НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Рекомендации по разработке и реализации региональных программ повышения производительности труда и (утв. Минэкономразвития России 16.06.2017)

(утв. Минэкономразвития России 16.06.2017)
Утверждаю
Министр экономического развития
Российской Федерации
М.С.ОРЕШКИН
от 16 июня 2017 г.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА И ПОДДЕРЖКИ ЗАНЯТОСТИ В РАМКАХ
ПРИОРИТЕТНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
И ПОДДЕРЖКИ ЗАНЯТОСТИ"
I. Общие положения
1. Настоящие рекомендации подготовлены во исполнение подпункта "а" пункта 2 раздела 2 протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 марта 2017 г. N 1 и поручения Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2017 г. N ДМ-П6-2085 с целью методологического обеспечения разработки и реализации региональных программ повышения производительности труда и поддержки занятости в рамках приоритетной программы "Повышение производительности труда и поддержка занятости" (далее соответственно - региональная программа, приоритетная программа).
Рекомендации описывают принципы и порядок подготовки и реализации региональной программы, в том числе структуру и содержание, определение целей и показателей ее реализации, формирование организационно-управленческой структуры по разработке и реализации региональной программы и другие ключевые параметры.
II. Содержание (состав) региональной программы
2. В региональную программу рекомендуется включать следующие основные разделы:
- описание текущей ситуации;
- цели и показатели региональной программы;
- перечень проектов и (или) мероприятий по основным направлениям реализации региональной программы, обеспечивающих достижение целевых значений показателей программы.
Региональная программа может содержать иные разделы, необходимые для ее эффективной, полной и своевременной реализации, с учетом порядка и специфики формирования программных документов в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании.
Описание текущей ситуации
3. Описание текущей ситуации в области производительности труда и поддержки занятости может содержать описание и характеристику тех отраслей, предприятия которых предполагается привлечь к реализации региональной программы, текущий уровень производительности, а также анализ основных проблем, сдерживающих рост производительности труда и препятствующих реализации эффективных мер поддержки занятости в субъекте Российской Федерации.
4. Выбор отраслей в субъекте Российской Федерации для повышения производительности труда в рамках региональной программы рекомендуется осуществлять по результатам проведения комплексной диагностики экономики региона, исходя из следующих критериев:
роль отрасли в экономике субъекта Российской Федерации (вклад в занятость и в экономику региона);
потенциал повышения производительности труда в отрасли.
5. Для осуществления выбора отраслей рекомендуется использовать следующие показатели:
доля отраслевого сектора в валовом региональном продукте;
доля отраслевого сектора в занятости;
разрыв по уровню производительности со странами ОЭСР в анализируемом отраслевом секторе субъекта Российской Федерации.
6. Для включения в региональную программу рекомендуется рассматривать, в первую очередь, обрабатывающие производства, за исключением производства напитков и табачных изделий.
В региональную программу могут быть включены также иные отрасли (виды экономической деятельности).
Цели и показатели региональной программы
7. В региональной программе рекомендуется указывать в качестве основных следующие цели ее реализации:
обеспечение роста производительности труда на предприятиях, участвующих в реализации региональной программы, на уровне не менее 5% по итогам первого года реализации региональной программы с перспективой повышения показателя до уровня не менее 15% по итогам третьего года реализации региональной программы и на уровне не менее 30% по итогам восьмого года реализации региональной программы;
доля трудоустроенных работников из числа обратившихся в службу занятости и воспользовавшихся ее услугами (по повышению квалификации, профессиональной переподготовке и трудоустройству) на уровне не менее 78% по итогам первого года реализации региональной программы; не менее 85% по итогам третьего года реализации региональной программы и на уровне не менее 90% по итогам восьмого года реализации региональной программы.
8. В региональной программе рекомендуется предусмотреть систему показателей, необходимых для осуществления мониторинга реализации региональной программы с учетом достижения ее целей. Рекомендуется включение в региональную программу показателей с разбивкой по годам на весь период реализации региональной программы со сроком ее завершения не ранее чем в 2025 году.
9. Региональная программа наряду с показателями, характеризующими достижение ее цели, также может содержать иные показатели ее реализации, в том числе отражающие:
рост количества предприятий, участвующих в реализации региональной программы;
долю выручки предприятий, участвующих в реализации региональной программы, в валовом региональном продукте;
доля предприятий, участвующих в программе, прошедших добровольную сертификацию систем менеджмента бережливого производства;
иные экономические эффекты ее реализации.
10. Целевые значения показателей региональной программы рекомендуется устанавливать по результатам проведения комплексной диагностики уровня производительности труда в субъекте Российской Федерации.
Перечень проектов и (или) мероприятий по основным
направлениям реализации региональной программы
11. В состав региональной программы рекомендуется включить:
проект, направленный на повышение уровня производительности труда;
проект, направленный на повышение эффективности механизмов поддержки занятости;
проект, направленный на создание регионального центра компетенций в сфере производительности труда.
В региональной программе могут быть предусмотрены иные проекты и (или) мероприятия, необходимые для эффективного достижения ее целей.
12. Названия проектов и мероприятий региональной программы целесообразно сформулировать таким образом, чтобы создавалось максимально полное представление о специфике, масштабе и содержании действий, которые планируется осуществить в рамках реализации программы.
III. Содержание проектов региональной программы
Повышение уровня производительности труда
13. В рамках проекта по повышению уровня производительности труда рекомендуется предусмотреть реализацию мероприятий по повышению производительности труда на пилотных предприятиях с последующим масштабированием полученной практики на иные заинтересованные предприятия субъекта Российской Федерации.
14. Для отбора пилотных предприятий в рамках региональной программы рекомендуется применять следующие критерии:
предприятие должно входить в состав отрасли, выбранной в качестве приоритетной в субъекте Российской Федерации для реализации мероприятий по повышению производительности труда;
выручка предприятий должна составлять не менее 800,0 млн. рублей в год, на последующих этапах реализации программы (со 2-го года реализации и далее) возможно участие предприятий с меньшей выручкой;
предприятие должно обладать значительным потенциалом повышения уровня производительности труда (больше 10%);
в структуре предприятия должна быть сформирована организационно-управленческая структура (команда изменений) для реализации программы повышения производительности труда.
15. Для включения предприятия в региональную программу целесообразно заключение соглашения о реализации программы повышения производительности труда на предприятии, содержащего порядок взаимодействия, описание прав и обязанностей сторон.
16. Рекомендуется включать в программу повышения производительности труда на предприятии следующие основные мероприятия:
проведение комплексного аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия на предмет определения резервов роста производительности труда и формирования набора мероприятий, направленных на обеспечение такого роста;
повышение операционной эффективности на основе принципов "бережливого производства";
повышение квалификации персонала и развитие лидерского потенциала руководителей, формирование у них навыков проектного управления;
повышение эффективности организации производственных систем, процессов и труда, включая формирование систем управления качеством, и систем менеджмента бережливого производства, мотивации персонала на постоянное улучшение производственной деятельности;
увеличение доли продукции высокого передела и увеличение инновационной активности на предприятии, включая развитие механизмов трансфера технологий, внедрения новых производственных технологий, развитие процессов цифровизации;
оптимизация логистических процессов и складских запасов;
оптимизация системы закупок и совершенствование системы управления активами;
рефинансирование и сокращение дебиторской задолженности;
участие в мероприятиях и инструментах поддержки, реализуемых по линии государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных институтов развития (федеральных и региональных);
совершенствование системы маркетинга, включая расширение рынков сбыта и стимулирование продаж;
развитие системы поставщиков и механизмов аутсорсинга;
ведение мониторинга реализации программы по повышению производительности труда и формирование отчетности по ней.
В программу повышения производительности труда на предприятии могут включаться иные мероприятия, необходимые для обеспечения роста производительности труда.
17. В целях обеспечения эффективной реализации проекта по повышению производительности труда в рамках региональной программы рекомендуется реализация следующих мероприятий:
а) организационная поддержка программ предприятий по повышению производительности труда, в том числе включая:
обеспечение содействия предприятиям - участникам региональной программы в доступе к существующим формам поддержки, включая поддержку по линии государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных институтов развития (федеральных и региональных);
поддержку экспорта продукции предприятий, содействие их кооперации с международными партнерами;
развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе создание инжиниринговых центров и центров кластерного развития;
обеспечение содействия в технологическом развитии, включая содействие трансферу технологий с привлечением специализированных федеральных институтов развития;
тиражирование лучших практик по организации производственных процессов, в том числе на базе "модельных фабрик";
реализация конкурсных и соревновательных практик по повышению производительности труда;
б) финансовая поддержка программ предприятий по повышению производительности труда, включая применение региональных налоговых льгот и предоставление субсидий предприятиям на цели частичной компенсации процентных ставок по кредитам, полученным для реализации мероприятий по повышению производительности труда;
в) организация программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки по вопросам повышения производительности труда руководителей и работников предприятий;
г) снятие административных барьеров, сдерживающих рост производительности труда.
В региональную программу могут быть включены иные мероприятия, способствующие повышению уровня производительности труда.
Повышение эффективности механизмов поддержки занятости
18. В рамках проекта по повышению эффективности механизмов поддержки занятости рекомендуется реализация следующих мероприятий:
а) модернизация служб занятости, в том числе включая:
повышение эффективности деятельности служб занятости в части обеспечения реализации ими функций по оценке психологических и профессиональных качеств работников, приобретения новых компетенций;
совершенствование механизмов мотивации сотрудников служб занятости, включая систему оплаты их труда;
б) организационная поддержка мероприятий по повышению эффективности механизмов поддержки занятости, в том числе включая:
обеспечение доступности актуальной информации о потребности в работниках и наличии вакантных мест и незанятых кадров на рынке труда субъекта Российской Федерации;
реализация на предприятиях - участниках региональной программы упреждающих мер по содействию трудоустройству предполагаемых к высвобождению работников в различных муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации и иных субъектах Российской Федерации;
поддержка самозанятости граждан, уволенных в связи с реализацией мероприятий по повышению производительности труда, в том числе путем содействия при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства;
рассмотрение возможности привлечения к реализации региональных программ негосударственных служб занятости;
координация деятельности образовательных учреждений и работодателей при подготовке образовательных программ профессионального и дополнительного образования;
в) финансовая поддержка мероприятий по повышению эффективности механизмов поддержки занятости, в том числе включая:
частичное возмещение работодателям расходов на найм и оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с реализацией мероприятий по повышению производительности труда, на начальный период их трудовой деятельности;
г) организация программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки работников организаций, находящихся под риском увольнения и (или) уволенных в связи с реализацией мероприятий по повышению производительности труда;
д) привлечение инвестиций для содействия созданию новых рабочих мест в регионе в целях обеспечения трудоустройства высвобождаемых работников в рамках реализации мероприятий региональной программы, в том числе включая:
содействие привлечению инвестиций и реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств, расширению масштабов действующих предприятий;
обеспечение содействия предприятиям - участникам региональной программы в доступе к существующим формам поддержки привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов, включая поддержку по линии государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных институтов развития (федеральных и региональных);
применение региональных налоговых льгот, а также использование механизмов особых налоговых режимов (ОЭЗ, ТОСЭР и другие);
предоставление субсидий предприятиям на цели частичной компенсации процентных ставок по кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов;
содействие развитию малого и среднего предпринимательства и самозанятости, включая развитие инфраструктуры (создание технологических и промышленных парков и бизнес-инкубаторов).
В региональную программу могут быть включены иные мероприятия, способствующие повышению эффективности механизмов поддержки занятости.
Формирование регионального центра компетенций в сфере
производительности труда
19. Формирование регионального центра компетенций в сфере производительности труда (далее - центр компетенций) рекомендуется осуществлять на базе действующего регионального института развития (региональная корпорация развития, региональное агентство развития квалификаций, управляющая компания инновационного территориального кластера, региональный фонд развития промышленности, а также иные региональные организации).
20. Рекомендуется предусматривать следующие направления деятельности центра компетенций:
продвижение новых технологий в сфере повышения производительности труда и организация обменом опытом (лучшими практиками), включая продвижение современных подходов к повышению производительности труда, обмен опытом в области повышения производительности, подготовка и распространение методических материалов, формирование сети партнеров в регионе в сфере повышения производительности труда;
организация и проведение мастер-классов ведущих экспертов в сфере производительности труда, поддержка реализации специализированных тренингов/образовательных программ в сфере производительности труда в отдельных отраслях;
реализация программ развития компетенций по приоритетным отраслевым секторам и ключевым темам (например, "бережливое производство", внедрение элементов цифровой экономики, проектное управление), разработка и реализация портфеля тренингов/образовательных программ по ключевым темам повышения производительности труда;
участие в организации "одного окна" для предприятий - участников региональной программы, включая их информирование о мерах поддержки в сфере повышения производительности (федеральных и региональных), формирование перечня квалифицированных компаний - провайдеров консультационной поддержки;
участие в разработке и реализации региональной программы, мониторинге выполнения мероприятий региональной программы и оценке достижений предприятий - участников региональной программы.
Перечень направлений деятельности центра компетенций может содержать иные дополнительные направления его деятельности.
IV. Формирование организационно-управленческой структуры
по разработке и реализации региональной программы
21. В целях организации работы по разработке и реализации региональной программы рекомендуется создание следующих органов управления:
региональный управляющий комитет;
совет по повышению производительности труда и поддержке занятости;
проектная группа.
22. Региональный управляющий комитет возглавляется руководителем субъекта Российской Федерации.
В состав управляющего комитета рекомендуется включать заместителей руководителя субъекта Российской Федерации, ответственных за экономику, промышленность, социальную политику (занятость и образование), и (или) руководителей региональных органов власти, руководителей региональных деловых и общественных ассоциаций, институтов развития и иных заинтересованных организаций (включая руководителя центра компетенций после создания в регионе такого центра).
23. Рекомендуется предусматривать следующие направления деятельности регионального управляющего комитета:
одобряет региональную программу (паспорт региональной программы);
утверждает план мероприятий (сводный план) региональной программы и вносит в него изменения, а также принимает решения о прохождении контрольных точек и этапов региональной программы;
рассматривает информацию о ходе реализации региональной программы;
координирует деятельность органов исполнительной власти региона, региональных институтов развития и участников региональной программы; одобряет отчеты о реализации региональной программы;
устанавливает цели и показатели деятельности ответственных за реализацию региональной программы, оценивает эффективность и результативность их деятельности;
обеспечивает включение в состав государственных программ субъекта Российской Федерации и функционал региональных институтов развития инструментов поддержки реализации мероприятий региональной программы.
24. Совет по повышению производительности труда и поддержке занятости возглавляется руководителем региональной деловой ассоциации.
В состав совета по повышению производительности труда и поддержке занятости рекомендуется включать представителей региональных деловых и общественных организаций, образовательных и консалтинговых организаций, предприятий региона и иных заинтересованных организаций.
25. Совет по повышению производительности труда и поддержке занятости создается по решению руководителя субъекта Российской Федерации при необходимости осуществления консультативной поддержки процессов подготовки и реализации региональной программы.
26. Проектная группа возглавляется руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере развития экономики и (или) промышленности.
Проектная группа формируется из должностных лиц заинтересованных органов исполнительной власти региона, региональных институтов развития или иных организаций в целях разработки и реализации региональной программы.
27. Рекомендуется предусматривать следующие направления деятельности проектной группы:
осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности регионального управляющего комитета, совета по повышению производительности труда и поддержке занятости и иных органов управления региональной программы (в случае их создания);
участвует в разработке и реализации региональной программы, мониторинге выполнения мероприятий региональной программы и оценке достижений предприятий - участников региональной программы;
представляет в Минэкономразвития России доклады и отчеты о реализации региональной программы и предложения по вопросам реализации приоритетной программы в согласованном формате;
обеспечивает ведение мониторинга реализации региональной программы и формирование отчетности по ней в согласованном формате;
содействует в подготовке и реализации программ повышения производительности труда на предприятиях - участниках региональной программы;
подготавливает предложения по совершенствованию региональной программы для их дальнейшего рассмотрения на заседаниях регионального управляющего комитета;
выполняет иные функции в соответствии с решениями органов управления региональной программы.
28. Перечни направлений деятельности регионального управляющего комитета, совета по повышению производительности труда и поддержке занятости и проектной группы могут содержать иные дополнительные направления их деятельности.