НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 256 НК РФ Амортизируемое имущество

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ в целях налогообложения прибыли амортизируемым имуществом признаются отдельные виды имущества, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

1) находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ);

2) используются налогоплательщиком для извлечения дохода;

3) погашение стоимости осуществляется путем начисления амортизации;

4) срок полезного использования составляет более 12 месяцев;

5) первоначальная стоимость составляет более 20000 рублей.

Несоблюдение какого-либо из данных требований означает, что налогоплательщик не может относить имущество к амортизируемому.

С 01.01.2009 объект концессионного соглашения подлежит амортизации у концессионера в течение срока действия указанного соглашения в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Его первоначальная стоимость определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ (абзац 10 пункта 1 статьи 257 НК РФ).

Определение понятия "благоустройство территории" отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому, по мнению Минфина России, необходимо руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства.

Под расходами на объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации (письмо Минфина России от 04.12.2008 N 03-03-06/4/94).

Минфин России не разрешает учитывать в составе расходов или в виде амортизационных отчислений суммы, затраченные на внешнее благоустройство, ссылаясь на подпункт 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ (см., например, письмо от 07.11.2007 N 03-03-06/1/777).

Минфин России в письме от 02.04.2007 N 03-03-06/1/203 указывает на то, что в случае если обустройство территории необходимо в соответствии с актами законодательства, то такие расходы учитываются при налогообложении прибыли в соответствии с положениями ст. 260 НК РФ.

В письме от 30.10.2007 N 03-03-06/1/745 Минфин России отмечает, что в законодательстве отсутствует понятие "благоустройство территории". В связи с этим под расходами в объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Минфин России приходит к выводу о том, что расходы на благоустройство территории текущего характера, не связанные с коммерческой деятельностью организации, также не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и, следовательно, не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ.

В то же время по смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией.