НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Рекомендации по соблюдению отдельных требований действующего законодательства Российской Федерации

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ МАССОВЫХ
КОММУНИКАЦИЙ ДЛЯ РЕДАКЦИЙ СЕТЕВЫХ ИЗДАНИЙ
В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере средств массовой информации направляем в Ваш адрес разъяснения по отдельным актуальным вопросам.
1. Соблюдение требований статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ).
Согласно ч. 1 ст. 20 Закона о СМИ, устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
В процедуре принятия устава участвуют только штатные сотрудники, то есть лица, замещающие определенную должность в штатном расписании редакции.
Для принятия устава необходимо провести общее собрание, причем на нем должен быть кворум в количестве не менее двух третей штатных сотрудников. Устав принимается простым большинством голосов. После этого он представляется учредителю на утверждение.
Учредитель не несет обязанности утвердить именно предлагаемый общим собранием коллектива журналистов устав. Однако законодательством не предусмотрены последствия отклонения предложенного варианта. При этом и учредитель, и редакция средства массовой информации должны принимать во внимание, что устав должен быть принят в течение трех месяцев с момента первого выхода в свет средства массовой информации.
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона о СМИ, если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации, то регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной.
Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации создается в качестве организации, то она подлежит также регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и, помимо производства и выпуска средства массовой информации, вправе осуществлять в установленном порядке иную не запрещенную законом деятельность.
Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
В отличие от устава как учредительного документа организации, устав редакции не подлежит государственной регистрации, а направление копии устава редакции в регистрирующий орган, предусмотренное статьей 20 Закона о СМИ, не является процедурой государственной регистрации устава.
Таким образом, у редакции может быть один устав, одновременно служащий и учредительным документом, представленным на государственную регистрацию в налоговый орган, и уставом редакции, представленным в Роскомнадзор. В данном случае учредительный документ должен содержать также все вопросы, которые должны быть урегулированы в уставе редакции (ч. 2 ст. 20 Закона о СМИ).
Среди них:
1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;
2) полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;
3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;
5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;
6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные Законом о СМИ и другими законодательными актами.
Данный перечень является обязательным для включения в устав редакции СМИ, но не исчерпывающим.
Поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное перечисление в уставе организации всех его участников поименно, то вносить изменения в действующую редакцию устава в случае изменения состава участников организации, в том числе в соответствии со статьей 19.1 Закона о СМИ, не требуется.
Однако устав редакции и устав юридического лица могут быть абсолютно разными документами.
Нарушение порядка принятия и (или) утверждения устава, отсутствие какого-либо из обязательных положений, предусмотренных ст. 20 Закона о СМИ, свидетельствует о несоответствии устава требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о СМИ: до утверждения устава редакции или если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором), включающим вопросы, перечисленные в пунктах 1 - 5 ч. 2 ст. 20 Закона о СМИ.
В первом случае договор прекращает свое действие с момента утверждения устава редакции СМИ учредителем.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Закона о СМИ копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации.
За непредставление или несвоевременное представление устава редакции в регистрирующий орган ст. 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
- на граждан - в размере от двухсот до пятисот рублей;
- на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Необходимо при этом учитывать, что в качестве регистрирующего органа для сетевых изданий выступает Роскомнадзор, а не его территориальные органы.
Если в составе медиа-холдинга объединены редакции различных средств массовой информации, которыми руководят редакторы, необходимо создавать такой орган управления как главный редактор и указывать в уставах редакций и выходных данных сведения о главном редакторе.
2. Соблюдение требований статьи 27 Закона о СМИ.
Каждый выпуск сетевого издания должен содержать следующие сведения:
1) наименование (название) издания;
2) учредитель (соучредители);
3) фамилия, инициалы главного редактора;
4) адрес электронной почты и номер телефона редакции;
5) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Все вышеперечисленные сведения являются обязательными для указания в выходных данных.
При подготовке выходных данных необходимо особое внимание обратить на то, что:
- наименование (название) средства массовой информации должно полностью соответствовать наименованию (названию), указанному в записи о государственной регистрации средства массовой информации;
- необходимо указывать всех соучредителей СМИ;
- в случае временного отсутствия главного редактора допускается указание фамилии и инициалов и.о. главного редактора или врио главного редактора;
- знак информационной продукции должен соответствовать содержанию распространяемой информации и классификации, установленной Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Кроме того, в соответствии со ст. 27 Закона о СМИ, зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер государственной регистрации СМИ.
Допускается использование в выходных данных сетевых изданий сокращенной формы наименования Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - "Роскомнадзор".
Действующим законодательством Российской Федерации не установлены какие-либо требования к месту размещения выходных данных.
Размещение на страницах сетевого издания web-ссылки на выходные данные средства массовой информации, при переходе по которой открывается файл копии свидетельства о регистрации средства массовой информации, и указанные в копии данные совпадают с информацией, имеющейся в регистрационном деле средства массовой информации, свидетельствует об указании неполных выходных данных сетевым изданием и, как следствие, не является соблюдением требований ст. 27 Закона о СМИ, поскольку не отображают сведения об адресе электронной почты и номера телефона редакции, даже при наличии знака информационной продукции.
Дополнительно сообщаем, что в случае размещения сетевым изданием материалов, подготовленных информационным агентством, они должны сопровождаться его наименованием (названием).
Для сведения сообщаем, что статус информационного агентства определен ст. 23 Закона о СМИ: на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.
Закрепляя статус информационного агентства, Закон о СМИ не дает определения данному термину. Действующее федеральное законодательство вообще не содержит трактовки информационного агентства. До 2005 г. определение данного понятия можно было найти в Федеральном законе от 1 декабря 1995 г. N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", понимающем под информационным агентством "организацию, осуществляющую сбор и оперативное распространение информации". Однако Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ данный нормативный акт признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
Специфика информационных агентств заключается в том, что информацию они распространяют не периодически, а по мере появления.
Основными потребителями информации информационных агентств являются средства массовой информации.
Закон распространяет на информационные агентства правовой режим средства массовой информации.
Информационные агентства создаются, регистрируются, действуют и ликвидируются по общим правилам, предусмотренным для всех средств массовой информации.
Выпуск (изготовление) или распространение продукции СМИ без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными в соответствии со ст. 13.22 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа:
- на граждан в размере от 300 до 500 рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой;
- на должностных лиц - от 500 рублей до 1 тысячи рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой;
- на юридических лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.
3. Соблюдение требований статьи 11 Закона о СМИ.
- смена учредителя;
- изменение состава соучредителей;
- изменение наименования (названия);
- изменение языка (языков);
- изменение примерной тематики и (или) специализации СМИ;
- изменение территории распространения продукции СМИ;
- изменение формы и (или) вида периодического распространения массовой информации
допускается лишь при условии внесения соответствующих изменений в запись о регистрации средства массовой информации.
Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация средства массовой информации.
При этом переименование юридического лица - учредителя СМИ не рассматривается как смена учредителя.
Изготовление или распространение продукции средства массовой информации, не прошедшего перерегистрацию, в соответствии с ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде административного штрафа:
- на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
- на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
- на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
В ч. 2 ст. 11 Закона о СМИ указаны случаи, обязывающие учредителя уведомить регистрирующий орган о произошедших изменениях, в частности, при:
- изменении местонахождения (адреса) учредителя и (или) редакции;
- изменение периодичности выпуска средства массовой информации;
- изменение максимального объема средства массовой информации;
- принятии решения о прекращении, приостановлении или возобновлении деятельности СМИ.
Уведомление представляется в регистрирующий орган в течение одного месяца со дня (с даты) произошедших изменений в письменной форме непосредственно или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Уведомление может быть представлено в регистрирующий орган в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. В случае, если уведомление подано неуполномоченным лицом или сведения, содержащиеся в нем, не соответствуют действительности, такое уведомление подлежит возврату.
Указанная норма не содержит каких-либо исключений из общего правила, в связи с чем регистрирующий орган необходимо уведомлять о любых изменениях.
Необходимо учитывать, что в качестве регистрирующего органа для сетевых изданий выступает Роскомнадзор, а не его территориальные органы.
Изменение, исключение, добавление литера, корпуса, этажа, номера дома, комнаты также являются изменениями местонахождения (адреса) редакции.
Отдельно отмечаем, что Законом о СМИ не предусмотрено, что средства массовой информации с определенной периодичностью распространения ("ежеквартально", "один раз в месяц", "два раза в неделю") и так далее должны выходить в свет в определенный день. Конкретная дата выхода в свет очередного выпуска издания определяется редакцией средства массовой информации.
Максимальный объем сетевых изданий указывается в соответствующих единицах измерения информации (например, в байтах).
При изменении максимального объема СМИ учредитель обязан письменно уведомить Роскомнадзор.
Дополнительно сообщаем, что в целях актуализации сведений, содержащихся в реестре зарегистрированных СМИ, в случае изменения наименования учредителя (соучредителей) учредитель может воспользоваться правом на внесение изменений в запись о регистрации СМИ и обратиться в регистрирующий орган с заявлением по форме, утвержденной приказом Роскомнадзора от 17.05.2019 N 100 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации", с приложением необходимого комплекта документов и уплатой государственной пошлины по реквизитам, указанным на официальном сайте соответствующего регистрирующего органа.
Рассмотрение заявления о внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ осуществляется в течение 30 рабочих дней с момента поступления заявления в Роскомнадзор.
Непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор уведомления влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 13.23 КоАП РФ в виде административного штрафа:
- на граждан - в размере от двухсот до пятисот рублей;
- на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.