НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.10.2015 N АКПИ15-880 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "в" пункта 13 Правил оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2008 N 775"

"Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "в" пункта 13 Правил оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2008 N 775"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2015 г. N АКПИ15-880
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО "ВИТЯЗЬ-АВТО" о признании недействующим подпункта "в" пункта 13 Правил оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 775,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 775 утверждены Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений (далее - Правила).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 27 октября 2008 г., N 43.
Согласно подпункту "в" пункта 13 Правил основанием для отказа в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов является наличие на дату подачи заявления неуплаченных российским или иностранным пользователем штрафов и (или) неурегулированной задолженности по возмещению им в установленном законодательством Российской Федерации порядке ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам в связи с нарушением законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, установленных вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении или решением суда.
ООО "ВИТЯЗЬ-АВТО" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "в" пункта 13 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", нарушают права и законные интересы Общества в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничивая право на вылов (добычу) водных биологических ресурсов.
В суде представитель ООО "ВИТЯЗЬ-АВТО" адвокат Ходосова О.П. поддержала заявленные требования и пояснила, что оспариваемые положения Правил изданы с превышением полномочий Правительства Российской Федерации, предоставленных ему Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и ограничивают права заявителя на ведение рыболовства.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (поручение от 28 июля 2015 г. N ИШ-П11-5088).
Представитель Правительства Российской Федерации К. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что Правила изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не ограничивают права заявителя на получение разрешения на вылов (добычу) водных биологических ресурсов.
Выслушав объяснения представителей ООО "ВИТЯЗЬ-АВТО" адвоката Ходосовой О.П., Правительства Российской Федерации К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации принимает постановления, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в пределах полномочий, определенных этим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента Российской Федерации (части 1, 2, 3 статьи 3).
Биоресурсы находятся в федеральной собственности. Право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (часть 1 статьи 10, часть 1 статьи 11).
Рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена, и Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусматривает выдачу разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов. Согласно статье 34 названного Федерального закона разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается при осуществлении: промышленного рыболовства; прибрежного рыболовства; рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях; рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях; рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства); организации любительского и спортивного рыболовства; иных предусмотренных Федеральным законом случаях.
Порядок оформления, выдачи, регистрации разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесения в них изменений в соответствии со статьей 36 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" устанавливается Правительством Российской Федерации.
Реализуя полномочия в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, Правительство Российской Федерации постановлением от 22 октября 2008 г. N 775 утвердило Правила, которые устанавливают порядок оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений.
Устанавливая порядок оформления и выдачи разрешений, Правила в пункте 13 предусматривают также основания для отказа в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Доводы ООО "ВИТЯЗЬ-АВТО" о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта ограничивают права лиц, обладающих правом на получение разрешения на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1, частью 1 статьи 7.1 вышеуказанного Федерального закона лица, занимающиеся промышленным рыболовством, вправе осуществлять поиск и добычу (вылов) водных биоресурсов, приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, а также производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на судах рыбопромыслового флота.
Согласно статье 12 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" право на добычу (вылов) водных биоресурсов может быть ограничено в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Обеспечивая правовое регулирование добычи водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, Правительство Российской Федерации, регулируя отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, основанием для отказа в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов предусмотрело наличие на дату подачи заявления неуплаченных пользователем штрафов в связи с нарушением законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, установленных вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении. Предусмотренное подпунктом "в" пункта 13 Правил положение соответствует действующему законодательству.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира (статья 8.37). К нарушениям правил осуществления рыболовства относятся, в частности, добыча (вылов) водных биоресурсов без разрешительных документов, если их получение является необходимым условием осуществления этой деятельности.
В соответствии со статьей 31.2 данного Кодекса постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами и подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
Предусмотренное в подпункте "в" пункта 13 Правил основание для отказа в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов при наличии неуплаченных пользователем штрафов в связи с нарушением законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, установленных вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении или решением суда, нельзя рассматривать как ограничение на выдачу разрешения, поскольку оно не лишает заявителя права на получение разрешения после выполнения обязанностей по уплате штрафа, вытекающих непосредственно из Федерального закона.
Следовательно, оспариваемые положения Правил не вводят для административного истца дополнительных обязанностей, не установленных федеральным законом.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ООО "ВИТЯЗЬ-АВТО" о признании недействующим подпункта "в" пункта 13 Правил оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 775, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА