НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Статья 199.2. УК РФ "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов". Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию с налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Объективная сторона преступления заключается в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенном собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем, в крупном размере. Под сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, понимается деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере. Эти действия совершаются после истечения срока, установленного законодательством для уплаты соответствующего налога или сбора. Недоимкой является сумма налога или сбора, не уплаченная в установленном законодательством о налогах и сборах в срок. Возможны два варианта поведения налогового агента, влекущие за собой уголовную ответственность: налоговый агент полностью (или частично) не исчислил и (или) не удержал сумму налога и не перечислил ее в бюджет; налоговый агент полностью (или частично) исчислил и (или) удержал налог с налогоплательщика, но в бюджет ее не перечислил. В соответствии с пунктом 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны: правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог с налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Состав преступления, предусмотренный статьей 199.2 УК РФ, наличествует и в том случае, когда размер задолженности превышает стоимость имущества, сокрытого в крупном размере с целью воспрепятствовать дальнейшему принудительному взысканию недоимки. Преступление признается оконченным после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога и (или) сбора (статья 69 НК РФ). Субъектом преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имуществом.

Вопросы выявления и документирования преступлений в сфере
налогового законодательства
Судебные приставы-исполнители при реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", нередко сталкиваются с фактами противоправных действий со стороны должников по уклонению от уплаты налогов и сборов в бюджеты (внебюджетные фонды) Российской Федерации.
В связи с этим судебному приставу-исполнителю в ходе принудительного исполнения судебных решений и актов иных органов необходимо обратить особое внимание на следующие факты, которые могут быть выявлены в действиях участников исполнительного производства.
Типичными признаками, указывающими на совершение юридическими (физическими) лицами преступлений, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ являются:
отсутствие у организации-должника надлежаще оформленных учредительных документов (решение о создании организации, устав, приказы о назначении директора, главного бухгалтера и т.д.);
несоответствие юридическому адресу (выписка из ЕГРЮЛ) фактического местонахождения организации;
отсутствие официального бухгалтерского отчета о доходах и расходах организации от финансово-хозяйственной деятельности;
несоответствие бухгалтерской отчетности должника-организации сведениям, полученным из налоговых органов;
полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета (осуществление сделок без документального оформления; неоприходование товарно-материальных ценностей, денежной выручки в кассу);
неправильное ведение бухгалтерских книг, "двойная" бухгалтерия, искажение бухгалтерского учета путем внесения изменений в документы;
отчуждение имущества в пользу контролируемых организаций с целью сокрытия имущества от обращения взыскания на задолженность по налогам путем реорганизации в форме разделения и выделения и т.д.;
создание фиктивных организаций для номинального владения имуществом с целью уклонения от уплаты налогов и сборов;
занижение стоимости имущества и активов с целью уменьшения налоговой базы должника;
подделка финансовых документов, в том числе договоров купли-продажи, об оказании услуг и т.д.
представление подложных документов в обоснование искаженных данных, внесенных в налоговую декларацию и т.д.;
оформление в разных кредитных организациях нескольких расчетных счетов, не зарегистрированных в налоговых органах;
движение денежных средств по счетам, перенаправление денежных средств от контрагентов на счета иных юридических либо физических лиц, в том числе подконтрольных или заинтересованных;
размещение прибыли от торговой или иной деятельности в заграничных кредитных учреждениях, на личные счета и счета оффшорных компаний;
использование наличных денег, а не банковских счетов при крупных закупках или иных расчетах;
искажение экономических показателей, позволяющее уменьшить размер налогооблагаемой базы: завышение стоимости приобретенного сырья, топлива, услуг, относимых на издержки производства и обращения; отнесение на издержки производства расходов в размерах, превышающих действительные;
наличие сведений о том, что ценные приобретения должника оформлены в собственность третьих лиц;
передача должниками или иными лицами недвижимого имущества в аренду;
фиктивное отчуждение имущества: отчуждение имущества в пользу близких родственников с целью сокрытия имущества; заключение мнимых сделок с третьими лицами, в том числе передача в залог с целью сокрытия имущества;
получение неофициальных доходов, в данном случае могут уклоняться от уплаты налогов и сборов как должник (физическое лицо), так и его работодатель.
В случае выявления в рамках исполнительного производства признаков преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, судебный пристав-исполнитель незамедлительно сообщает начальнику отдела - старшему судебному приставу, готовит соответствующие материалы для направления в территориальные органы Федеральной налоговой службы без регистрации в Книге учета сообщений о преступлениях.
При направлении в территориальные органы Федеральной налоговой службы материалов о выявлении в действиях виновных лиц признаков налоговых преступлений рекомендуется приложить:
заверенная копия исполнительного документа;
заверенная копия постановления о возбуждении исполнительного производства;
учредительные документы (решение о создании организации), устав (со всеми изменениями, зарегистрированными в установленном порядке), а также копию распоряжения (приказа) о назначении на должность руководителя организации, если должник юридическое лицо;
документы, подтверждающие государственную регистрацию должника-организации и поставку его на учет (из территориальных органов Федеральной налоговой службы);
сведения об имущественном положении должника;
бухгалтерская документация (бухгалтерский баланс, кассовая книга и т.д.), складские книги, свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилые (нежилые) помещения, паспорта технических средств и иные документы, указывающие на признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ;
документы, подтверждающие наличие незарегистрированных в налоговых органах расчетных счетов должника в кредитных учреждениях (выписки о движении денежных средств по ним);
сведения, подтверждающие полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности должника-организации в документах бухгалтерского учета;
процессуальные документы по исполнительному производству, в ходе которого выявлены факты уклонения от уплаты налогов и сборов в бюджеты (внебюджетные фонды) Российской Федерации;
объяснение взыскателя;
объяснение должника по факту уклонения от уплаты налогов и сборов;
иные документы, устанавливающие признаки совершения налоговых преступлений в ходе принудительного исполнения исполнительных документов.
В зависимости от конкретных обстоятельств деяния судебным приставом-исполнителем могут быть получены и другие документы, необходимые для установления в действиях виновных лиц признаков совершения налоговых преступлений, предусмотренных УК РФ.
Дознаватель оказывает методическую помощь судебному приставу-исполнителю при выявлении и документировании признаков преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ.
Направляет с согласия начальника отдела - старшего судебного пристава материалы в территориальные органы Федеральной налоговой службы по преступлениям, предусмотренным статьями 198 - 199.2 УК РФ, и информирует об этом надзирающего прокурора.
Начальник отдела - старший судебный пристав:
проверяет обоснованность выводов о наличии признаков налоговых преступлений, содержащихся в соответствующем материале;
организует направление материалов, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, в территориальные органы Федеральной налоговой службы с одновременным направлением информации надзирающему прокурору;
обеспечивает представление в отдел организации дознания и административной практики территориального органа ФССП России информации о направлении материалов, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ.
III. Преступления против порядка управления
Уголовно-правовая характеристика преступлений,
предусмотренных статьями 327 и 330 Уголовного кодекса
Российской Федерации
Под преступлениями против порядка управления понимаются общественно опасные деяния, посягающие на правильную деятельность государственного аппарата и органов местного самоуправления и сопряженные с совершением насильственных действий над должностными лицами или представителями органов управления, препятствующие их деятельности, а также иные деяния, которые могут нарушить нормальную работу государственных органов, причинить вред их авторитету, нарушить права и интересы граждан.
Непосредственный объект - конкретные отрасли государственного управления, на которые совершается преступное посягательство.
Наиболее распространенными преступлениями против порядка управления, выявляемые судебными приставами-исполнителями и дознавателями в ходе реализации своих должностных полномочий, являются подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (статья 327 УК РФ) и самоуправство (статья 330 УК РФ).