ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 28 сентября 1998 г. N ГКПИ98-256
Верховный Суд РФ в лице судьи Верховного Суда РФ Жилина Г.А.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании частично недействительным Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 20 февраля 1995 г. N 154),
установил:
В., работавший в органах прокуратуры Республики Карелия, с 12 января 1994 г. получал пенсию по условиям и нормам, установленным Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В августе 1995 г. он перешел на пенсию по условиям и нормам, установленным законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.
По сравнению с законодательством, применяемым при назначении пенсий в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в п. 3 "г" Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 г. N 941, в разделе 11 Приложения N 1 к нему, а также в п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации
от 20 февраля 1995 г. N 154 "О внесении изменений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 1993 г. N 941, районы Республики Карелия названы отдаленными вместо местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, а льготное исчисление стажа ограничено сроками с 1 января 1988 г. и с 20 декабря 1993 г.
В связи с этим В. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительными соответствующих положений Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации по мотивам противоречия их закону и нарушения его прав.
В судебном заседании В. поддержал заявленное требование и пояснил, что условия исчисления стажа при назначении пенсии военнослужащим, работникам внутренних дел и работникам прокуратуры противоречат ст. ст. 19, 55 Конституции РФ.
Представители Правительства РФ С.В., С.П. и Р. требование В. не признали и пояснили, что пенсия работникам прокуратуры, как и военнослужащим, назначается в повышенном размере, правила исчисления стажа при назначении этого вида пенсий установлены Постановлением Правительства РФ в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц и заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления В. отказать, суд не находил оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с действующим законодательством условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения различных категорий граждан в Российской Федерации в целях стимулирования отдельных видов трудовой деятельности и службы имеют существенные отличия. В частности, военнослужащие и приравненные к ним лица в соответствии с Законом РФ
от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей" имеют право на более льготное пенсионное обеспечение по сравнению с гражданами, получающими пенсию на основании Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2291 (к настоящему времени утратившего силу), а затем и ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" пенсионное обеспечение работников прокуратуры, имеющих классные чины, осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, установленным законодательством для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, военную службу, и членов их семей. Причем работники прокуратуры, как и военнослужащие, работники органов внутренних дел, вправе отказаться от такого пенсионного обеспечения и получать пенсию по условиям, нормам и порядку, установленным Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Действующим законодательством для лиц, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и по Закону РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", предусмотрен различный порядок исчисления льготного стажа для назначения пенсии.
Так, согласно ст. 18 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, и их семей" порядок исчисления льготного стажа отнесен и компетенции Правительства Российской Федерации.
В соответствии со своими полномочиями и особенностями военной службы Правительство Российской Федерации в оспариваемом В. Постановлении
от 22 сентября 1993 г. N 941 (в редакции Постановления
от 20 февраля 1995 г. N 154) включило в число отдаленных местностей, в которых службы засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, один месяц службы за полтора месяца, одни районы Республики Карелия с 1 января 1988 г., другие - с 20 декабря 1993 г.
Установленный порядок не ущемляет прав В. и других лиц, получающих пенсионное обеспечение на основании Закона РФ
от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, и не противоречит требованиям ст. ст. 19, 55 Конституции РФ, как указывает заявитель. При этом с доводами В. о необходимости применения положений законодательства, регулирующего вопросы назначения и выплаты пенсий на основании Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" согласиться нельзя, поскольку данное законодательство устанавливает условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения иной категории лиц.
Несмотря на отличия в исчислении льготного стажа при начислении пенсии, пенсионное обеспечение по Закону РФ
от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 производится в более высоком размере, чем для граждан, получающих пенсии по Закону РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления В. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 191, 192, 194, 197, 239.7 ГПК РСФСР, суд
решил:
В удовлетворении заявления В. отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно и опротестованию и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Г.А.ЖИЛИН