НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Приказ Генпрокуратуры России от 11.01.2021 N 2 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве"

"Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве"
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 11 января 2021 г. N 2
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В ГРАЖДАНСКОМ
И АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
В целях эффективной реализации полномочий и совершенствования работы по обеспечению участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" обеспечить качественное участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских и административных дел (далее - дела), используя своевременно и в полном объеме предоставленные полномочия.
2. Задачами участвующего в гражданском и административном судопроизводстве прокурора считать:
защиту и реальное восстановление нарушенных прав, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
обеспечение законности на всех стадиях гражданского и административного судопроизводства.
3. При решении поставленных задач исходить из того, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском и административном судопроизводстве, являются:
участие в рассмотрении судами дел, возбужденных по искам, заявлениям, административным исковым заявлениям (далее - заявления) прокуроров, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений и актов (далее - судебные постановления) по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;
вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам, предусмотренным частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), частью 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), и в иных случаях, установленных федеральными законами;
апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по делам, в рассмотрении которых участвовал или вправе был участвовать прокурор;
рассмотрение обращений о проверке законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским и административным делам.
4. Считать обязательным предварительное согласование заявлений, а также гражданских исков, предъявляемых в порядке части 3 статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, подготовленных подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, с соответствующими профильными подразделениями (при их отсутствии - с должностными лицами), обеспечивающими участие прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве.
С проектом заявления представлять материалы, послужившие основанием для его подготовки, обеспечив аргументированность предъявляемых требований и их подтверждение необходимыми доказательствами, в том числе с использованием единой защищенной сети передачи данных органов прокуратуры Российской Федерации.
При направлении заявления в суд в каждом случае рассматривать вопрос о необходимости принятия мер по обеспечению иска (применения мер предварительной защиты по административному иску). При выборе таких мер оценивать их соразмерность заявленным требованиям в целях реального исполнения судебных постановлений.
Одновременно с направлением в суд заявления передавать его копию и необходимые материалы в профильное подразделение (должностному лицу) для обеспечения участия в рассмотрении его судом.
4.1. Работу по поддержанию в судах заявлений строить в тесном взаимодействии с подразделениями, их подготовившими.
К участию в рассмотрении дел по заявлениям прокурора, правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции либо законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, привлекать подразделения, инициировавшие обращение в суд.
Порядок взаимодействия подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации при поддержании заявлений в судах определить отдельным организационно-распорядительным документом.
Принимать меры к своевременному получению информации о движении дела, в том числе с использованием официальных сайтов и иных электронных систем судов.
4.2. Прокурорам городов и районов, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам в случае предъявления заявления в суд, расположенный в другом субъекте Российской Федерации или удаленный на значительное расстояние от их местонахождения, незамедлительно обращаться к территориальному прокурору соответствующего уровня, приравненному к нему военному прокурору по месту нахождения суда для обеспечения участия в рассмотрении дела с одновременным направлением копии заявления и необходимых материалов.
Правом на изменение основания или предмета заявленных требований, изменение размера требований, на полный или частичный отказ от таких требований обладает прокурор, предъявивший заявление. В случае возникновения обстоятельств, указывающих на необходимость совершения перечисленных процессуальных действий, участвующему в деле прокурору незамедлительно информировать об этом прокурора, инициировавшего обращение в суд.
О результатах рассмотрения дела сообщать прокурору, предъявившему заявление, не позднее трех дней со дня принятия судебного постановления с последующим направлением его копии для обеспечения проверки законности и обоснованности принятого решения.
4.3. Копии вступивших в законную силу или обращенных к немедленному исполнению судебных постановлений по удовлетворенным заявлениям прокурора передавать в подразделение, инициировавшее предъявление заявления, а исполнительные документы, подлежащие выдаче прокурору как взыскателю, для контроля за их исполнением направлять в подразделение прокуратуры, осуществляющее организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных постановлений.
Исходить из того, что применение отсрочки (рассрочки) исполнения ответчиком судебного решения возможно лишь при наличии исключительных обстоятельств. В целях пресечения необоснованного предоставления судом отсрочки (рассрочки) исполнения судебного решения, вынесенного по заявлению прокурора, использовать полномочия по обжалованию соответствующего определения суда.
5. Во всех судебных инстанциях обеспечить обязательное участие прокурора и дачу им мотивированного заключения по делам, предусмотренным частью 3 статьи 45 ГПК РФ, частью 7 статьи 39 КАС РФ, и в иных случаях, установленных федеральными законами.
Учесть, что в рассмотрении дел судами участвуют, как правило, работники прокуратур соответствующего уровня по месту нахождения суда, в производстве которого находится дело, при необходимости с привлечением прокуроров специализированных прокуратур.
6. Прокурорам, участвующим в рассмотрении дел судами, до начала судебного разбирательства детально изучать материалы дела, анализировать законодательство и судебную практику по спорным правоотношениям.
По всем возникающим при рассмотрении дела вопросам занимать аргументированную позицию, активно участвовать в исследовании доказательств, при необходимости инициировать их истребование, а также эффективно использовать иные права лица, участвующего в деле.
Принять во внимание, что в соответствии с положениями статьи 71 ГПК РФ и статьи 70 К АС РФ доказательства в суд представляются как на бумажном носителе, так и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
При рассмотрении дела по правилам упрощенного (письменного) производства, по которому участие прокурора является обязательным, направлять в суд заключение в письменной форме.
Исключить случаи дачи заключения по делу, в котором орган прокуратуры выступает в качестве истца, ответчика, третьего или заинтересованного лица.
При выявлении в ходе судебного разбирательства нарушений закона обращаться к суду с ходатайством о вынесении частного определения в адрес соответствующей организации или должностного лица, допустивших такие нарушения.
6.1. Участие в рассмотрении дел апелляционными и кассационными судами общей юрисдикции, апелляционным и кассационным военными судами, а также Верховным Судом Российской Федерации обеспечивать должностным лицам Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, при необходимости - иных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Необходимость участия работников нижестоящих прокуратур в рассмотрении таких дел согласовывать с указанными выше подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
7. Обеспечить проверку законности и обоснованности судебных постановлений по делам, в рассмотрении которых участвовал или вправе был участвовать прокурор, в установленные процессуальные сроки.
Своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные постановления принесением апелляционных, кассационных и надзорных представлений.
Не допускать принесения прокурорами представлений в отсутствие оснований для обжалования судебных постановлений, а также случаев необоснованного отзыва представлений.
7.1. Руководствуясь требованиями статей 320, 376 и 377 ГПК РФ, статей 295 и 318 КАС РФ, иметь в виду, что право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле, тогда как правом обращения с кассационным представлением в кассационный суд общей юрисдикции (кассационный военный суд) обладают Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, а также прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры в пределах своей компетенции.
Учитывать, что прокурор также вправе принести кассационное представление в интересах лиц, указанных в части 1 статьи 45 ГПК РФ и части 1 статьи 39 КАС РФ, не привлеченных к участию в деле, права которых нарушены судебным постановлением.
7.2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам в случае принесения представления в апелляционный или кассационный суды общей юрисдикции обеспечить в пятидневный срок направление его копии и наблюдательного производства по делу в электронном виде с использованием единой защищенной сети передачи данных органов прокуратуры Российской Федерации (при отсутствии технической возможности - в бумажном виде) в территориальный отдел апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по месту дислокации апелляционного или кассационного судов общей юрисдикции (далее - территориальный отдел). Военным прокурорам окружного звена в случае принесения представления в апелляционный или кассационный военные суды соответствующие материалы направлять в Главную военную прокуратуру. Указанным выше подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в течение пяти дней информировать соответствующих прокуроров о результатах рассмотрения представления судом.
7.3. В случае обжалования судебных постановлений иными участниками процесса в апелляционный суд общей юрисдикции (апелляционный военный суд) и при отсутствии оснований для принесения апелляционного представления обеспечить подготовку и направление возражений на жалобу в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
7.4. При обжаловании судебных постановлений иными участниками процесса в кассационный суд общей юрисдикции (кассационный военный суд) и при отсутствии оснований для принесения кассационного представления обеспечить подготовку и направление не позднее пяти дней до установленного судом срока в территориальные отделы, Главную военную прокуратуру возражений на жалобу и наблюдательного производства по делу в электронном виде (при отсутствии технической возможности - в бумажном виде) для формирования единой правовой позиции по делу.
При получении от иных участников процесса копии кассационной жалобы и приложенных к ней документов направлять их в территориальные отделы, Главную военную прокуратуру.
Учитывать, что возражения подписываются прокурором, участвовавшим в деле (для кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда - участвовавшим в апелляционной инстанции суда субъекта Российской Федерации, окружного (флотского) военного суда), либо руководителем соответствующей прокуратуры или его заместителем.
7.5. Территориальным отделам, Главной военной прокуратуре информировать прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры об отмене или изменении судебных постановлений по жалобам участников процесса в пятидневный срок со дня вынесения определений апелляционными или кассационными судами общей юрисдикции, апелляционным или кассационным военными судами. Наблюдательные производства, поступившие в бумажном виде, возвращать в соответствующую прокуратуру.
7.6. Для оспаривания судебного постановления в Верховном Суде Российской Федерации прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам обращаться с проектом кассационного (надзорного) представления к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю. Военным прокурорам окружного звена проекты соответствующих представлений на судебные постановления направлять заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору.
В целях соблюдения процессуального срока на обжалование судебного постановления проект кассационного (надзорного) представления, наблюдательное производство и заверенные копии судебных постановлений направлять в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления последнего из обжалуемых судебных постановлений в законную силу. Его заверенную соответствующим судом копию досылать незамедлительно после поступления в прокуратуру.
7.7. При обращении с кассационным или надзорным представлением учитывать положения статей 379.3, 390.7, 391.5 ГПК РФ, статей 322, 323, 337 КАС РФ и в необходимых случаях ходатайствовать о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной или надзорной инстанции.
8. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам обеспечить формирование в электронном виде (при отсутствии технической возможности - в бумажном виде) единого наблюдательного производства по делу, в котором должны содержаться наиболее важные процессуальные документы: копии заявлений, возражений на них, судебных постановлений, апелляционных, кассационных представлений, жалоб и возражений на них, а также материалов, имеющих существенное значение для установления юридически значимых обстоятельств по делу; по делам, предусмотренным частью 3 статьи 45 ГПК РФ, частью 7 статьи 39 КАС РФ, и в иных случаях, установленных федеральными законами, - мотивированное заключение по делу, при необходимости - копии протоколов судебных заседаний; по заявлениям прокурора, в удовлетворении которых отказано, и при отсутствии оснований для обжалования - заключение о законности судебных постановлений, утвержденное должностным лицом, уполномоченным на принесение апелляционных и (или) кассационных представлений.
9. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, а также их заместителям принимать личное участие в рассмотрении судами дел, имеющих особую актуальность и значимость для защиты прав и интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
10. Участвовать в судебном заседании в форменном обмундировании или военной форме одежды.
11. Вести строгий учет дел, по которым предусмотрено участие прокурора, с отражением результатов их рассмотрения.
12. При рассмотрении обращений на судебные постановления руководствоваться требованиями ГПК РФ, КАС РФ, законодательством, регулирующим спорные правоотношения, решениями Конституционного Суда Российской Федерации и судебной практикой Европейского Суда по правам человека и Верховного Суда Российской Федерации.
13. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" не реже одного раза в полугодие анализировать работу по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении гражданских и административных дел. Докладные записки, содержащие сведения согласно приложению к настоящему приказу, направлять в Главное гражданско-судебное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главную военную прокуратуру в срок не позднее 25 января и 15 июля.
14. Главному гражданско-судебному управлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуре регулярно анализировать практику участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве, в том числе эффективность обжалования судебных постановлений и обоснованность принесенных представлений.
Результаты использовать для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров, в том числе при подготовке информационно-аналитических материалов.
15. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.07.2017 N 475 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве".
16. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
17. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ
Приложение
к приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
ПЕРЕЧЕНЬ
СВЕДЕНИЙ О РАБОТЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ
В ГРАЖДАНСКОМ И АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
При подготовке докладных записок анализировать динамику показателей работы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также указывать причины таких изменений.
1. Участие в рассмотрении судами дел по заявлениям прокуроров.
1.1. Анализ работы по предварительному согласованию заявлений прокуроров и взаимодействию структурных подразделений в целях своевременной судебной защиты нарушенных прав.
1.2. Сведения о категориях заявлений, в том числе предъявленных в порядке статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, с указанием причины преобладания определенных категорий заявлений.
1.3. Анализ причин и обоснованности отказа в удовлетворении заявлений прокуроров, а также отказа от обжалования судебных решений, которыми требования прокурора оставлены без удовлетворения.
1.4. Сведения о делах, производство по которым прекращено судом ввиду добровольного удовлетворения требований (с анализом эффективности принятых досудебных мер реагирования), а также по иным основаниям (с указанием оснований прекращения дел).
Меры, принятые в целях исключения фактов необоснованного обращения в суд.
1.5. Данные о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения решений суда (количество соответствующих определений и их обоснованность).
1.6. Анализ эффективности оспаривания прокурорами определений судов (раздельно по основаниям их вынесения).
2. Участие прокурора в делах, предусмотренных частью 3 статьи 45 ГПК РФ, частью 7 статьи 39 КАС РФ, и в иных случаях, установленных федеральными законами (раздельно по видам судопроизводства).
2.1. При наличии случаев рассмотрения дел без участия прокурора указать их количество, причины и принятые меры к недопущению таких фактов.
2.2. Качество и обоснованность внесения апелляционных представлений, причины отказа от них (их отзыва, подачи ходатайств об их возвращении) и их количество.
Анализ причин отмены судебных постановлений по жалобам лиц, участвующих в деле, в отсутствие апелляционных представлений.
Отдельно отразить случаи отказа от апелляционного обжалования судебных постановлений при расхождении позиции, высказанной участвующим в деле прокурором, с позицией суда.
2.3. Качество и обоснованность внесения кассационных представлений, причины отказа от них (их отзыва, подачи ходатайств об их возвращении) и их количество.
Анализ причин отмены судебных постановлений по жалобам лиц, участвующих в деле, в отсутствие кассационных представлений.
Отдельно отразить случаи отказа от кассационного обжалования судебных постановлений при расхождении позиции, высказанной участвующим в деле прокурором, с позицией суда.
3. Сведения о вынесении судом частных определений в адрес лиц, допустивших нарушения закона, и должностных лиц органов прокуратуры (указать категории дел, количество вынесенных судом определений, результаты их обжалования). Результаты исполнения частных определений.
4. Сведения о личном участии прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, а также их заместителей в рассмотрении дел судами (количество дел, их категории и результаты рассмотрения).
5. Меры, принимаемые в целях повышения качества обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами гражданских и административных дел (проведение заседаний коллегии, плановых мероприятий, учебы работников по повышению профессиональной подготовки, методической работы, в том числе с выездом на места для оказания практической помощи, и другое), и их влияние на эффективность данной работы.
6. Привести наиболее интересные примеры реализации процессуальных полномочий прокурора.
Отразить проблемные вопросы, возникающие в ходе обеспечения участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве.