НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> ПФ РФ от 23.03.2004 N СД-09-25/3111 "О налоге на имущество организаций"

"О налоге на имущество организаций"
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 марта 2004 г. N СД-09-25/3111
О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
Пенсионный фонд Российской Федерации в связи со вступлением в силу Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" сообщает следующее.
Указанным Федеральным законом часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена главой 30 "Налог на имущество организаций", которая вступила в силу с 1 января 2004 года.
Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение согласно Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ является страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, учитывая, что пенсионное обеспечение является частью социального обеспечения, а Пенсионный фонд Российской Федерации - органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его имущество может использоваться только для нужд социального обеспечения.
Статьей 372 главы 30 Кодекса предусмотрено, что налог на имущество вводится в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 59 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательные органы субъектов Российской Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, определенных налоговым законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Кодекса нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если таковой акт отменяет или ограничивает права налогоплательщиков или изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Следовательно, в отношении налога на имущество организаций необходимо различать два вида налоговых льгот:
льготы федеральные, установленные статьей 381 Кодекса;
льготы региональные, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Первая категория льгот применяется на всей территории Российской Федерации, где введен налог на имущество. Вторая категория - на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 3 Кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Подпунктом 7 статьи 381 главы 30 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения на имущество организаций в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. К указанной категории организаций относятся и органы ПФР по следующим основаниям.
Согласно Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства", утвержденному 01.01.1976, N 1-75-018 (далее - Общесоюзный классификатор), к объектам социально-культурной сферы были отнесены объекты культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2003 N 108 "Об установлении переходного периода для введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" установлено, что 2003 - 2004 годы являются переходным периодом для введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности вместо Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства. В течение указанного переходного периода подготовка официальной статистической информации, проектов государственных прогнозов и мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации осуществляются на основе Общесоюзного классификатора с последовательным расширением использования Общероссийского классификатора.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности N ОК 029-2001 группировка "Деятельность в области обязательного социального обеспечения" включает в том числе деятельность, связанную с пенсионным обеспечением государственных служащих, а также деятельность, связанную с предоставлением пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, кроме выплачиваемых государственным служащим.
Социальное обеспечение осуществляется за счет системы социального страхования и национальной системы социального обеспечения. В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации обязательному социальному страхованию подлежат все работники. Начиная с 1 января 2002 г. страховая часть трудовой пенсии формируется исключительно за счет страховых взносов, перечисляемых страхователями в бюджет ПФР.
На основании вышеизложенного имущество Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с подпунктом 7 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации не должно облагаться налогом на имущество организаций.
Вместе с тем с целью урегулирования разногласий, которые могут возникнуть по вопросам уплаты налога на имущество организаций, отделениям ПФР следует незамедлительно обсудить этот вопрос с управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации и в случае принятия налоговыми органами решения об обязательной уплате указанного налога в целях предотвращения его уплаты и уплаты пеней и штрафов, начисленных за невыполнение требований налоговых органов, необходимо решать проблему в судебном порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Таким образом, при необходимости, спор следует довести до рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Заместитель Председателя
Правления
С.Е.ДОНЦОВ