НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

<Письмо> ФФОМС от 18.10.2001 N 3851/20-2/и "О проверках плательщиков страховых взносов на ОМС неработающего населения"

"О проверках плательщиков страховых взносов на ОМС неработающего населения"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 18 октября 2001 г. N 3851/20-2/и
О ПРОВЕРКАХ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ
СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОМС НЕРАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 г." от 23.08.2001 N 624 разъясняет следующее.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее Закон) страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения - Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, местная администрация.
Статья 9 Закона устанавливает обязанность страхователя вносить страховые взносы в порядке, установленном Законом и договором медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 (далее Положение), платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Согласно пункту 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга утверждают на основе базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации территориальные программы обязательного медицинского страхования населения с учетом стоимости их реализации и обеспечивающий выполнение этих программ размер платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 года N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" утверждена базовая программа обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, определяющая объемы и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам Российской Федерации. На основе базовой программы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт - Петербурге разрабатываются и утверждаются территориальные программы обязательного медицинского страхования, объем предоставляемых медицинских услуг которых не может быть меньше объема, установленного базовой программой.
При отсутствии утвержденной в установленном порядке территориальной программы обязательного медицинского страхования населения следует принимать во внимание базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.
В соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации Министерством здравоохранения Российской Федерации издан Приказ от 21 июня 1993 года N 146, которым утверждены методические рекомендации по экономическому обоснованию Перечня видов медицинской помощи, профилактических и лечебно - диагностических мероприятий и их объемов, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования различных контингентов населения Российской Федерации. В дальнейшем в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Пунктом 5 Положения установлено, что органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
В связи с изложенным при проверке своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в качестве исходных данных может быть использована бюджетная роспись, составляемая финансовым управлением (отделом) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 31.07.98 N 145-ФЗ, бюджетная роспись представляет собой документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
В соответствии с бюджетной классификацией средства на ОМС неработающего населения предусматривались:
1994 - 1996 гг. в соответствии с Приказом Минфина России от 27.07.94 N 97 по разделу 203 "Здравоохранение", параграф 18 "Средства бюджета, передаваемые в территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
1997 - 2000 гг. в соответствии с Федеральным законом от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" по разделу 17 "Здравоохранение и физическая культура", подраздел 05 "Обязательное медицинское страхование неработающего населения";
2000 - 2001 гг. в соответствии с Приказом Минфина России от 25.05.99 N 38н раздел 17 "Здравоохранение и физическая культура", подраздел 01 "Здравоохранение", целевая статья 430 "Ведомственные расходы на здравоохранение", вид расходов 316 "Средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения, перечисленные фондам обязательного медицинского страхования".
В случае недостаточности указанных средств при формировании бюджетов территорий на предстоящий финансовый год должна предусматриваться целевая дотация из бюджета вышестоящих органов исполнительной власти согласно Порядку дотирования местных бюджетов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также граждан, работающих в бюджетных учреждениях, организациях и на временно нерентабельных государственных предприятиях, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.92 N 41.
В соответствии с пунктом 8 Положения плательщики страховых взносов подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования.
Пунктом 14 Положения установлено, что на период до образования территориальных фондов обязательного медицинского страхования страховые взносы плательщиками вносятся в установленном Положением порядке и зачисляются банками на отдельный лицевой счет 22 балансового счета 100 "Доходы федерального бюджета" раздел N 38 "Средства обязательного медицинского страхования".
Согласно пункту 4 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 1018, плательщики страховых взносов (платежей) подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в течение 30 дней со дня создания территориального фонда.
Статьей 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" признан утратившим силу абзац четвертый пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" только в части порядка уплаты страховых взносов работодателей - предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
Таким образом, в отношении условий уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения сохраняет свое действие Положение о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1.
Статьей 19 названного Федерального закона установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".
На основании вышеизложенного и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 г." от 23.08.2001 N 624 территориальным фондам ОМС до 1 ноября 2001 года необходимо осуществить проведение проверок плательщиков страховых взносов на ОМС неработающего населения, зарегистрированных в установленном порядке и заключивших договор медицинского страхования.
Кроме того, проверке подлежат незарегистрированные плательщики, в бюджетах которых предусмотрены средства на здравоохранение, средства на ОМС неработающего населения.
При отсутствии названных средств в утвержденных ежегодных бюджетах плательщиков страховых взносов на ОМС неработающего населения в Акте проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на ОМС неработающего населения (приложение 2 к Приказу ФОМС от 21.09.2001 N 52) производится соответствующая запись.
Одновременно Федеральный фонд ОМС разъясняет, что пункт 6.4 Акта проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на ОМС неработающего населения заполняется нарастающим итогом с учетом суммы недоимки предыдущего года. В пункте 6.5 Акта проверки на соответствующую дату указывается нарастающим итогом сумма начисленных пеней и штрафов с учетом суммы уплаченных пеней.
Директор
А.М.ТАРАНОВ