НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 15.01.2021 N 1-КЭ "О праве судьи, пребывающего в отставке, замещать должность федеральной государственной гражданской службы - должность начальника отдела правового сопровождения деятельности и судебно-претензионной работы Правового департамента Министерства спорта Российской Федерации"

"О праве судьи, пребывающего в отставке, замещать должность федеральной государственной гражданской службы - должность начальника отдела правового сопровождения деятельности и судебно-претензионной работы Правового департамента Министерства спорта Российской Федерации"
КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 15 января 2021 г. N 1-КЭ
О ПРАВЕ
СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, ЗАМЕЩАТЬ ДОЛЖНОСТЬ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ - ДОЛЖНОСТЬ
НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И СУДЕБНО-ПРЕТЕНЗИОННОЙ РАБОТЫ ПРАВОВОГО ДЕПАРТАМЕНТА
МИНИСТЕРСТВА СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике (далее - комиссия по этике, комиссия) в порядке заочного голосования рассмотрела запрос судьи, пребывающего в отставке, о праве судьи в отставке замещать должность федеральной государственной гражданской службы - должность начальника отдела правового сопровождения деятельности и судебно-претензионной работы Правового департамента Министерства спорта Российской Федерации (далее - должность начальника отдела).
Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года, с изменениями, внесенными постановлением N 2 от 8 декабря 2016 года IX Всероссийского съезда судей, действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, допускает возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, лишь тогда, когда это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14).
Абзац первый пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 31.07.2020) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) устанавливает общие условия, наличие которых обязательно для работы пребывающего в отставке судьи, а также определяет исчерпывающий перечень видов органов, учреждений, объединений, в которых допускается работать судье в отставке; вводит императивный запрет для судей на занятие должностей прокурора, следователя и дознавателя, занятие адвокатской и нотариальной деятельностью.
Согласно абзацу второму того же пункта 4 на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, то есть, в отношении судей в отставке, независимо от их возраста и судейского стажа, не действует запрет занимать иные, кроме должности судьи, государственные должности, а также должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.
Как следует из представленного с запросом должностного регламента начальника отдела правового сопровождения деятельности и судебно-претензионной работы Правового департамента Министерства спорта Российской Федерации (далее - должностной регламент), указанная должность является должностью федеральной государственной гражданской службы, относится к группе должностей "главная" категории "специалисты"; назначение на должность и освобождение от названной должности осуществляются Министром спорта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 данного должностного регламента к видам профессиональной служебной деятельности начальника отдела отнесены: деятельность в сфере правовой помощи и взаимодействия с судебной системой; деятельность в сфере уголовного, административного и процессуального законодательства (деятельность в сфере процессуального законодательства); деятельность в сфере конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления (деятельность в сфере законодательства об общественно-политических правах граждан; деятельность в сфере полномочий федеральных государственных органов).
В части объема должностных прав и обязанностей гражданского служащего, замещающего должность начальника отдела, запретов и ограничений, связанных с гражданской службой, а также требований к служебному поведению гражданского служащего должностной регламент отсылает к Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".
Пунктом 16 должностного регламента предусмотрено, что на гражданского служащего, замещающего должность начальника отдела, в пределах его компетенции возложены следующие должностные обязанности:
1) участие в пределах компетенции отдела в разработке предложений по вопросам выработки и реализации государственной политики в установленной Министерству сфере деятельности;
2) участие в пределах компетенции отдела в подготовке законодательных актов и иных нормативных правовых актов в рамках компетенции Министерства, департамента, прогнозов, программ, планов;
3) подготовка в пределах компетенции отдела предложений руководству департамента по установлению оптимальных путей и методов реализации поставленных служебных задач;
4) проведение в пределах компетенции отдела анализа и подготовка заключений по проектам решений, представленных руководству департамента для их принятия;
5) по поручению руководства Министерства, департамента отстаивает позицию Министерства в отношениях с другими органами государственной власти, в том числе коллегиальных органах, к работе которых привлечено Министерство;
6) рассмотрение в пределах компетенции отдела обращений граждан и юридических лиц;
7) проведение правовой экспертизы проектов государственных контрактов, трудовых договоров, соглашений, одной из сторон которых является Министерство, а также проектов писем и других документов Министерства, представляемых на подпись Министру и заместителю Министра, курирующему деятельность департамента;
8) участие в организации планирования деятельности Министерства по разработке документов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
9) участие в пределах компетенции отдела в разработке проектов нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности Министерства, а также проектов нормативных актов, разрабатываемых структурными подразделениями Министерства;
10) участие в пределах компетенции отдела в подготовке предложений о внесении изменений и дополнений в действующие, а также об отмене или о признании утратившими силу нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
11) участие в пределах компетенции отдела в проведении анализа и подготовке предложений по совершенствованию практики подготовки Министерством законодательных и иных нормативных правовых актов;
12) участие в пределах компетенции отдела в подготовке проектов официальных отзывов, заключений и поправок Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов, проектов заключений на проекты нормативных правовых актов, поступившие от других федеральных органов исполнительной власти или структурных подразделений центрального аппарата Министерства, а также координация подготовки проектов отзывов и заключений;
13) участие в пределах компетенции отдела в обобщении материалов о ходе рассмотрения проектов федеральных законов, относящихся к сфере деятельности Министерства, находящихся на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;
14) участие в пределах компетенции отдела в осуществлении взаимодействия со структурными подразделениями иных федеральных органов исполнительной власти, Аппарата Правительства Российской Федерации, иных заинтересованных органов и организаций по вопросам подготовки проектов нормативных правовых актов Российской Федерации;
15) участие в пределах компетенции отдела в обработке персональных данных в Министерстве в связи с реализацией служебных и трудовых отношений и обеспечении их сохранности.
Анализ представленного должностного регламента не дает оснований предполагать, что исполнение судьей, пребывающим в отставке, предусмотренных регламентом обязанностей может вступить в противоречие с теми ограничениями и запретами, которые обязан соблюдать судья в отставке.
При этом комиссия по этике обращает внимание заявителя на то, что в силу подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей пребывающий в отставке судья не вправе на основании доверенности быть представителем по делам нанимателя (работодателя). Этот самостоятельный запрет не ограничивается представительством в судах; действует и в тех случаях, когда представительство на основании доверенности предусмотрено функциональными обязанностями по должности, которую судья в отставке вправе замещать согласно пункту 4 статьи 3 Закона о статусе судей.
Комиссия считает необходимым отметить рекомендательный характер данного заключения и напомнить об обязанности каждого судьи, пребывающего в отставке и поступившего на государственную гражданскую службу, самостоятельно определять наличие таких функциональных обязанностей по замещаемой должности, выполнение которых несовместимо со статусом судьи в отставке.