НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

<Письмо> ФАС России от 24.09.2020 N ДФ/82787/20 "Об отнесении информационных стендов к рекламным конструкциям"

"Об отнесении информационных стендов к рекламным конструкциям"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 24 сентября 2020 г. N ДФ/82787/20
ОБ ОТНЕСЕНИИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СТЕНДОВ К РЕКЛАМНЫМ КОНСТРУКЦИЯМ
В соответствии с пунктом 25 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2020 году, утвержденным приказом ФАС России от 17.04.2020 N 410/20, ФАС России направляет разъяснение по вопросу отнесения к рекламным конструкциям стендов, размещенных у входа в подъезды жилых домов.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций закреплены в статье 19 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламой распространителем, с соблюдением требований данной статьи.
При этом, вышеуказанный перечень рекламных конструкций не является закрытым, поскольку перечень способов и видов распространения рекламы не определен и не ограничен.
В указанной части 1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" также содержится указание на "иные технические средства стабильного территориального размещения".
По мнению ФАС России, к иным техническим средствам стабильного территориального размещения следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения.
Федеральный закон "О рекламе" не содержит определения прочной связи конструкции с объектом недвижимого имущества.
Вместе с тем, по мнению специалистов ФАС России, под "иными техническими средствами стабильного территориального размещения" понимаются любые конструкции, прочно (стабильно, стационарно) связанные с объектом недвижимого имущества таким образом, что такая связь делает невозможным монтаж/демонтаж конструкции без использования специальных технических средств или устройств (машин, механизмов, инструментов и т.п.), такие конструкции при размещении на них рекламы являются рекламными конструкциями.
В случае если стенды, размещенные у входа в подъезды жилых домов, используются для распространения рекламы, прочно связаны с землей или зданием и их перемещение невозможно без использования специальных приспособлений или инструментов, такие стенды относятся к рекламным конструкциям, размещение которых должно осуществляться в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона "О рекламе", в том числе, о наличии разрешения на их установку и эксплуатацию, а также внесении данных конструкций в схему размещения рекламных конструкций.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Федеральный закон не распространяется на сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой, объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Федеральный закон не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В случае если на информационных стендах, установленных у входа в подъезды жилых домов, размещается такая информация (например, информации об отключении горячего водоснабжения), положения Федерального закона "О рекламе", в частности статьи 19 данного закона, на установку таких стендов не распространяются.
При этом, согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Пунктом 19 части 1 статьи 14 данного закона к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
При этом согласно статье 2 цитируемого закона благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Таким образом, орган местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вправе определять порядок и возможность размещения конструкций, порядок установки и эксплуатации которых не регулируется Федеральным законом "О рекламе", в соответствующем нормативном акте.
Дополнительно информируем, что размещение рекламы внутри подъездов многоквартирных домов посредством использования технических средств, предназначенных для рекламы, Федеральным законом "О рекламе" не запрещено, и указанный Федеральный закон не содержит специальных требований, предъявляемых к такой рекламе.
Таким образом, требования статьи 19 Федерального закона "О рекламе" не распространяются на рекламу, размещаемую внутри подъездов многоквартирных домов посредством использования технических средств.
Д.В.ФЕСЮК