ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 мая 2003 г. N 03-25/5335
О КОРРЕКТИРОВКЕ ГРАФИКОВ
ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ И ШТРАФАМ
В связи с поступающими из отделений ПФР запросами о корректировке графиков погашения задолженности, утвержденных в рамках Постановления Правительства Российской Федерации
от 01.10.2001 N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г.", при уменьшении суммы задолженности по начисленным пеням и штрафам, имеющимся у налогоплательщиков по состоянию на 01.01.2001, Департамент казначейства разъясняет следующее.
В случае, если в отношении налогоплательщика арбитражным судом принято решение об уменьшении суммы пеней, начисленных по состоянию на 01.01.99, до суммы задолженности по страховым взносам на указанную дату, отделения ПФР должны в обязательном порядке обжаловать указанные решения.
Отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, регулировались помимо специального законодательства нормами
Налогового кодекса Российской Федерации с даты вступления в силу Федерального закона
от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую
Налогового кодекса Российской Федерации", т.е. с 18.08.99. Указанным Законом исключен абзац третий п. 4 ст. 75, который устанавливал, что во всех случаях сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона
от 09.07.99 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой
Налогового кодекса Российской Федерации" ограничение начисленных по состоянию на 01.01.99 плательщику пеней действовало в период с 01.01.99 до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую
Налогового кодекса Российской Федерации" (т.е. до 18.08.99).
Таким образом, для уменьшения начисленных пеней до размера недоимки не имеется правовых оснований.
В том случае, когда отделения ПФР исчерпали все процессуальные способы обжалования и защиты правовой позиции ПФР по указанным Постановлениям (прошли апелляционную и кассационную инстанции арбитражных судов), следует учитывать требования статьи
318 АПК РФ, устанавливающей, что судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу.
Обращаем внимание на то, что решение о сложении пеней, принятое по одной конкретной организации, не может автоматически распространяться на другие организации, по которым либо не было обращений в суд, либо не пройдены все инстанции защиты позиции ПФР.
Уменьшение задолженности по пеням по состоянию на 01.01.2001 возможно также при реализации Постановления Правительства Российской Федерации
от 18.04.2002 N 251 "О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 г. на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды".
В соответствии с решением, принятым на совместном совещании по вопросу информационного взаимодействия между МНС России и ПФР (протокол от 10.04.2003 N СД-2), при списании органами МНС России по постановлениям арбитражных судов пеней налогоплательщикам, реструктурирующим задолженность в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 01.10.2001 N 699, графики погашения 15% задолженности по пеням и штрафам переутверждать не следует (размер ежеквартального платежа останется прежним), при этом срок погашения указанной задолженности сократится, то есть исполнение графика будет досрочным.
Главный бухгалтер ПФР,
Начальник Департамента
казначейства
Н.В.ПЕТРОВА