НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 03.08.2021 N АКПИ21-420 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Минобразования РФ N 2210, Минздрава РФ N 272 от 14.07.2000 "О признании утратившим силу Приказа Минобразования России и Минздравмедпрома России от 18 июля 1994 г. N 268/146, кроме пунктов 3 и 4""

"Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Минобразования РФ N 2210, Минздрава РФ N 272 от 14.07.2000 "О признании утратившим силу Приказа Минобразования России и Минздравмедпрома России от 18 июля 1994 г. N 268/146, кроме пунктов 3 и 4""
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2021 г. N АКПИ21-420
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Засеевой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании недействующим приказа Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 2210/272 "О признании утратившим силу приказа Минобразования России и Минздравмедпрома России от 18 июля 1994 г. N 268/146, кроме пунктов 3 и 4",
установил:
пунктом 1 приказа Министерства образования Российской Федерации (далее - Минобразования России) и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (далее - Минздравмедпром России) от 18 июля 1994 г. N 268/146 "Об освобождении от итоговой аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений" (далее - Приказ N 268/146) были утверждены: Инструкция о порядке освобождения от итоговой аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (Приложение 1) (пункт 1.1); перечень заболеваний, которые могут явиться основанием для освобождения выпускников общеобразовательных учреждений от итоговой аттестации (Приложение 2) (пункт 1.2); форма справки об освобождении выпускника от итоговой аттестации по окончании 9, 11 (12) классов общеобразовательного учреждения (Приложение 3) (пункт 1.3).
Приказ N 268/146 признан утратившим силу, кроме пунктов 3 и 4, приказом Минобразования России и Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) от 14 июля 2000 г. N 2210/272 (далее - Приказ), зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 23 августа 2000 г., N 2364, и опубликованным 30 августа 2000 г. в "Российской газете", N 168, 4 сентября 2000 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 36.
М., окончивший в 2020 году 11 класс средней общеобразовательной школы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа, которым признан утратившим силу Приказ N 268/146, утвердивший Инструкцию о порядке освобождения от итоговой аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (далее - Инструкция), указывая на то, что оспариваемый акт привел к нарушению его конституционного права на образование, ограничил доступ к получению высшего образования и возможности продолжить обучение и иметь профессию, которую он выбрал. Административный истец полагает, что Приказ, изданный в нарушение положений статьи 43 Конституции Российской Федерации и статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), не отвечает конституционным критериям справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, не обеспечивает гарантии реализации права каждого человека на образование путем создания федеральными государственными органами соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования.
В обоснование требования административный истец указал, что по состоянию здоровья лечащий врач рекомендовал ему отказаться от проведения государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Однако отсутствие результата итоговой аттестации не позволяет ему продолжить обучение в высшем учебном заведении, которое врачи не запрещают ему проходить.
Административный истец и его представитель Д. приняли участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заявленное требование поддержали, просили его удовлетворить.
Административные ответчики Минздрав России, Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Минпросвещения России), Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) и заинтересованное лицо Минюст России в письменных возражениях на административный иск указали, что Приказ издан уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В судебном заседании представители Минздрава России Ш., Рособрнадзора - Л. и П., Минюста России - К. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель Минпросвещения России, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Выслушав стороны, заинтересованное лицо, проверив нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования устанавливает Федеральный закон N 273-ФЗ, предметом регулирования которого являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (статья 1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) (утратил силу с 1 сентября 2013 г. в связи с принятием Федерального закона N 273-ФЗ) в редакции на дату издания Приказа освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Минобразования России согласно Положению о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 258 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49), являлось федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координирующим в установленном порядке деятельность других федеральных органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, которое имело право издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, разрабатывало и утверждало положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений Российской Федерации (пункт 1, подпункт 30 пункта 5, подпункт 1 пункта 6).
В свою очередь, Минздрав России, являясь федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, а также в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Российской академией медицинских наук, профессиональными медицинскими ассоциациями, общественными объединениями, а также другими организациями (пункты 1 и 3 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1997 г. N 659 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 284).
Реализуя предоставленные полномочия, Минобразования России и Минздрав России издали Приказ, порядок принятия и введения в действие которого соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила N 1009).
Приказом N 268/146, изданным в целях соблюдения установленных Законом N 3266-1 прав и гарантий по охране жизни и здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях, предупреждения рецидивов заболеваний в период итоговой аттестации выпускников, органам управления образованием и здравоохранением в порядке исключения разрешалось в установленном порядке освобождать от итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.
При этом такое освобождение имело значение исключительно для получения аттестата, выдаваемого по результатам итоговой аттестации, и не изменяло установленного пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" порядка поступления в высшее учебное заведение (по результатам вступительных испытаний).
Указанные законы утратили силу с 1 сентября 2013 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона N 273-ФЗ, изменившего подходы к вопросам, касающимся итоговой аттестации и приема на обучение по образовательным программам высшего образования.
Из положений части 1 статьи 70 названного закона следует, что в отличие от ранее существовавшей модели обучения, в рамках которой выпускные экзамены в общеобразовательном учреждении не приравнивались к вступительным экзаменам в высших учебных заведениях, в настоящее время прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов ЕГЭ, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 273-ФЗ.
В настоящее время в соответствии с частью 3 статьи 59 Федерального закона Федерального закона N 273-ФЗ итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией.
Формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, если иное не установлено данным федеральным законом (часть 5 статьи 59 Федерального закона N 273-ФЗ).
Пунктом 1 части 13 указанной нормы закона установлено, что государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена, а также в иных формах, которые могут устанавливаться для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, является Минпросвещения России (пункт 1 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, является Рособрнадзор (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885).
Таким образом, определять формы, порядок, сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования уполномочены Минпросвещения России и Рособрнадзор.
ГИА проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 190/1512 (далее - Порядок), содержащим правила ГИА по образовательным программам среднего общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.
Ни Федеральный закон N 273-ФЗ, ни Порядок не содержат положений, предусматривающих освобождение от прохождения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по медицинским показаниям.
Какие-либо нормативные правовые акты, имеющие более высокую юридическую силу и устанавливающие иные правила прохождения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, отличные от указанных в Федеральном законе N 273-ФЗ и Порядке, отсутствуют.
Принимая во внимание, что оспариваемый акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления М. о признании недействующим приказа Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 2210/272 "О признании утратившим силу приказа Минобразования России и Минздравмедпрома России от 18 июля 1994 г. N 268/146, кроме пунктов 3 и 4" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА