ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 13 января 1998 г. N ГКПИ 98-744
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в лице
судьи Верховного Суда РФ - Федина А.И.
при секретаре - Макеевой С.В.
с участием прокурора - Масаловой Л.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Басалаева С.В. на письмо Государственного таможенного комитета РФ от 24 октября 1994 года N 01-13/12045,
установил:
24 октября 1994 года Государственный таможенный комитет РФ издал и направил в региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты письмо N 01-13/12045 "О классификации отдельных товаров в ТН (товарной номенклатуре) ВЭД (внешнеэкономической деятельности) СНГ (Содружества Независимых Государств)".
Басалаев С.В. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на п. 1 указанного письма Г
ТК РФ, сославшись на то, что содержащееся в этом пункте положение носит нормативно - правовой характер, однако в нарушение Указов Президента РФ от 21 января 1993 года N 104 и от 23 мая 1996 года данное письмо не было зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ.
По этому основанию заявитель просил признать письмо Г
ТК РФ незаконным.
Кроме того, Басалаев С.В. полагает, что Г
ТК РФ своим письмом вносит изменения в позиции ТН ВЭД СНГ, что не отнесено к полномочиям Комитета.
В настоящее судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства был своевременно извещен.
Заслушав объяснения представителей Государственного таможенного комитета РФ Наумова А.А. и Александрова Ю.В., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав письменные доказательства и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей жалобу обоснованной, Верховный Суд РФ находит, что обжалованное Басалаевым С.В. письмо Г
ТК РФ не может быть признано законным по следующим основаниям.
Положение пункта 1 обжалованного заявителем письма Г
ТК РФ предусматривает, в частности, что грузовые автофургоны классифицируются в товарной позиции 8704 ТН ВЭД (автомобили грузовые) только при условии одновременного выполнения всех нижеперечисленных условий: отсутствует внутренняя отделка салона, соответствующая транспортным средствам, перевозящим пассажиров, - обивка, освещение и т.п.; отсутствуют сиденья для пассажиров и приспособления для их крепления; отсутствуют боковые окна.
Следовательно, если приведенные выше условия (или хотя бы одно из них) не выполнены, грузовые автофургоны подлежат, по мнению Г
ТК РФ, классификации в товарной позиции 8703 ТН ВЭД (грузопассажирские автофургоны).
Суд считает, что оспоренное заявителем положение письма Г
ТК РФ затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку регламентирует условия классификации ввозимых в Российскую Федерацию транспортных средств в товарных позициях по ТН ВЭД, а от отнесения транспортных средств к той или иной товарной позиции ТН ВЭД (с использованием установленных в п. 1 письма Г
ТК РФ условий) зависит размер ввозной таможенной пошлины, подлежащей уплате гражданами, которые ввозят на территорию России приобретенные ими и происходящие из других стран транспортные средства.
Как пояснили в судебном заседании представители Г
ТК РФ, ввозимые на таможенную территорию России автомобили (автофургоны), классифицируемые в товарной позиции 8703 (грузопассажирские автофургоны), подлежат оплате таможенной пошлиной в размере 30% от таможенной стоимости автомобиля, а транспортные средства, классифицируемые в товарной позиции 8704 (грузовые автофургоны), - в размере 10% от таможенной стоимости автомобиля.
Таким образом, содержащиеся в обжалованном письме Г
ТК РФ положения затрагивают, в том числе, конституционную обязанность каждого по уплате законно установленных налогов и сборов (ст. 57 Конституции РФ) и влияют на определение размеров (тарифов) этих налогов и сборов (таможенных пошлин).
По изложенным основаниям и в связи с тем, что оспоренное заявителем письмо Г
ТК РФ рассчитано на неоднократное применение и в отношении неопределенного круга лиц, суд считает, что это письмо является нормативным актом, затрагивающим права (обязанности) и свободы граждан.
А в соответствии с действовавшим на время издания оспариваемого письма пунктом 1 Указа Президента РФ от 21 января 1993 года N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права и свободы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 года, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекли за собой правовых последствий как не вступившие в законную силу и не могли служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний, на указанные акты нельзя было ссылаться при разрешении споров.
Изданный 23 мая 1996 года Президентом РФ Указ N 763, отменив Указ N 104, в пункте 10 полностью повторил приведенные выше положения Указа Президента РФ от 21 января 1993 года.
Как установлено в судебном заседании, обжалуемое письмо Г
ТК РФ не зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ, а также не было опубликовано ни в порядке, предусматривавшемся Указом Президента РФ от 21 января 1993 года, ни в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года.
Согласно сообщению руководителя Департамента регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами Министерства юстиции РФ (л.д. 24) в результате проведения предварительной правовой экспертизы письмо Г
ТК РФ от 24 октября 1994 года N 01-13/12045 признано не нуждающимся в государственной регистрации, как не содержащее правовых норм.
Однако суд по изложенным выше основаниям не может согласиться с таким мнением Департамента Министерства юстиции РФ, поддержанным и представителями Г
ТК РФ в настоящем судебном заседании.
Поскольку оспоренное заявителем письмо является нормативным актом, затрагивающим права (обязанности) и свободы граждан, оно подлежало государственной регистрации и официальному опубликованию как нормативный правовой акт (с предварительным изменением формы этого акта на предусмотренную для таких целей форму).
По изложенным основаниям суд считает, что изданное 24 октября 1994 года Г
ТК РФ и направленное в подведомственные Комитету органы и организации письмо (оспоренное заявителем) не может быть признано законным и действующим в какой бы то ни было части (как в обжалованной, так и в не обжалованной части), как принятое с нарушением установленного Указами Президента РФ порядка.
Так как по изложенным мотивам письмо Г
ТК РФ не может влечь правовые последствия и служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений и разрешения споров, суд не считает необходимым проверять доводы заявителя о несоответствии Закону содержащихся в этом акте положений.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд РФ
решил:
письмо Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 24 октября 1994 года N 01-13/12045 "О классификации отдельных товаров в ТН ВЭД" признать недействующим и не подлежащим применению со дня его издания.
Решение Верховного Суда Российской Федерации может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.И.ФЕДИН