманией, к обязательному лечению по решению вышеуказанной комиссии могут быть привлечены также осужденные, больные токсикоманией, ВИЧ-инфицированные, а также осужденные с открытой формой туберкулеза или не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания.

Для лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, в структуре органов и учреждений уголовно-исполнительной системы предусмотрены туберкулезные больницы или лечебные исправительные учреждения. Аналогичные функции могут выполнять и исправительные учреждения, в которых созданы изолированные участки для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом.

Больные иными инфекционными заболеваниями осужденные, представляющие угрозу заражения других лиц, в обязательном порядке изолируются, и в отношении их по решению комиссии учреждения проводится обязательное лечение.