НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Верховного Суда РФ от 28.05.2012 N АКПИ12-507 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 3 Порядка организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 29.08.2008 N 414"

"Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 3 Порядка организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 29.08.2008 N 414"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2012 г. N АКПИ12-507
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре И.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Пищевой комбинат "Вологодский" о признании недействующим абзаца второго пункта 3 Порядка организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 августа 2008 г. N 414,
установил:
абзацем вторым пункта 3 Порядка организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации (далее - Порядок), утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) от 29 августа 2008 г. N 414, установлено, что работы по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работы по их дегазации при экспортно-импортных отношениях осуществляются юридическими лицами, находящимися в ведении Минсельхоза России и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор).
ОАО "Пищевой комбинат "Вологодский" обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного положения в части, предусматривающей осуществление работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации при экспортно-импортных отношениях юридическими лицами, находящимися в ведении Россельхознадзора. Заявитель считает, что проведение работ указанными юридическими лицами нарушает требования Международной конвенции по карантину и защите растений (одобрена 29-ой сессией конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в ноябре 1997 года, опубликована в Бюллетене международных договоров 2006 г., N 7) (далее - Конвенция по карантину и защите растений), части четвертой статьи 10 Федерального закона от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений", части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Полагает, что оспариваемая норма незаконно возлагает обязанность приобретать услуги у юридических лиц, подведомственных Россельхознадзору, при отсутствии нормативного правового акта, регулирующего стоимость таких работ.
В письменных возражениях на заявление Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), Минсельхоз России, Россельхознадзор указали, что оспариваемый в части Порядок законодательству Российской Федерации не противоречит, принят в пределах компетенции Минсельхоза России и не нарушает права и свободы заявителя.
Выслушав объяснения представителя ОАО "Пищевой комбинат "Вологодский" К.М., представителя Минюста России Б.В., представителей Минсельхоза России Б.А., К.Н., представителей Россельхознадзора Ш., А., заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Минсельхоз России, реализуя требования части пятой статьи 10 Федерального закона "О карантине растений", на основании пунктов 1, 5.2, 5.2.25(25) Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, издал оспариваемый в части Порядок. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 30 сентября 2008 г., регистрационный N 12361, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008 г., N 40. Нормотворческая компетенция Минсельхоза России по изданию указанного нормативного правового акта подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2009 г. по гражданскому делу N ГКПИ09-90.
Конвенция по карантину и защите растений, определяя международные обязательства Российской Федерации, предусматривает создание официальной национальной организации по карантину и защите растений (параграф 1 статьи IV), в ответственность которой входит в том числе выдача сертификатов на грузы растений, растительные продукты и другие подкарантинные материалы в соответствии с фитосанитарными рекомендациями импортирующей договаривающейся стороны и обеззараживание или дезинфекция грузов растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов, перевозимых при международном сообщении с тем, что бы они отвечали фитосанитарным требованиям (параграфы 2 а), 2 г) статьи IV).
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 329 устанавливает, что Россельхознадзор является официальной национальной организацией по карантину и защите растений, ответственной за выполнение обязанностей, предусмотренных статьей IV названной Конвенции.
Федеральный закон "О карантине растений" закрепляет, что к полномочиям Российской Федерации на обеспечение карантина растений относится организация и проведение обеззараживания подкарантинных объектов, а также обеспечение выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации, касающимся карантина растений (абзацы десятый, одиннадцатый статьи 4); каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом, выданным в соответствии с международным договором Российской Федерации (часть вторая статьи 8); подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию Российской Федерации из стран распространения карантинных объектов, подлежит профилактическому обеззараживанию в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений; работы по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работы по их дегазации проводятся органом государственного надзора; обеззараживание, очистка, дегазация подкарантинных объектов осуществляются в соответствии с правилами и нормами обеспечения карантина растений (части вторая, четвертая и пятая статьи 10).
В целях реализации указанных законоположений приняты в том числе Правила обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке и использовании (далее - Правила), утвержденные приказом Минсельхоза России от 29 декабря 2010 г. N 456, которые предусматривают, что складские помещения организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих хранение и переработку зерна и продуктов его переработки, подлежат регулярному, не реже одного раза в год, профилактическому фитосанитарному обеззараживанию методом фумигации.
Согласно пункту 2 оспариваемого в части Порядка газация - это обеззараживание подкарантинных объектов парами или газами отравляющих веществ - фумигантов в целях уничтожения вредных организмов.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327, Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере карантина и защиты растений, находится в ведении Минсельхоза России (пункты 1, 2); осуществляет организацию проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации (пункт 5.11.1).
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" определено, что Россельхознадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Из содержания приведенных норм следует, что работы по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работы по их дегазации в случаях, установленных статьей 10 Федерального закона "О карантине растений" и правилами и нормами обеспечения карантина растений, относятся к полномочиям Российской Федерации, являются обязательной мерой, обеспечивающей правовой режим охраны растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на ее территории, а также выполнение Российской Федерацией международных обязательств. Организацию проведения указанных работ по обеззараживанию экспортной и импортной подкарантинной продукции осуществляет специально уполномоченный государственный орган - Россельхознадзор, в том числе через подведомственные ему организации. С учетом изложенного оспариваемая в части норма, предписывающая проведение работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации юридическими лицами, находящимися в ведении Россельхознадзора, полностью соответствует требованиям Федерального закона "О карантине растений" и не изменяет международные обязательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352, принятым в порядке реализации положений части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Постановление), утвержден перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание (далее - Перечень).
В данный Перечень включены обеззараживание подкарантинной продукции в соответствии с нормами и правилами обеспечения карантина растений и выдача документа, подтверждающего обеззараживание, а также профилактическое фитосанитарное обеззараживание складских помещений в соответствии с нормами и правилами обеспечения карантина растений и выдача документа, подтверждающего обеззараживание.
Таким образом, отнесение выполнения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации к компетенции органа государственного надзора в соответствии с частью четвертой статьи 10 Федерального закона "О карантине растений" и включение данных услуг в Перечень не может рассматриваться как незаконное ограничение круга организаций, оказывающих услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, и, следовательно, не является нарушением Федерального закона "О защите конкуренции".
Довод заявителя о том, что оспариваемая в части норма не может применяться без соответствующего нормативного правового акта, регулирующего размер платы за оказание данных услуг, направлен на реализацию положений приведенного выше Постановления в части определения размера этой платы, что не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного оспариваемое в части нормативное правовое положение согласуется с Конвенцией по карантину и защите растений и не противоречит действующему федеральному законодательству, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления ОАО "Пищевой комбинат "Вологодский" о признании недействующим абзаца второго пункта 3 Порядка организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 августа 2008 г. N 414, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА