ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 2 сентября 1998 г. N ГКПИ 98-412
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего Горохова Б.А.,
народных заседателей Петелина С.Е., Королевой Л.Г.,
при секретаре Емельяновой М.А.,
с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 2 сентября 1998 г. гражданское дело по заявлениям Федерации Независимых Профсоюзов России, Центрального комитета профсоюза работников общего машиностроения, Тульского областного совета профсоюза работников оборонной промышленности, Объединенного комитета профсоюза штаба и управления Московского военного округа, профсоюзной организации "Птицефабрики "Синявинская", Галова Владимира Викторовича, Мурина Виктора Александровича, Шубина Дмитрия Александровича, Юшкова Андрея Юрьевича, Тимакова Игоря Юрьевича, Жаркова Дмитрия Феликсовича, Курдюмовой Оксаны Борисовны, Малолыченко Леонида Владимировича о признании недействительными пунктов 6 и 7 Постановления Правительства Российской Федерации
от 21 июля 1998 г. N 800 "О мерах по обеспечению своевременной выплаты государственных пенсий",
заслушав объяснения представителей ФНПР Гончарова В.С., Шанина И.Г., Гладкова Н.Г., Профсоюза работников общего машиностроения Иванова О.Е., заявителей Мурина В.А., Жаркова Д.Ф., Курдюмовой О.Б., Шубина Д.А., представителей Пенсионного фонда Российской Федерации Перовой Г.С. и Тимохина А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей заявления подлежащими удовлетворению,
Верховный Суд Российской Федерации установил:
Федерация Независимых Профсоюзов России, Центральный комитет профсоюза работников общего машиностроения, Тульский областной совет профсоюза работников оборонной промышленности, Объединенный комитет профсоюза штаба и управления Московского военного округа, профсоюзная организация "Птицефабрики "Синявинская", Галов Владимир Викторович, Мурин Виктор Александрович, Шубин Дмитрий Александрович, Юшков Андрей Юрьевич, Тимаков Игорь Юрьевич, Жарков Дмитрий Феликсович, Курдюмова Оксана Борисовна, Малолыченко Леонид Владимирович обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании недействительными Постановления Правительства Российской Федерации
от 21 июля 1998 г. N 800 "О мерах по обеспечению своевременной выплаты государственных пенсий" в части введения с 1 августа 1998 г. временного целевого сбора с доходов физических лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 2%, указывая на то, что Правительство Российской Федерации при введении этого сбора превысило свои полномочия, поскольку в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством введение такого рода обязательного сбора с доходов физических лиц может быть произведено только федеральным законом, а не подзаконным нормативным актом Правительства.
В судебном заседании представители ФНПР Гончаров В.С., Шанин И.Г. и Гладков Н.Г., Профсоюза работников общего машиностроения Иванов О.Е., заявители Мурин В.А., Жарков Д.Ф., Курдюмова О.Б., Шубин Д.А. свои требования поддержали.
Заявители Галов В.В., Малолыченко Л.В. и Юшков А.Ю. в суд не явились, представив письменные заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители Пенсионного фонда Российской Федерации Перова Г.С. и Тимохин А.А. требования заявителей не признали и просили их заявления оставить без удовлетворения.
Правительство Российской Федерации о месте и времени судебного разбирательства извещено, своего представителя в суд не направило, возражений против заявленных требований не представило.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения заявителей и представителей Пенсионного фонда Российской Федерации, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей требования заявителей подлежащими удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявления Федерации Независимых Профсоюзов России, Центрального комитета профсоюза работников общего машиностроения, Тульского областного совета профсоюза работников оборонной промышленности, Объединенного комитета профсоюза штаба и управления Московского военного округа, профсоюзной организации "Птицефабрики "Синявинская", Галова В.В., Мурина В.А., Шубина Д.А., Юшкова А.Ю., Тимакова И.Ю., Жаркова Д.Ф., Курдюмовой О.Б. и Малолыченко Л.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации
от 21 июля 1998 г. N 800 "О мерах по обеспечению своевременной выплаты государственных пенсий" предусмотрено:
"Ввести с 1 августа 1998 г. впредь до полного погашения задолженности по выплатам государственных пенсий и до ликвидации дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации временный целевой сбор с доходов физических лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 2 процентов.
Установить, что размер временного целевого сбора в Пенсионный фонд Российской Федерации может быть увеличен при наличии по состоянию на 1 сентября 1998 г. текущего дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации".
Пунктом 7 того же Постановления утвержден прилагаемый Порядок взимания страховых взносов и временного целевого сбора в Пенсионный фонд Российской Федерации, который введен в действие с 1 августа 1998 г.
Пункты 6 и 7 Постановления Правительства Российской Федерации
от 21 июля 1998 г. N 800, устанавливающие временный целевой сбор с физических лиц в Пенсионной Фонд Российской Федерации и вводящие в действие "Порядок взимания страховых взносов и временного целевого сбора в Пенсионный фонд Российской Федерации", противоречат Закону Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Федеральному закону
от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Закону РФ от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральному закону
от 8 января 1998 г. N 9-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год", Федеральному закону
от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Постановлению Верховного Совета РФ
от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" и подлежат признанию недействительными с момента их принятия.
В силу статьи
25 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 3 статьи
75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Общие принципы построения налоговой системы определены в Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В статье 2 этого Закона РФ указано, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
Временный целевой сбор в Пенсионный фонд Российской Федерации, по смыслу Постановления Правительства Российской Федерации
от 21 июля 1998 г. N 800, должен входить в единую налоговую систему Российской Федерации, которая включает в себя не только прямые налоги в государственный бюджет, но и иные обязательные сборы, в том числе и во внебюджетные фонды, средства которых находятся в государственной собственности и расходуются в соответствии с утверждаемым Федеральным законом бюджетом.
По своему правовому содержанию временный целевой сбор в Пенсионный фонд Российской Федерации является налоговым платежом. Он представляет собой денежную форму отчуждения части доходов граждан с целью обеспечения расходов государства по выплате государственных пенсий, осуществляемой на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
Установление такого сбора в соответствии со ст. 57 и п. "з" ст.
71 Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии со ст.
106 Конституции Российской Федерации для принятия федеральных законов по вопросам налогов и сборов предусмотрена усложненная процедура: такие законы после принятия их Государственной Думой подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Конституционные положения о недопустимости возложения на граждан обязанности платить налоги и сборы кроме тех, которые введены в соответствии с федеральным законодательством, закреплены в ряде федеральных законов, регулирующих порядок установления новых налогов и сборов вообще и обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в частности.
Положение о том, что взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации могут быть установлены только Федеральным законом, а не Постановлением Правительства Российской Федерации, содержится в ст. 1 Федерального закона
от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". Согласно указанной статье Закона, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации уплачиваются в соответствии с законодательством. При этом под законодательством понимаются именно федеральные законы и принимаемые на их основе нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 ст.
115 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" деятельность Правительства Российской Федерации осуществляется на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Установление особых обязательных платежей отнесено к исключительной компетенции законодателя, а не к компетенции Правительства. Введение Правительством Российской Федерации такого сбора своим Постановлением не может рассматриваться иначе, как вмешательство в компетенцию федерального органа законодательной власти и как нарушение установленного федеральными законами порядка введения федеральных налогов и сборов.
Временный целевой сбор в Пенсионный фонд Российской Федерации, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации
от 21 июля 1998 г. N 800, ничем не отличается от страховых взносов в этот же фонд, установленных ст. 1 Федерального закона
от 8 января 1998 г. N 9-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год", что в судебном заседании признали и представители Пенсионного фонда Российской Федерации. Об этом же свидетельствует и то, что для взимания сбора и страховых платежей Правительство утвердило единый Порядок, в котором для обоих платежей установлены общие как круг плательщиков, так и налогооблагаемая база, перечень льгот по платежам и ответственность за правильность и своевременность уплаты.
Таким образом, введение временного целевого взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации и по существу, и по форме является увеличением одного и того же платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации - страхового сбора.
Вместе с тем, как сам страховой сбор в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и его тариф, а также порядок, условия уплаты и освобождения от уплаты страховых взносов уже определены действующими федеральными законами.
Источники финансирования выплаты государственных пенсий определены в ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
"Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)" утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации
от 27 декабря 1991 г. N 2122-1. Это Постановление является действующим и фактически имеющим значение Федерального закона. Федеральным законом от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ в него вносились изменения и дополнения, а Федеральным законом
от 8 января 1998 г. N 9-ФЗ подтверждено его действие.
В нарушение требования ст. 11 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" о том, что проекты законодательных и иных нормативно - правовых актов федерального значения рассматриваются и принимаются с учетом мнения и предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций), повышение Правительством Российской Федерации обязательных для физических лиц платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации было произведено вопреки мнению общероссийских объединений профсоюзов. Более того, это повышение было произведено вопреки воле законодателя.
При оценке законности пунктов 6 и 7 Постановления Правительства Российской Федерации
от 21 июля 1998 г. N 800 суд принимает во внимание то обстоятельство, что Правительство Российской Федерации реализовало предоставленное ему право законодательной инициативы и внесло в Федеральное Собрание Российской Федерации законопроект "Об изменении тарифов страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды", в котором предлагалось увеличить тариф страховых взносов с физических лиц, получающих доходы по всем основаниям, с 1% до 5%. Отрицательное отношение федерального законодателя к введению повышенного страхового сбора с физических лиц было выражено в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 2879-II ГД, которым указанный законопроект Правительства Российской Федерации был отклонен.
Довод о том, что целевой повышенный сбор установлен Правительством Российской Федерации в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 июля 1998 г. N 857 "О неотложных мерах по обеспечению конституционных прав граждан Российской Федерации на получение пенсий" не может служить основанием для признания действий Правительства по установлению указанного сбора правомерными, тем более, что в самом Указе Президента Российской Федерации нет и не могло быть положений о наделении Правительства Российской Федерации полномочиями законодателя по установлению нового общефедерального сбора налогового характера и по определению его тарифа.
Пунктами 6 и 7 Постановления Правительства Российской Федерации
от 21 июля 1998 г. N 800 нарушен и ряд положений Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а именно:
статья 2 Закона, предусматривающая, что порядок и условия взимания сбора должны быть установлены законодательным актом;
статья 3 Закона, из которой следует, что обязанность по уплате налога (сбора) может быть возложена на плательщиков только законодательными актами;
статья 5 Закона, из которой следует, что объекты налогообложения должны быть установлены законодательными актами;
статья 7 Закона, согласно которой налоговые ставки должны устанавливаться в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации";
пункт 2 статьи 18 Закона, в соответствии с которым компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах определяется в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей;
пункт 5 статьи 19 Закона, в соответствии с которым федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
При рассмотрении настоящего дела Верховный Суд Российской Федерации принимает во внимание то, что отсутствие у Правительства Российской Федерации полномочий устанавливать федеральные сборы налогового характера, а также то, что платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации носят именно налоговый характер, установлено в ряде постановлений Конституционного Суда Российской Федерации по конкретным делам.
В п. 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации
от 24 февраля 1998 г. N 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов" установлено, что "согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации - это обязательные платежи на государственное пенсионное страхование, которые их плательщики уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В приведенном законодательном определении страховых взносов не раскрыта социально - правовая природа этих платежей, хотя некоторые содержательные признаки их названы - установление этих платежей законом, их обязательность и целевой характер. Указанные признаки страховых взносов не позволяют, однако, отграничить их от налогов, сборов, других платежей, которые, согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", также представляют собой "обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами". Более того, содержание и характер норм о порядке регистрации плательщиков страховых взносов, о порядке и сроках уплаты страховых взносов, о мерах ответственности плательщиков, об осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации контроля за своевременной и полной их уплатой плательщиками с участием органов Государственной налоговой службы Российской Федерации, о наделении этого Фонда при взыскании в бесспорном порядке недоимок по страховым взносам с работодателей - организаций правами, предоставленными налоговым органам по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, сближают страховые взносы с налоговыми платежами".
Сделав в Постановлении вывод о том, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации невозможно отграничить от налогов, сборов и других платежей, образующих налоговую систему, Конституционный Суд Российской Федерации выделил их в особую категорию платежей, указав при этом, что "согласно действующему законодательству страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Это означает, что при установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничениям прав и свобод граждан (статья 55, части 2 и 3; статья
57 Конституции Российской Федерации)".
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 11 ноября 1997 г. N 16-П по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года" признано неконституционным установление Правительством Российской Федерации порядка взимания и размера сбора за пограничное оформление, а также установление Правительством Российской Федерации категории лиц, полностью или частично освобождаемых от уплаты этого сбора.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что "сбор за пограничное оформление, по сути, является налоговым платежом: он представляет собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности; указанный сбор поступает в специальный бюджетный фонд.
Наличие этих признаков свидетельствует о том, что сбор за пограничное оформление по своей юридической природе подпадает под конституционное понятие "федеральные налоги и сборы", установление которых в соответствии со статьями 71 (пункт "з") и 57
Конституции Российской Федерации относится к полномочиям федерального законодательного органа.
Таким образом, налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства.
Конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти.
Только закон в силу его определенности, стабильности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налоговой повинности. Если существенные элементы налога или сбора устанавливаются исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергается угрозе, поскольку эти обязательства могут быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенном порядке".
Эта же правовая позиция высказана в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 1 апреля 1997 г. N 6-П по делу о соответствии
Конституции Российской Федерации пунктов 8 и 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 479 "Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в Федеральный бюджет.
Конституционный Суд Российской Федерации указал в Постановлении на то, что "содержащиеся в пунктах 8 и 9 Постановления Правительства Российской Федерации основные характеристики сбора за электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства (плательщики сбора, объект обложения, ставка сбора и порядок ее дифференциации, включение сбора в доход федерального бюджета), свидетельствуют о том, что фактически он представляет собой один из видов налога - акциз (косвенный налог, включаемый в цену товара, продукции) и по своей природе является федеральным налогом (пункт 1 Постановления).
Конституция Российской Федерации относит федеральные налоги и сборы к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "з"). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76, часть 1). Федеральным законом, как следует из статьи
75 (часть 3)
Конституции Российской Федерации, устанавливается система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. При этом
Конституция Российской Федерации предусматривает и определенную законодательную процедуру для принятия федеральных законов по вопросам налогов и сборов: такие законы после принятия их Государственной Думой подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (статья 106).
В соответствии со статьей
57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Применительно к федеральным налогам и сборам, исходя из приведенных выше конституционных положений, необходимым условием для признания таких налогов и сборов "законно установленными" является установление их федеральным законодательным органом, в форме федерального закона и с соблюдением установленной
Конституцией Российской Федерации законодательной процедуры.
Конкретизируя компетенцию федеральных органов государственной власти в регулировании налогов и сборов, Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы" предусматривает, что платежи всех видов (налоги, сборы, пошлины и другие платежи), образующие налоговую систему, осуществляются плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, а федеральные налоги и сборы (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации (статья 2, пункт 5 статьи 19).
Таким образом, только федеральный законодательный орган имеет право на установление федерального налога, каковым по своей природе является сбор за электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства, и на определение его основных параметров, и лишь законодатель был вправе отнести электроэнергию к подакцизным товарам (продукции), приняв соответствующий федеральный закон в установленной
Конституцией Российской Федерации процедуре. Правительство же, согласно статье
115 (часть 1)
Конституции Российской Федерации, издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Введя своим постановлением сбор за производство, являющийся фактически новым федеральным налогом, Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, вмешалось в компетенцию федерального органа законодательной власти, нарушив тем самым конституционный принцип разделения властей и предусмотренный
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами порядок установления федеральных налогов и сборов (пункт 2 Постановления)".
В пунктах 2 и 3 Постановления
от 21 марта 1997 г. N 5-П по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что "в соответствии с
Конституцией Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (статья 75, часть 3).
Таким законом в настоящее время является Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными в него в том числе и после вступления в силу действующей
Конституции Российской Федерации. Именно он определяет юридическое содержание конституционного института общих принципов налогообложения и сборов.
Принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями
Конституции Российской Федерации, в соответствии с ее статьей 71 (пункт "а") находятся в ведении Российской Федерации. К ним относятся обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона.
Принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей
Конституции Российской Федерации, прежде всего в ее статье 114 (пункт "б" части 1), согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Принцип установления налогов законами закреплен в статье
57 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, из
Конституции Российской Федерации вытекает, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации.
Федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств".
В пунктах 3 и 4 Постановления
от 18 февраля 1997 г. N 3-П по делу о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции" Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что "согласно статье
57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Конституция Российской Федерации относит федеральные налоги и сборы к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "з") и предусматривает, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом (статья 75, часть 3); принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (статья 106).
Из этих положений вытекает, что федеральные налоги и сборы следует считать "законно установленными", если они установлены федеральным законодательным органом, в надлежащей форме, то есть федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством. Поскольку установленные оспариваемым Постановлением Правительства Российской Федерации лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции и за оптовую продажу алкогольной продукции по своей природе и содержанию являются федеральными, право на их установление принадлежит федеральному законодателю, который с этой целью должен принять федеральный закон в установленной
Конституцией Российской Федерации процедуре.
В соответствии с
Конституцией Российской Федерации (статья 71, пункт "з") федеральные налоги и сборы и федеральный бюджет - самостоятельные сферы правового регулирования, что требует, в частности, установления федеральных налогов и сборов федеральными налоговыми законами".
В пунктах 2, 3 и 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации
от 17 декабря 1996 г. N 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О Федеральных органах налоговой полиции" указано на то, что "согласно статье
35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Вместе с тем право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии со статьей
56 (часть 3)
Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению ни при каких условиях. Следовательно, по смыслу статьи 55 (часть 3)
Конституции Российской Федерации, оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей
57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
По смыслу статьи
57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом".
В пунктах 4 и 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации
от 4 апреля 1996 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы, суд указал, что "установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться "законно установленными" (статья
57 Конституции Российской Федерации). Данное положение имеет значение как при оценке конституционности закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установление налога.
В соответствии с пунктом 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения"
Конституции Российской Федерации Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" подлежит применению в части, не противоречащей
Конституции Российской Федерации. Согласно его статье 2 все виды платежей (налоги, сборы, пошлины и другие платежи) взимаются только в установленном законом порядке.
Конституция Российской Федерации исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти".
В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона
от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, включая Правительство Российской Федерации. Высказанные в приведенных Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовые позиции имеют существенное значение для правильного рассмотрения настоящего дела о проверке соответствия обжалуемого Постановления Правительства Российской Федерации нормам федерального законодательства, поскольку в них дано официальное толкование содержания этих норм федерального законодательства.
В соответствии со ст. 239-7 ГПК РСФСР Верховный Суд Российской Федерации, признав требования заявителей обоснованными, должен принять решение о восстановлении в полном объеме нарушенных прав граждан. Поскольку Постановление Правительства Российской Федерации
от 21 июля 1998 г. N 800 "О мерах по обеспечению своевременной выплаты государственных пенсий" в части введения с 1 августа 1998 г. временного целевого сбора с доходов физических лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 2% противоречит нормам федерального законодательства, восстановление нарушенных прав граждан в полном объеме может быть произведено единственным способом - путем признания незаконного нормативного акта недействительным и не порождающим правовых последствий с момента его принятия.
В связи с признанием недействительными пунктов 6 и 7 Постановления Правительства Российской Федерации
от 21 июля 1998 г. N 800 на территории Российской Федерации не подлежат применению и иные ведомственные нормативные акты, принятые во исполнение этих пунктов Постановления Правительства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявления Федерации Независимых Профсоюзов России, Центрального комитета профсоюза работников общего машиностроения, Тульского областного совета профсоюза работников оборонной промышленности, Объединенного комитета профсоюза штаба и управления Московского военного округа, профсоюзной организации "Птицефабрики "Синявинская", Галова Владимира Викторовича, Мурина Виктора Александровича, Шубина Дмитрия Александровича, Юшкова Андрея Юрьевича, Тимакова Игоря Юрьевича, Жаркова Дмитрия Феликсовича, Курдюмовой Оксаны Борисовны, Малолыченко Леонида Владимировича удовлетворить.
Признать недействительными с момента принятия пункты 6 и 7 Постановления Правительства Российской Федерации
от 21 июля 1998 г. N 800 "О мерах по обеспечению своевременной выплаты государственных пенсий", а также подзаконные нормативные акты иных федеральных министерств, ведомств и организаций, принятые во исполнение этих пунктов Постановления Правительства Российской Федерации.
Решение суда обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
Председательствующий
(Подпись)
Народные заседатели
(Подписи)