НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Комментарий к статье 3.12 КОАП РФ Административное приостановление деятельности

1. Новая мера административной ответственности - административное приостановление деятельности организаций и предпринимателей - введена в действие 12 августа 2005 года, с 1 января 2007 года вступила в действие новая редакция на основании ФЗ от 03.06.2006 N 73-ФЗ, а с 10 августа 2007 г. были расширены области, за совершение административного правонарушения в которых применяется административное приостановление деятельности, а именно добавились области порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности.

2. Суды могут приостанавливать деятельность организаций и предпринимателей на общий срок до 90 суток.

Возможно также установление и временного запрета на отдельные виды деятельности (выполнения работ, оказания услуг), когда лицо, составившее протокол об административном правонарушении (гл. 25 КоАП РФ), вправе запретить деятельность на срок до пяти суток. Данный срок - 5 дней - входит в состав общего срока приостановления деятельности организаций и предпринимателей.

3. Именно суд вправе досрочно прекратить исполнение назначенного наказания о применении административного приостановления деятельности.

Организация или предприниматель могут обжаловать в вышестоящий суд постановление суда о приостановлении деятельности. Срок обжалования - 10 суток со дня получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). А вышестоящий суд обязан рассмотреть жалобу в течение пяти дней со дня момента ее поступления (ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ).

В случае причинения вреда организация вправе требовать от государства возместить вред, причиненный незаконным административным приостановлением деятельности, это положение внесено Законом N 45-ФЗ в пункт 1 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ.

Судья может приостановить деятельность организации или предпринимателя, только если существуют одновременно несколько обстоятельств.

Первое обстоятельство - это последствия, которые могут наступить, если не приостановить деятельность. Прежде всего, это угроза жизни или здоровью людей, эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами. Сюда же относятся радиационная авария, техногенная катастрофа, причинение существенного вреда окружающей среде.

Второе обстоятельство - за совершенное нарушение полагается наказание в виде именно административного приостановления деятельности.

И третье обстоятельство - тяжесть наказания. Судья вправе приостановить деятельность, если сочтет, что менее строгий вид наказания (например, штраф) не предотвратит повторное нарушение.

Заметим, что у организации или предпринимателя есть возможность возобновить свою деятельность до того, как истечет изначально установленный срок наказания.

Для этого нужно написать в суд ходатайство. И к нему приложить документы, подтверждающие, что устранены все нарушения, за которые деятельность была приостановлена (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ).

4. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности осуществляется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления (п. 1 ст. 32.12 КоАП РФ), и он вправе наложить пломбы и опечатать помещения, кассы, места хранения товарно-материальных ценностей и т.п. При этом судебному приставу-исполнителю запрещено совершать такие действия, которые бы навсегда парализовали производство и функционирование организации (ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ), то есть повлекли бы необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Необходимо отметить, что приостановление деятельности хозяйствующего субъекта не является совершенно новым в российском законодательстве, и ранее возможность приостановления деятельности организаций за те или иные нарушения была установлена в различных законах, регулирующих особенности хозяйственной деятельности в отдельных отраслях. Например, возможность приостановления определенной деятельности организаций соответствующими государственными органами и отдельными должностными лицами была предусмотрена, например:

- в отношении организаций при выполнении требований пожарной безопасности (ст. 6 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности");

- при нарушении организацией законодательства о рекламе (Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (с изм. и доп. от 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля 2007 г.));

- в отношении образовательных учреждений при нарушении ими законодательства РФ в области образования или своего устава (п. 6 ст. 37 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании").

Эти и некоторые другие положения законов, дающие полномочия различным государственным органам приостанавливать деятельность организаций (целиком или какой-то отдельный вид деятельности), указанным Законом отменены.

5. Административное приостановление деятельности как вид административного наказания может применяться при наличии состава следующих правонарушений, в частности:

- нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ);

- нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);

- пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП РФ);

- нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.15 КоАП РФ);

- нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12 КоАП РФ);

- нарушение требований нормативных документов в области строительства (ст. 9.4 КоАП РФ);

- нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.3 НК РФ);

- нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6 НК РФ);

- нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27 КоАП РФ);

- невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ);

- нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ).