НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 15.01.2021 N 2-КЭ "О праве судьи, пребывающего в отставке и не получающего ежемесячное денежное содержание, зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска работы, разрешаемой законодательством о статусе судей, быть признанным безработным и получать пособие по безработице"

"О праве судьи, пребывающего в отставке и не получающего ежемесячное денежное содержание, зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска работы, разрешаемой законодательством о статусе судей, быть признанным безработным и получать пособие по безработице"
КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 15 января 2021 г. N 2-КЭ
О ПРАВЕ
СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ И НЕ ПОЛУЧАЮЩЕГО ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ
ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ В ОРГАНАХ СЛУЖБЫ
ЗАНЯТОСТИ В ЦЕЛЯХ ПОИСКА РАБОТЫ, РАЗРЕШАЕМОЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О СТАТУСЕ СУДЕЙ, БЫТЬ ПРИЗНАННЫМ
БЕЗРАБОТНЫМ И ПОЛУЧАТЬ ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике (далее - комиссия) в порядке заочного голосования рассмотрела запрос о праве судьи, пребывающего в отставке и не получающего ежемесячное пожизненное содержание, зарегистрироваться в службе занятости в целях поиска работы, допускаемой законодательством о статусе судей, быть признанным безработным и получать пособие по безработице на период поиска подходящей работы.
Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г. (в редакции от 8 декабря 2016 г.) (далее - Кодекс судейской этики), устанавливая повышенные нравственно-этические требования к судье, обусловленные его статусом, в пунктах 3 и 4 статьи 1 прямо закрепляет, что судьи Российской Федерации обладают всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации; что положения Кодекса судейской этики не должны толковаться как ограничивающие гарантируемые Конституцией Российской Федерации его общегражданские права и свободы.
Единство статуса судей, закрепляемое статьей 2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 (с последующими изменениями) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей), не исключает определенных различий в правовом положении действующего судьи и судьи, пребывающего в почетной отставке и в силу этого не осуществляющего профессиональной деятельности по отправлению правосудия, в том числе, в части видов разрешаемой оплачиваемой деятельности и реализации конституционного права на труд.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определяет Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (ред. от 31.07.2020) "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).
В соответствии с положениями названного Закона всем гражданам Российской Федерации гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости (абзац четвертый пункта 1 статьи 12); предоставляется каждому трудоспособному независимо от его признания в установленном порядке безработным право на предоставление органами службы занятости бесплатной консультации, бесплатной информации и услуг, связанных с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения (пункт 1 статьи 9); гражданам, признанным безработными, предоставляется социальная поддержка, включающая выплату пособия (пункт 2 статьи 12).
В Законе о статусе судей и в Кодексе судейской этики отсутствуют положения, ограничивающие судей, пребывающих в отставке, в возможности реализации социальных гарантий, предоставляемых государством в соответствии с положениями Закона о занятости населения.
Поэтому судья, пребывающий в отставке и желающий найти работу, разрешаемую соответствующей категории судей Законом о статусе судей, может воспользоваться мерами государственной поддержки граждан в сфере занятости при условии точного соблюдения требований Закона о занятости населения.
Такие действия судьи, пребывающего в отставке и ищущего работу, допускаемую Законом о статусе судей, не могут рассматриваться в качестве нарушения требований и запретов, обусловленных статусом судьи, и не указывают на нарушение правил профессиональной судейской этики.
Закон о занятости населения различает категорию граждан, зарегистрированных в органах занятости населения в целях поиска работы, и граждан, признанных в установленном порядке безработными.
В статье 2 Закона о занятости населения перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. Наличие у гражданина статуса судьи, пребывающего в отставке, само по себе в соответствии с названной статьей не дает оснований для отнесения его к категории занятых граждан, не препятствует его регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы в том порядке, который определен Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891.
Положения пункта 2 статьи 3 Закона о занятости населения не исключают возможность признания безработным трудоспособного гражданина, имеющего статус судьи в отставке, но не получающего ежемесячное денежное содержание.
Вместе с тем, судье, пребывающему в отставке и обратившемуся в службу занятости в поисках подходящей работы, следует учитывать, что статья 4 Закона о занятости населения, определяя подходящую и неподходящую работу, не содержит такого условия отнесения предлагаемой работы к неподходящей как ее несоответствие ограничениям, налагаемым особым публично-правовым статусом гражданина, ищущего работу.
Отказ в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, является самостоятельным основанием для отказа в признании гражданина безработным (пункт 3 статьи 3 Закона о занятости населения).
Комиссия считает необходимым также отметить рекомендательный характер данного заключения, из чего следует, что с судьи во всяком случае не снимается обязанность соотносить все свои действия с действующим законодательством, в том числе, законодательством, регулирующим статус судьи, и личная ответственность за выбор той или иной модели своего поведения.