НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Верховного Суда РФ от 02.10.1998 N ГКПИ98-448 "О признании незаконным (недействующим) и не подлежащим применению Постановления Правительства РФ от 17.07.1998 N 786 "Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость""

"О признании незаконным (недействующим) и не подлежащим применению Постановления Правительства РФ от 17.07.1998 N 786 "Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость""
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 2 октября 1998 г. N ГКПИ 98-448
Верховный Суд РФ в составе:
    председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.
    при секретаре                                     Поповой Ю.В.
    с участием прокурора                            Федотовой А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Администрации Самарской области о признании недействительными Постановлений Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 786 "Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость", N 787 "О продовольственных товарах, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов" и N 788 "О товарах для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов", а также заявлению Закрытого акционерного общества "Компания "Профиль" о признании незаконным указанного выше Постановления Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 786, установил:
Администрация Самарской области и Закрытое акционерное общество "Компания "Профиль" обратились в Верховный Суд РФ с вышеуказанными требованиями, сославшись на то, что оспариваемые ими Постановления приняты Правительством РФ с нарушением требований Конституции РФ, действующего налогового законодательства РФ и с превышением предоставленных ему полномочий.
В частности, Постановление N 786 от 17 июля 1998 г. "Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость" принято с нарушением ст. 19 п. 5 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", ст. 8 п. 2 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", а также ст. ст. 75 и 115 Конституции РФ. Данным Постановлением фактически изменен порядок начисления налога на добавленную стоимость, что в силу приведенных выше правовых норм может устанавливаться лишь законодательными актами Российской Федерации. Правительство РФ, изменив своим Постановлением порядок начисления налога, вышло тем самым за пределы своей компетенции.
Что касается Постановлений Правительства РФ от 17 июля 1998 г. за N N 787 и 788, то они также, по мнению Администрации Самарской области, приняты с нарушением действующего законодательства РФ, поскольку увеличение ставки налога, которое, по мнению заявителя, имеет место, на ряд товаров, указанной в них группы, не входит в компетенцию Правительства.
Кроме того, увеличение ставки данного налога на отдельные виды продовольственных товаров отразится на увеличении их цены, что не возместит региону потери, связанные с приобретением продовольственных товаров, в рамках финансирования мероприятий, предусмотренных расходной частью соответствующих бюджетов.
Оспариваемые Постановления Правительства РФ приняты в середине бюджетного года, а поэтому согласно п. "д" ст. 2 Договора "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Самарской области" они могли быть введены в действие с указанной в них даты (1 августа 1998 г.) только по согласованию с органами государственной власти Самарской области, чего сделано не было.
Изменение ставки налога на добавленную стоимость на отдельные группы продовольственных и детских товаров в сторону увеличения затрагивает в первую очередь незащищенные слои населения и потребует из бюджета Самарской области дополнительных затрат на приобретение продуктов питания для социальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ, однако названными выше Постановлениями не решен вопрос, как это предусмотрено ст. 25 Закона РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органов местного самоуправления", о компенсации причиненного такими решениями ущерба, что нарушает права региона и его граждан.
В судебном заседании представители Администрации Самарской области Вечканова Т.И. и ЗАО "Компания "Профиль" Жарков Д.Ф. заявленные требования поддержали, но при этом просили о признании незаконным Постановления Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 786 в полном объеме.
Представители Правительства Российской Федерации Комова Н.А., Янина Н.Г. и Пучков В.М. с требованиями не согласились и просили об оставлении их без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей требования заявителей удовлетворить только в части признания незаконным Постановления Правительства РФ N 786 от 17 июля 1998 г., Верховный Суд РФ находит требования заявителей подлежащими удовлетворению лишь в части признания незаконным Постановления Правительства РФ N 786.
В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" федеральные налоги, к каковым относится налог на добавленную стоимость (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов), и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
О том, что налоги, их ставки, порядок начисления и сроки уплаты, т.е. все существенные элементы налоговых обязательств должны устанавливаться только законом, свидетельствует и Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. N 16-П.
Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона "О правительстве РФ" постановления Правительства издаются на основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ. Такое же требование к постановлениям Правительства содержится и в ст. 115 Конституции РФ.
Как установлено судом, Правительством РФ 17 июля 1998 г. было издано Постановление N 786 "Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость", из содержания основополагающего п. 1 которого следует, что для начисления налога на добавленную стоимость датой реализации товаров (работ, услуг) считать более раннюю из следующих дат:
- день оплаты товаров (работ, услуг);
- последующий день второго месяца, следующего за месяцем, в течение которого покупателям предъявлены счета - фактуры;
- последний день второго месяца, следующего за месяцем, в течение которого произведена отгрузка (передача, обмен) товаров (работ, услуг).
Установленные данным Постановлением особенности уплаты налога на добавленную стоимость фактически изменяют предусмотренный ст. 8 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" порядок начисления названного налога, т.е. изменяют одно из существенных налоговых обязательств, которое допустимо лишь федеральным законом.
Если в силу п. 2 ст. 8 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу, а для предприятий, которым разрешено определять срок реализации по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг), - день их отгрузки (выполнения) и предъявления покупателям расчетных документов, то согласно оспариваемому Постановлению Правительства датой совершения оборота, что, по мнению суда, идентично в данном случае дате реализации товаров - понятию, использованному в Постановлении Правительства, считается наступление предусмотренных в нем обстоятельств, не обязательно связанных с поступлением средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков или выручки в кассу либо предъявлением покупателям расчетных документов, что существенным образом изменяет порядок начисления налога на добавленную стоимость.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей заявителей, анализом действующего налогового законодательства РФ и другими материалами дела.
Не опровергнуты эти обстоятельства в судебном заседании и представителями Правительства РФ.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что Постановление Правительства РФ N 786 от 17 июля 1998 г. не может быть признано законным в целом, т.к. все его пункты взаимосвязаны и каждый в отдельности утрачивает свое смысловое назначение.
Что касается требования Администрации Самарской области о признании недействительными Постановлений Правительства РФ N N 787 и 788 от 17 июля 1998 г., то оно удовлетворению не подлежит, как не основанное на законе.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в размере 10 процентов - по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товаров для детей по перечням, утверждаемым Правительством РФ.
Из материалов дела следует, что оспариваемыми Постановлениями Правительства РФ утверждены новые перечни продовольственных товаров и товаров для детей, по которым подлежит применению ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.
Ранее действовавшие по этому вопросу постановления Правительства РФ признаны утратившими силу.
Из содержания обжалуемых Постановлений Правительства видно, что они соответствуют требованиям закона и приняты им в пределах своих полномочий.
Довод Администрации Самарской области о том, что данные Постановления приняты Правительством с нарушением требований закона, не может быть признан обоснованным, поскольку при их издании каких-либо не предусмотренных Законом "О налоге на добавленную стоимость" ставок налога Правительством не установлено, а лишь утверждены новые перечни товаров, по которым должна применяться 10-процентная ставка налога на добавленную стоимость, что не противоречит требованиям п. 1 ст. 6 приведенного выше Закона и каким-либо нормам действующего законодательства РФ.
Утверждение заявителя о том, что Правительство при издании данных Постановлений обязано было согласовать их с Администрацией Самарской области, поскольку они касаются межбюджетных отношений Российской Федерацией и Самарской области, отнесенных в силу п. "д" ст. 2 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти и Самарской области к совместному ведению, также не может быть принято во внимание, так как названные Постановления Правительства затрагивают лишь вопросы взимания федерального налога на добавленную стоимость, решение которых согласно ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению Российской Федерации.
Непосредственно межбюджетные отношения этими Постановлениями, по мнению суда, не затрагиваются, а поэтому согласования при их принятии с органами государственной власти Самарской области не требовалось.
Не может быть при этом принята во внимание и ссылка заявителя на то, что в связи с изданием Правительством РФ указанных Постановлений увеличится расходная часть бюджета области, поскольку она ничем не подтверждена и основана лишь на предположениях (никаких расчетов на этот счет суду не представлено).
Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что в соответствии со ст. 25 Закона РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органов местного самоуправления" в случае если в ходе исполнения бюджета вышестоящий орган власти в пределах своих полномочий принимает решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджета нижестоящего территориального уровня, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального бюджета средства компенсируются указанным вышестоящим органом власти, принявшим решение, в данном случае Правительством РФ, за счет средств федерального бюджета. В случае нарушения соответствующим вышестоящим органом власти положений настоящего Закона соответствующий представительный или исполнительный орган власти вправе обратиться за защитой своих прав в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Заявления Администрации Самарской области удовлетворить частично, Закрытого акционерного общества "Компания "Профиль" - в пределах заявленного требования.
Признать Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 786 "Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость" незаконным (недействующим) и не подлежащим применению.
Требование Администрации Самарской области в части признания недействительными Постановлений Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 787 "О продовольственных товарах, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов" и N 788 "О товарах для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов" оставить без удовлетворения.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.
Председательствующий -
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Д.РЕДЧЕНКО